ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/16 от 01.02.2016 Черлакского районного суда (Омская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Р.п. Черлак, Омской области

Дело № 5-1/2016

Судья Черлакского районного суда Омской области Губер Е.В.,

при секретаре Воробьевой К.В.

Рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Промсервисгаз», расположенного по юридическому адресу: ... в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

18 декабря 2015 года, в 10 час. 30 мин., при проведении внеплановой выездной проверки должностными лицами Омского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, установлено осуществление юридическим лицом ООО «Промсервисгаз» деятельности, с нарушением обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: не представлена документация, подтверждающая ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта; не представлена проектная и исполнительная документация на АГЗС; не представлен паспорт на сосуд, работающий под избыточным давлением; опасный производственный объект – станция газозаправочная автомобильная не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов; техническое устройство – сосуд, работающий под давлением зав.№2/9816 не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора; не проведено периодическое техническое освидетельствование сосуда, работающего под давлением зав.№2/9816.

Тем самым, юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Промсервисгаз», нарушило требование ст.ст.2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 10, 214, 217, 226, 283 «и», 382-383 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116 и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица – директор ООО «Промсервисгаз» Комаров В.О. в судебном заседании показал, что с протоколом об административном правонарушении и выявленными нарушениями он согласен, принимаются меры к устранению данных нарушений в установленные Ростехнадзором, сроки, на сегодняшний день, деятельность АГЗС не осуществляется, на счету юридического лица имеются денежные средства в сумме 40 000 рублей. Просит суд не применять к юридическому лицу административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Белаш И.В. действующий на основании доверенности №186 от 25.01.2016 г. в судебном заседании показал, что после проведения технического освидетельствования сосуда с разрешения эксперта деятельность АГЗС может быть возобновлена. Других дополнений у него не имеется.

Изучив материалы дела, выслушав показания лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица – ООО «Промсервисгаз», состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Согласно ч.1-2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

В соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона №116-ФЗ Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, к которому в том числе относиться и АГЗС.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.

В соответствии с пунктом 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 г. №116, настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа): пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C); иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

Настоящие ФНП предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта, а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 2 настоящих ФНП, в том числе, сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей; баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов; цистерн и бочек для сжатых и сжиженных газов; цистерн и сосудов для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения (пункт 3).

В соответствии с пунктом 10 указанных ФНП, установка, размещение и обвязка оборудования под давлением на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности и законодательства о градостроительной деятельности. Отклонения от проектной документации не допускаются.

После принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением. Транспортируемые сосуды (цистерны) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования (пункт 214 ФНП).

Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется: оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора согласно пункту 214 настоящих ФНП; оборудование под давлением, не подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора, при наличии иных признаков отнесения объектов к категории ОПО, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности (пункт 217 ФНП).

Специалист, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, должен в том числе, хранить паспорта оборудования под давлением и руководства (инструкции) организаций-изготовителей по монтажу и эксплуатации, если иной порядок хранения документации не установлен распорядительными документами эксплуатирующей организации (пункт 226 ФНП).

Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо, в том числе, обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП и принятой в эксплуатирующей организации системой проведения работ (подпункт «и» пункта 218 ФНП).

Объем, методы и периодичность технических освидетельствований сосудов (за исключением баллонов) должны быть определены изготовителем и указаны в руководстве (инструкции) по эксплуатации. В случае отсутствия таких указаний периодичность технических освидетельствований в пределах срока службы сосудов должна соответствовать требованиям, указанным в приложении №4 к настоящим ФНП (пункт 382 ФНП).

Первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование сосудов, подлежащих учету в территориальном органе Ростехнадзора, проводят уполномоченная специализированная организация, а также лицо, ответственное за осуществление производственного контроля за эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в сроки, установленные в руководстве (инструкции) по эксплуатации или в приложении №4 к настоящим ФНП.

В судебном заседании было установлено, что ООО «Промсервисгаз» является юридическим лицом, коммерческой организацией, основной деятельностью которого согласно Устава является получение прибыли; в числе видов деятельности юридического лица предусмотрено в том числе: розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными доказательствами ООО «Промсервисгаз» осуществляет указанную деятельность при эксплуатации опасных производственных объектов, с нарушением обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.

Таким образом, суд находит вину юридического лица – ООО «Промсервисгаз» в совершении инкриминируемого административного правонарушения доказанной, а его действия подлежащими квалификации по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ – как нарушение требований промышленной безопасности.

При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие в материалах дела данных о привлечении юридического лица ранее к административной ответственности, принятие юридическим лицом мер к устранению выявленных нарушений, финансовое положение юридического лица, и полагает возможным подвергнуть юридическое лицо административному наказанию в виде административного штрафа.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренными ч.2 ст.4.2 КоАП РФ суд признает впервые совершение юридическим лицом административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, принятие мер к устранению выявленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Вместе с тем, минимальный порог размера административного штрафа для данного состава административного правонарушения установлен в отношении юридических лиц в размере от 200 000 рублей.

В соответствии с п.3.2 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п.3.3 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, добровольное приостановление деятельности и принятие последним мер к устранению выявленных нарушений, суд полагает, что назначение юридическому лицу административного наказания в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, не будет являться справедливым и соразмерным содеянному, поскольку сумма минимального штрафа является весьма обременительной, может приобрести характер чрезмерного административного взыскания и считает возможным для достижения цели административного наказания, применить положения п.3.2 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание ниже низшего предела административной санкции, предусмотренной за совершенное правонарушение.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.9.1, ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Промсервисгаз» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Сумму штрафа зачесть по следующим реквизитам:

Получатель: отделение Банка России г.Омск

УФК по Омской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с 04521055300)

р/с 40101810100000010000

ИНН 4200000206

КПП 420501001

БИК 045209001

ОКТМО 52701000

КБК 498 1 16 45 000 01 6000 140

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области.

Судья Е.В Губер