ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1907/2021 от 21.10.2021 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 октября 2021 года пос. Яр УР

Судья Глазовского районного суда Кротова Е. В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярославцева М. В., рассмотрев материалы по ст. 7. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярославцева М.В., <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заключен договор водопользования -а от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированный в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за номером ) с ИП ГКФХ Ярославцев М. В., согласно п. 18 которого ИП ГКФХ Ярославцев М. В. обязан предоставить в Минприроды УР не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на бумажном носителе и (или) в электронном виде с сопроводительным письмом :

- отчет о фактических параметрах водопользования;

- отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий;

- отчет о выполнении условий использования водного объекта;

- отчет о результатах наблюдении за водным объектом и его водоохраной зоной.

Срок действия договора водопользования устанавливается на 20 лет, дата окончания действия договора: ДД.ММ.ГГГГ.

Цель водопользования - использовании акватории пруда <адрес><адрес>), расположенного на расстоянии 8<адрес> Удмуртской Республики. Площадь части акватории – <данные изъяты> кв. км.

Указанная выше отчетность должна быть предоставлена за 2 квартал 2021 года до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, поступившей от заместителя начальника отдела водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства Минприроды Удмуртской Республики о водопользователях, не предоставивших в установленные сроки в уполномоченный орган соответствующие отчетности, следует, что ИП ГКФХ Ярославцев М. В. не предоставил отчетность ДД.ММ.ГГГГ, согласно договору водопользования -а от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ИП ГКФХ Ярославцевым М. В. нарушены условия договора водопользования – а от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ИП ГКФХ Ярославцев М. В., не исполнил п. 18 договора водопользования - а от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушении требований водного законодательства, не принял мер, направленных на своевременное направление в Минприроды Удмуртской Республики отчета о фактических параметрах водопользования;

- отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий;

- отчета о выполнении условий использования водного объекта;

- отчета о результатах наблюдении за водным объектом и его водоохраной зоной.

В судебном заседании ИП ГКФХ Ярославцев М. В. с протоколом согласился, вину признал. Пояснил, что бухгалтер, отвечающий за набавление отчетов, была в отъезде за пределами <адрес> УР. Другие лица не могли отправить отчет. Отчеты отправили ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты и ДД.ММ.ГГГГ полпредством почтовой связи.

Должностное лицо – старший инспектор в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. Судом дело рассмотрено без участия должностного лица.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ Ярославцев М.В.ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (уполномоченный орган) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ярославцевым М. В. (водопользователь) заключен договор водопользования – а. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в государственном водном реестре за .

Согласно п. 1 указанного договора Уполномоченный орган, действующий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации предоставляет, а Водопользователь принимает в пользование часть акватории пруда реки <адрес> Удмуртской Республики, площадь акватории- <данные изъяты> кв. км.

Срок действия договора установлен – 20 лет, дата окончания действия договора – ДД.ММ.ГГГГ (п. 29 договора).

Согласно п. п. е п. 18 указанного договора водопользователь обязан предоставлять в Уполномоченный орган, а так же в территориальный органа Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на бумажном носителе и (или) в электронном виде с сопроводительным письмом:

- отчет о фактических параметрах водопользования (по форме Приложения );

- отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий(по форме Приложения );

- отчет о выполнении условий использования водного объекта(по форме Приложения );

- отчет о результатах наблюдении за водным объектом и его водоохраной зоной.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства ФИО4 начальнику отдела экологической безопасности и надзора Министерства природных ресурсов и водопользователь ИП направлена информация о том, что Ярославцев М. В. не сдал отчетность за 2 квартал 2021 года.

Согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

По смыслу статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок использования водных объектов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение такого порядка влечет причинение значительного вреда окружающей природной среде. Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере использования водных объектов.

Согласно ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 8 Приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 30 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями" собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Из представленных суду доказательств следует, что в нарушении требований ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. 18 договора о водопользовании - а от ДД.ММ.ГГГГ, водопользователь ИП ГКФХ Ярославцев М. В. не представил, предусмотренные договором отчеты за 2 квартал 2021 года до ДД.ММ.ГГГГ.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ИП ГКФХ Ярославцевым М. В. не были приняты своевременно все зависящие от него меры по соблюдению требований водного законодательства.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению ИП ГКФХ Ярославцевым М. В. требований водного законодательства, не представлено, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства, был обязан своевременно направить в уполномоченный орган – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные договором – а от ДД.ММ.ГГГГ отчеты за 2 квартал 2021 года.

Сроки предоставления таких отчетов предусмотрены названными положениями вышеуказанного договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ- а, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за номером .

Применительно к условиям указанного договора п. г. ст. 19 водопользователь обязан вести регулярные наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохранной зоны по согласованной с Уполномоченным органом программе, прилагаемой к договору и представление результатов таких регулярных проверок наблюдений на бумажном носителе в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Из материалов дела ясно следует, что глава КФХ Ярославцев М. В. нарушил вышеуказанные требования, в связи с чем, он подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ИП ГКФХ Ярославцев М. В. имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны собственности, за нарушение которого ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Протокол об административном правонарушении в отношении ИП ГКФХ Ярославцев М. В. соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом не усматривается.

Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд находит исследованные доказательства достаточными и подтверждающими наличие в действиях правонарушителя всех признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 7. 6 КоАП РФ – водопользование частью водного объекта с нарушением его условий.

Доводов и доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, суду не представлено.

При определении вида и размера административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ИП ГКФХ Ярославцев М. В. административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства совершенного правонарушения.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность ИП ГКФХ Ярославцев М. В. в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ суд не усматривает.

В качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность суд находит признание вины, раскаяние, <данные изъяты>.

Санкция ст. 7. 6 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административный штраф - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 3. 12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, в случаях, предусмотренных указанной статьей. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поскольку в результате совершения ИП ГКФХ Ярославцевым М. В. правонарушения не наступили тяжкие последствия в виде угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; требования действующего законодательства и условия договора выполнены, по делу установлены обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.1- 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать виновным индивидуального предпринимателя – главу Крестьянского (фермерского) хозяйства Ярославцева М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7. 6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате на расчетный счет .

Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности положения части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (в течение 60 суток) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Е. В. Кротова