ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-193/2022 от 15.03.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-193/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<...> 15 марта 2022 года

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Полякова Н.В.

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО1, должностного лица, оставившего протокол об административном правонарушении ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» - ОГРН ..., ИНН/КПП ..., юридический адрес: <адрес>,

установил:

10.03.2022 в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности юридическим лицом, эксплуатирующим объект повышенной опасности – Шахта ... (находящийся по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ...), установлено, что горные работы на конвейерном штреке 423-ю (далее КШ 423-ю) пласта Четвертого ..., осуществляются АО «Воркутауголь» с нарушениями требований промышленной безопасности, представляющими непосредственную угрозу жизни или здоровью людей;

горная выработка ..., на проходческом комбайне 1 ГПКС – 04 зав. ..., неисправна система взрывозащитного орошения на рабочем органе при работе на пластах содержащих фрикционно-опасные горные породы, что не соответствует параметрам документации организации –изготовителя технического устройства.

горная выработка ..., компрессор ДЭН-45 ШМ зав...., не обеспечен достаточным количеством средств первичного пожаротушения – шесть огнетушителей не пригодны для использования, выявлена течь масла на почву, засорены воздушный и масляный фильтры,, над компрессором проходят силовые кабели, отсутствует первый от коллектора раздачи быстроразъемный участок пневмопровода для очистки пневмопровода от нагара, длиной 3 м.

Действия АО «Воркутауголь» квалифицированы должностным лицом Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

В соответствии с протоколом от <дата> №п/2022-05 с 10 час. 00 мин. <дата> запрещена эксплуатация проходческого комбайна 1 ГКПС-04 зав.... и компрессорной винтовой переносной установки ДЭН-45ШМ «Шахтер» зав. ..., в конвейерном штреке ... опасного производственного объекта АО «Воркутауголь» ..., расположенном по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ..., поскольку выявленные нарушения промышленной безопасности создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Защитник юридического лица АО «Воркутауголь» ФИО1, вину в совершении указанного административного правонарушения признала в полном объёме, дала объяснения о том, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении устранены в полном объёме, в подтверждение чего представила копии соответствующих документов. При назначении наказания просила учесть признание юридическим лицом своей вины в совершении административного правонарушения, устранение допущенных нарушений и назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, представил заключение, из которого следует, что нарушения отражённые в протоколе о временном запрете деятельности от <дата> № п/2022-05, которые создавали угрозу жизни и здоровью людей, устранены в полном объёме.

Выслушав представителя АО «Воркутауголь», должностное лицо, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

Административное правонарушение есть противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В силу ч.1 ст. 9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработаны Правила безопасности в угольных шахтах, утвержденные приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 507, а также Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт, утвержденная приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506.

Как следует из п.2, п. 3 указанных Правил безопасности, настоящие Правила распространяются на организации, осуществляющие добычу угля (горючих сланцев) подземным способом, и обязательны для руководителей и специалистов организаций и их обособленных подразделений, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией, консервацией (ликвидацией) опасных производственных объектов угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы, конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для работников иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт; устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, безопасность технологических процессов, направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и обеспечивают готовность угледобывающих организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.

Пунктом 173 Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (далее – правила безопасности) запрещена эксплуатация выемочных и проходческих технических устройств с неисправными или отсутствующими системами пылеподавления, а на пластах, содержащих фрикционно-опасные горные породы - с неисправными или отсутствующими системами взрывозащитного орошения. Параметры работы средств пылеподавления технических устройств должны соответствовать документации организации-изготовителя технических устройств. Места образования угольной (породной) пыли оборудуют средствами пылеподавления.

Согласно п. 389 Правил безопасности подземные стационарные и передвижные компрессорные установки и воздухопроводы в горных выработках шахты размещают и эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией шахты и технической документацией организации-изготовителя.

В соответствии с п. 393 Правил безопасности применяют передвижные компрессорные установки в тупиковых горных выработках шахт при соблюдении следующих условий: наличие автоматической пожаротушащей установки; наличие блокировки, обеспечивающей автоматическое отключение электрической энергии на компрессорной установке при работе проходческого комбайна, погрузочной машины; воздушный фильтр компрессора оборудован индикатором заполнения фильтра и должен обеспечивать очистку воздуха на 99% при концентрации в нем пыли 30 мг/м3; унос масла при работе компрессора не должен превышать 0,02 г/м3; первый от коллектора раздачи участок пневмопровода длиной 3 м должен быть быстроразъемный для проведения очистки нагара внутри него. Очистку быстроразъемного участка пневмопровода от нагара проводят еженедельно; применяемое для смазки и охлаждения компрессора масло должно иметь температуру воспламенения не ниже 200 °C; компрессорная установка должна иметь не менее трех ступеней тепловой защиты, одна из которых - электродвигателя. В местах расположения компрессорной установки силовые кабели и кабели связи прокладывают на противоположной стороне горной выработки и защищают от повреждений. С обеих сторон установки располагают ящики с песком или инертной пылью вместимостью не менее 0,4 м3 и по пять порошковых огнетушителей.

Пунктом 399 Правил безопасности запрещены включение и работа подземной передвижной компрессорной установки при: содержании метана в месте расположения установки более 1,0%; отсутствии или неисправности тепловой защиты; неисправности регулятора производительности, предохранительных клапанов, манометров и термометров; течи масла; обратном вращение винтов компрессора; засоренных воздушном и масляном фильтрах.

Как установлено в судебном заседании, соблюдение указанных требований промышленной безопасности при ведении горных работ АО «Воркутауголь» в полном объеме не обеспечено.

Действия АО по добыче угля «Воркутауголь» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности, поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Вина юридического лица подтверждается: протоколом об административном правонарушении от <дата> № п/2022-05, протоколом от <дата> о временном запрете деятельности, протоколом от <дата> осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов, копией свидетельства о регистрации от <дата>, в соответствии с которым АО «Воркутауголь» эксплуатирует опасный производственный объект – ... (рег.номер ... I класс опасности).

Представленные доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости, их совокупности достаточно для вывода о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности юридического лица состава административного правонарушения.

По заключению старшего государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского Управления Ростехнадзора ФИО2 нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2022 №п/2022-5 устранены в полном объёме.

С учетом указанного, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность АО «Воркутауголь» в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, в данном случае являются признание АО «Воркутауголь» вины в совершении рассматриваемого административного правонарушения, а также устранение выявленных нарушений на дату рассмотрения дела.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ для юридических лиц влечет наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административное приостановление деятельности согласно ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания. Возможно приостановление деятельности юридических лиц, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей.

В настоящем случае, учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих и обстоятельства отягчающего административную ответственность, а также принимая во внимание устранение выявленных нарушений на дату рассмотрения настоящего дела, что подтверждено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, возможно применить наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 3.12, 4.1, 29.9, 29.10, 32.2 КоАП РФ, судья

постановил:

Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» (ОГРН ..., ИНН/КПП ..., юридический адрес: <адрес>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ... (...) рублей.

Разъяснить, что штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Казначейский счет ...;

ЕКС ...

Получатель УФК по РК (Печорское Управление Ростехнадзора) Отделение – НБ Республика Коми Банка России // УФК по Республике Коми г.Сыктывкар;

БИК ...;

КБК ...;

ИНН ...;

КПП ...;

ОКТМО ...,

назначение платежа – административный штраф (протокол № п/2022-05 от <дата>),

УИН – постановление по делу об административном правонарушении ... от <дата>.

Отменить меру обеспечения в виде запрета эксплуатации проходческого комбайна 1 ГКПС-04 зав.... и компрессорной винтовой переносной установки ДЭН-45ШМ «Шахтер» зав. ..., в конвейерном штреке 423-ю пласта Четвертый опасного производственного объекта АО «Воркутауголь» ... расположенном по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ....

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.

Постановление в окончательной форме изготовлено 15.03.2022

Судья Н.В. Полякова