Дело № 5-197/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 декабря 2017 года г. Ростов-на-Дону
Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Фадеева Э.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69»,
УСТАНОВИЛ:
В Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, из материалов которого следует, что согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим специалистом отдела надзора в сфере образования Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Е.Е.А.., уполномоченной постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 30 в соответствии с ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением г. г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» заключило трудовой договор с К.О.В,., назначив ее на должность учителя-логопеда. В ходе проверки установлено отсутствие высшего профессионального образования в области дефектологии у ФИО1, что не позволяет занимать ей должность учителя-логопеда.
Законный представитель МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» Г.Н.В,., являющаяся заведующей учреждения, в судебное заседание явилась, вину в совершении административного правонарушения не признала, представила письменное объяснение.
Защитник МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» К.А.К.. пояснил, что К.О.В.. имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специальная психология», прошла профессиональную переподготовку НОЦ «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов «Диагностика. Развитие. Коррекция») Академии психологии и педагогики ЮФУ по программе «Логопедия» в объеме 1200 часов, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере специального (дефектологического) образования, логопедии. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В случае признания МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» виновным в совершении административного правонарушения просил суд с учетом материального положения бюджетного учреждения назначить наказание ниже низшего предела санкции статьи либо прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Представитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя.
При принятии судебного постановления по делу суд во исполнение требований ст. 26.1 КоАП РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для дела и в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966, несоответствие образовательного ценза педагогических работников установленным требованиям является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В соответствии с пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требования к уровню квалификации учителя-логопеда: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в должности учителя-логопеда работает К.О.В.. (трудовой договор № №).
ФИО1 имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специальная психология», ей присвоена квалификация - специальный психолог по специальности «специальная психология» (диплом Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова). Согласно удостоверению о повышении квалификации ФГАОУ ВО ЮФУ прошла повышение квалификации по программе «Клиническая (медицинская) психология» (удостоверение о повышении квалификации №№ регистрационный номер №), диплому о профессиональной переподготовке ФГАОУ ВО ЮФУ прошла профессиональную подготовку НОЦ «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов («Диагностика. Развитие. Коррекция»)» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета по программе «Логопедия» (диплом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер №), удостоверению о повышении квалификации ФГАОУ ВО ЮФУ прошла повышение квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО» (удостоверение о повышении квалификации № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №).
Документов, подтверждающих прием на педагогическую работу данного работника как лица, не имеющего специальной подготовки, или иных документов об образовании, в том числе протоколов заседаний аттестационных комиссий, во время проведения проверки образовательной организацией предоставлено не было, что также подтверждается объяснительной заведующего МБДОУ № 69 К.О,В.. от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», заключившим трудовой договор с ФИО1, не имеющей высшего профессионального образования в области дефектологии, допущено грубое нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, за что ч. 3 cт. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.
То есть противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценивается с точки зрения нарушения установленных правил. При этом имеются в виду характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественно опасный результат.
Протокол об административном правонарушении в отношении МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, надлежащим лицом, в пределах своей компетенции.
Все собранные по делу доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» не было предпринято достаточных мер, а как следствие, не проявило должной степени осмотрительности и не предприняло всех зависящих от юридического лица мер для соблюдения требований лицензии.
Достаточных допустимых и относимых доказательств отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, или события административного правонарушения суду не представлено.
Совершение административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», лицензией № № от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к лицензии от 12.08.2015, трудовым договором № № от ДД.ММ.ГГГГ приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, дипломами ФИО1, удостоверениями о повышении квалификации ФИО1, приказом № №
Указанные выше доказательства оценены судом в совокупности и являются юридически допустимыми.
Довод ФИО2 о том, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку согласно официальному разъяснению, изложенному в письме Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, №№, высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов, а также диплом, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям, не менее 1000 часов, а ФИО1 имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специальная психология», признается судом несостоятельным, поскольку указанные разъяснения являлись временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетенции при присвоении квалификационной категории, действовали до вступления в силу Приказа №761н.
Ссылка ФИО2 на Методические рекомендации по организации логопедической помощи Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в соответствии с письмом №№ от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принята во внимание, поскольку указанные методические рекомендации не являются прямо обязывающим нормативно-правовым актом, они лишь создают алгоритм исполнения того или иного нормативного акта, также противоречат действующему законодательству. В частности, согласно требованиям к уровню квалификации учителя-логопеда, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н, он должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии, в то время как методические рекомендации указывают на то, что на должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или прошедшие профессиональную переподготовку по программе «Логопедия» (на базе высшего образования).
Действия МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В связи с чем, с целью обеспечить индивидуализацию наказания лица, виновного в совершении административных правонарушений и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения его имущественных прав и интересов, судья считает необходимым признать исключительными обстоятельства, связанные с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад №69» и назначить наказание ниже низшего предела, но не менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Суд обращает внимание заявителя, что признание малозначительности является правом, а не обязанностью суда.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, особый статус дошкольного образовательного учреждения, отсутствие, предусмотренных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом судом учитывается, что нарушение в сфере лицензируемой образовательной деятельности создает реальную угрозу качеству оказываемых образовательных услуг, что препятствует признанию указанного правонарушения малозначительным.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления суммы штрафа: ИНН <***>, КПП 616401001, получатель: УФК по Ростовской области (Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области л/с <***>), банк получателя: Отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Ростов), р/счет <***>, БИК 046015001, ОКТМО 60701000, КБК 07711607000016000140.
Разъяснить МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад № 69», что согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад №69», что согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/ Э.Н. Фадеева