ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/19 от 21.02.2019 Моздокского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 5-1/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 февраля 2019 года г.Моздок РСО-Алания

Судья Моздокского районного суда РСО-Алания Оганесян А.В., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Клинчаевой Т.И. - Антонюк В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении

индивидуального предпринимателя Клинчаевой Татьяны Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданина Российской Федерации, ОГРН , дата внесения записи ДД.ММ.ГГГГ, ИНН от ДД.ММ.ГГГГ, адрес государственной регистрации: <адрес> ОГРНИП , ранее не привлекавшейся к административной ответственности, привлекаемой к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представителю лица, привлекаемого к административной ответственности Клинчаевой Татьяны Ивановны, Антонюк Виктору Викторовичу разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ из Донской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная палата» в суд поступил административный материал в отношении ИП Клинчаевой Т.И., согласно которого ДД.ММ.ГГГГ ведущим контролером Донской Госинспекции по результатам проверки в отношении индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. (далее - ИП Клинчаева Т.И.) составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.15.7 КоАП РФ, в связи с тем, что она игнорировала почтовую корреспонденцию (юридически значимых сообщений) по адресу регистрации (юридическому), он же почтовый: <адрес> и по адресу осуществления деятельности: <адрес>, препятствует достижению целей внеплановой документарной проверки деятельности ИП Клинчаевой Т.И. по вопросам исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), проведенной на основании распоряжений начальника Донской Госинспекции о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжения о продлении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно оценки надлежащего соблюдения Предпринимателем требований законодательства о ПОД/ФТ, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, - воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с иным имуществом, проведению уполномоченным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Постановлением Моздокского районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ производству по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ИП Клинчаевой Т.И. - прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Верховного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление Моздокского районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ - отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

ИП Клинчаева Т.И., будучи извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, доверив представление своих интересов Антонюк В.В., который в отзыве указал, что ИП Клинчаева Т.И. не уклонялась от проведения проверки со стороны Донской ГИПН. С ДД.ММ.ГГГГ она переехала на постоянное место жительства в <адрес> и просписана по адресу: <адрес>. О том, что в отношении нее планировалась проверки, она узнала совершенное случайно. На указанный адрес инспекция пробирного надзора не направляла ей никакой корреспонденции, письма ей направлялись на старый адрес: <адрес>. Кроме того, она давно не использует указанные инспекцией телефонный номер и e-mail. Она перерегистрировала ИП по месту ее прописки в <адрес>, что подтверждается выпиской с официального сайта ФНС РФ. Она виновата лишь в том, что своевременно не уведомила ГИПН о смене прописки и прочих контактных данных, однако это было сделано ею по невнимательности, но не с целью уклонения от проведения проверки по ПОД/ФТ.

Представитель ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ» Донская государственная инспекция пробирного надзора - начальник инспекции Михалин А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующему.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в воспрепятствовании организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическим преступлениям.

Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по осуществлению процедур внутреннего контроля. Внутренний контроль представляет собой деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Федерального закона - ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения).

С ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются, в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с п. 2 положения «О порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, в целях контроля за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Пробирная палата России и государственные инспекции пробирного надзора в пределах своей компетенции проводят проверки организаций.

В соответствии с п. 5 «Перечня районов деятельности государственных инспекций пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве Финансов Российской Федерации», являющегося приложением к приказу Российской государственной пробирной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, Донская Госинспекция уполномочена осуществлять надзорные полномочия, в том числе на территории Республики Северная Осетия-Алания.

В соответствии с п. 2 Протокола информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «Пробирная палата России» и его территориальных подразделений, в частности Донскую Государственную инспекцию пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - Донская Госинспекция, Донская ГИПН), Росфинмониторинг и его территориальные подразделения, в частности МРУ Росфинмониторинга по СКФО, передаёт информацию о признаках несоблюдения законодательства в части нарушения порядка предоставления сведений и работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и т.д.

В соответствии с подпунктом 9.2. пункта 5 Положения о федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президент! Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808, Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ от МРУ Росфинмониторинга по СКФО в адрес Донской Госинспекции поступило письмо , содержащее сведения о нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) в деятельности индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. (далее - ИП Клинчаева Т.И., предприниматель, индивидуальный предприниматель).

В соответствии с информацией о наличии правонарушений, предоставленной от МРУ Росфинмониторинга по СКФО (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Донской Госинспекцией на основании распоряжений начальника Донской Госинспекции назначено проведение внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Клинчаевой Т.И. по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, срок которой продлен распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным в открытом доступе на сайте ФНС в сети Интернет https://egrul.nalog.ru/ ИП Клинчаева Т.И. зарегистрирована Федеральной налоговой службой ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 151000614430, ОГРН .

Донской Госинспекцией ДД.ММ.ГГГГ ИП Клинчаева Т.И. была поставлена на специальный учёт, о чем выдано Свидетельство о постановке на специальный учёт от ДД.ММ.ГГГГ и карта постановки на специальный учёт в государственной инспекции пробирного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. г.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон - ФЗ) специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за несение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.

Посредством специального учета осуществляется регулирование отношений в области использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 1, ч 2. ст. 10 Федерального закона № 41-ФЗ.).

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Донской Государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», утверждённого приказом ФКУ «Пробирная палата России» отДД.ММ.ГГГГ, обязанностью Донской Госинспекции является ведение реестра специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

ИП Клинчаева Т.И. была поставлена на специальный учёт ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 51 н (далее - Инструкция 5111).

В соответствии с п. 6 Инструкции 51 н Заявления о постановке на специальный учет подаются организациями и индивидуальными предпринимателями в госинспекцию, в районе деятельности которой они прошли государственную регистрацию, за исключением случаев, указанных во втором абзаце пункта 2 (заявления подаются в госинспекцию. осуществляющую контроль на объекте спецучета), а также в пункте 5 заявления подаются в госинспекции по месту расположения обособленных подразделений). В заявлении, которое пишется в свободной форме, указывается: для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные: серия, номер, кем, когда выдан, адрес регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 8 Инструкции 51н индивидуальными предпринимателями вместе с заявлениями о постановке на специальный учет представляются в госинспекцию: заполненная карта постановки на специальный учет (в двух экземплярах) по форме согласно приложению 1; копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя; копия информационного письма территориального органа статистики об учете предпринимателя в составе Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО); копия свидетельства о постановке предпринимателя на налоговый учет с указанием его идентификационного номера (ИНН).

В карте постановки на специальный учет заполняются только пункты, имеющие отношение к индивидуальным предпринимателям. Наряду с другими данными указываются адреса помещений, в которых будет производиться работа с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями вне места жительства, по которому они прошли государственную регистрацию, предъявляют также копии документов, свидетельствующие о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на правах собственности, оперативного управления, аренды, субаренды).

При постановке на специальный учёт в Донскую Госинспекцию ДД.ММ.ГГГГ ИП Клинчаевой Т.И. были предоставлены, в соответствии с Инструкцией 51 н, все необходимые документы. В соответствии с п. 16 Инструкции 51 н ИП Клинчаевой Т.И. выдано Свидетельство о постановке на специальный учет сроком на пять лет.

В Карте постановки на специальный учёт указаны следующие сведения:

- заявленные виды деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней:

ОКВЭД - 52.48.22 - Розничная торговля ювелирными изделиями;

ОКВЭД - 52.73 - Ремонт часов и ювелирных изделий;

ОКВЭД - 36.22.5 - Производство ювелирных изделий.

- адрес регистрации индивидуального предпринимателя (он же почтовый): <адрес>.

- телефон:

- e-mail: izumrudl5@mail.ru.

- заявленное место осуществления деятельности: <адрес>.

В качестве документа, удостоверяющего личность Предпринимателя, указан паспорт гражданина Российской Федерации , выданный Отделом УФМС России по Республике Северная Осетия - Алания в Моздокском районе ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

ИП Клинчаевой Т.И. была предоставлена заполненная карта постановки на специальный учет, подписанная собственноручно предпринимателем с простановкой оттиска печати предпринимателя, с указанием в п. 12 Карты специального учёта адреса регистрации индивидуального предпринимателя: <адрес>.

Вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ приказ Минфина н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лицилииндивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», вступивший в силу не устанавливает требований о новой постановке на специальный учёт (получение новых документов о постановке на специальный учёт) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, поставленных на специальный учёт до момента вступления в силу вышеназванных актов.

Таким образом, Свидетельство о постановке на специальный учет, выданное ИП Клинчаевой Т.И. сроком на пять лет, является действующим до окончания пятилетнего срока.

В целях проверки информации о наличии правонарушений в деятельности ИП Клинчаевой Т.И., предоставленной от МРУ Росфинмониторинга по СКФО (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Донской Госинспекцией в адрес Предпринимателя был направлен запрос с приложением копии распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки по адресу регистрации (юридическому), он же почтовый: <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) - возвращено в Донскую Госинспекцию с отметкой «Истек срок хранения».

В целях проведения проверочных мероприятий, проведение внеплановой документарной проверки было продлено на 23 рабочих дня по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Запрос с приложением копии распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки, а также копии о продлении внеплановой, документарной проверки направлены индивидуальному предпринимателю Клинчаевой Т.И. по адресу регистрации (юридическому), он же почтовый: <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и по адресу осуществления деятельности: <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Юридически значимые сообщения адресату не вручены.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные сведения о проведении проверки направлены ИП Клинчаевой Т.И. посредством электронной почты по адресу izumrudl5@mail.ru, указанному ИП Клинчаевой Т.И. при постановке на специальный учет в Донской Госинспекции.

К акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ приложены распечатки звонков на номер телефона указанный в п. 12 карты постановки на специальный учёт, как контактный.

ИП Клинчаева Т.И, ссылается на то, что она перерегистрировала ИП по месту ее регистрации в <адрес>, что подтверждается выпиской с официального сайта ФНС РФ. Однако, в открытом доступе на сайте ФНС в сети «Интернет» такая информация отсутствует (копия имеется в материалах дела).

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положения раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ), по смыслу п. 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.

Поскольку адрес регистрации ИП Клинчаевой Т.И. в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным в открытом доступе на сайте ФНС в сети «Интернет» отсутствует, то Донской Госинспекцией юридически значимые сообщения направлены на адрес, указанный самим индивидуальным предпринимателем при постановке на специальный учёт, как адрес регистрации: <адрес>.

При этом уведомление о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено на указанный адрес регистрации предпринимателя.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ИП Клинчаева Т.И. сменила адрес регистрации.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства при изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней представляют в уполномоченный орган заявление в произвольной форме о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а также карту специального учета, содержащую новые сведения.

Соответственно, ИП Клинчаева Т.И. не позднее ДД.ММ.ГГГГ должна была представить заявление в произвольной форме о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное индивидуальным предпринимателем в адрес Донской Госинспекции.

В нарушении п. 10 постановления Правительства , ИП Клинчаевой Т.И. данная информация в адрес Донской Госинспекции предоставлена не была.

Таким образом, ссылка ИП Клинчаевой Т.И. на то, что она виновата лишь в том, что своевременно не уведомила ГИПН о смене регистрации и прочих контактных данных, однако это было сделано ею по невнимательности, но не с целью уклонения от проведения проверки по ПОД/ФТ, судом не принимается во внимание.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина ИП Клинчаевой Т.И. в инкриминируемом ей деянии доказана, квалификация действий индивидуального предпринимателя Клинчаевой Т.И. является правильной.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность правонарушителя, судом не установлено.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При назначении административного наказания суд учитывает обстоятельства, характер и степень опасности совершенного административного правонарушения и приходит к выводу о целесообразности назначения ИП Клинчаевой Т.И. наказания в виде штрафа в сумме 700000 руб.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу, судом не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 4.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Признать индивидуального предпринимателя Клинчаеву Татьяну Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, гражданина Российской Федерации, ОГРН , дата внесения записи ДД.ММ.ГГГГ, ИНН от ДД.ММ.ГГГГ, адрес государственной регистрации: <адрес>, ОГРНИП , виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями санкции ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ назначить ИП Клинчаевой Татьяне Ивановне административное наказание в виде административного штрафа в размере 700000 (семьсот тысяч) рублей.

Сумму штрафа в размере 700000 (семьсот тысяч) рублей перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по Ростовской области (Донская ГИПН), КБК , ИНН КПП , ОГРН , р/с , БИК , ОКТМО

Копию постановления направить ИП Клинчаевой Т.И. и Донской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья А.В. Оганесян