ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2016 от 02.02.2016 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 5-1/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

02 февраля 2016 года г.Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области Меликян С.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 3 города Новошахтинска, зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>, ИНН/КПП: , ОГРН:

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детско-юношеской спортивной школой № 3 города Новошахтинска с ДД.ММ.ГГГГ (с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности») по адресу: 346900, <адрес>, совершено длящееся административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАПРФ, обнаруженное актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ

Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п. п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).

В ходе проведения проверки установлено, что в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детско-юношеской спортивной школе № 3 города Новошахтинска в должности старшего тренера-преподавателя работала ФИО2 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ), квалификация (уровень образования) которой не соответствует установленным требованиям.

Согласно требованиям к уровню квалификации «Старший тренер-преподаватель», установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, старший тренер-преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Старший тренер-преподаватель ФИО2 имеет среднее профессиональное образование по профессии «Электрогазосварщик», квалификация «Электрогазосварщик третьего разряда» (диплом среднего профессионально-технического училища № 2 г. Череповца Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ).

Иных документов об образовании и документов, подтверждающих соответствие установленным квалификационным требованиям к уровню образования старшего тренера - преподавателя ФИО2, во время проведения проверки образовательной организацией предоставлено не было.

На основании представленного приказа о переводе на другую работу (от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 работает в МБУДО ДЮСШ № 3 в должности тренера-преподавателя по состоянию на момент окончания проверки. При этом согласно требованиям к уровню квалификации «Тренер-преподаватель», установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, тренер-преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Иных документов, подтверждающих прием на педагогическую работу данного работника в порядке исключения как лиц, не имеющих специальной подготовки, в том числе аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий, во время проведения проверки образовательной организацией предоставлено не было.

На основании вышеизложенного и представленных документов следует, что квалификация ФИО2 не соответствует установленным требованиям.

В соответствии сч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с п. п. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, несоответствие образовательного ценза педагогического работника установленным требованиям является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, допущено грубое нарушение лицензионных требований и условий, установленных п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, за что ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Данное административное правонарушение совершено в форме действия и по вине МБУДО ДЮСШ № 3. У образовательной организации в лице директора имелась возможность не заключать трудовые договоры с лицами, чей образовательный ценз не соответствует установленным требованиям, однако она сознательно допускала последствия своего деяния. МБУДО ДЮСШ № 3 несет ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с п. 5 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, МБУДО ДЮСШ № 3 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании директор МБУДО ДЮСШ № 3 ФИО4, действующий на основании Устава, приказа отдела образования Администрации г.Новошахтинска № 78 от 19.12.2005, вину МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, признал в полном объёме, пояснил, что ФИО3 была принята в ДЮСШ № 3 города Новошахтинска ДД.ММ.ГГГГ по совместительству тренером-преподавателем по настольному теннису, не имея специального педагогического образования, но являясь кандидатом в мастера спорта по этому виду. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята в ДЮСШ № 3 по основной должности. Решение о принятии на работу и проведение аттестации ФИО2 принимал бывший директор ДЮСШ ФИО5 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, выдавая в 2003 году лицензию ДЮСШ и проводя государственную аккредитацию в 2005 году, проверяло образовательный ценз педагогических работников школы, не делало замечаний и не выдавало предписаний по этому поводу. В декабре 2006 года ФИО2 была присвоена первая квалификационная категория, а ДД.ММ.ГГГГ высшая категория, что свидетельствует о высоком профессионализме ФИО3 как тренера-преподавателя. ФИО2 раз в пять лет, как предусмотрено законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повышала квалификацию в Ростовском институте повышения квалификации для педагогических работников, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышала квалификацию в Кубанском государственном Университете физической культуры, спорта и туризма.

С 2011 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который предъявляет следующие требования к квалификации тренера-преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы. В соответствии с разделом 1 «Общие положения» лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. ФИО3, хотя и не имела требуемого образования, но ей была присвоена аттестационной комиссией отдела образования Администрации города Новошахтинска первая категория, а в конце 2011 года присвоена Аттестационной комиссией Министерства общего и профессионального образования Ростовской области высшая категория, что являлось подтверждением её квалификации и соответствия занимаемой должности. Так как данные аттестационные комиссии являются вышестоящими, аттестационная комиссия ДЮСШ № 3 не стала рассматривать кандидатуру ФИО2 на соответствие занимаемой должности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходит обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки по специальности «Специалист физической культуры и спорта. Тренер-преподаватель» в Северо-Кубанском гуманитарно-технологическом колледже. На время обучения от выполнения должностных обязанностей тренера-преподавателя отстранена. При назначении наказания просит суд принять во внимание тяжелое финансовое положение МБУ Центр «Успех» г.Новошахтинска, и назначить наказание в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Выслушав пояснения представителя МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска, проверив и изучив материалы дела, судья находит, что вина МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, т.е. в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), подтверждается материалами дела: актом проверки Ростобрнадзора от 18.12.2015 № 200-15л, лицензией серии (регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ), Уставом образовательной организации, приказом о назначении от ДД.ММ.ГГГГ, тарификационными списками ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, штатным расписанием МБУДО ДЮСШ № 3 на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дипломом средне-профессионального училища <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , приказом о переводе на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска о формальности совершенного административного правонарушения и его малозначительности суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с примечанием к ст.19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 настоящего Положения (наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам), является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, приведенные представителем МБУДО ДЮСШ № 3 доводы не могут являться основанием для нарушения лицензионных требований, установленных п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Представителем МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска в обоснование имущественного и финансового положения представлен суду отчет о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой остаток средств на лицевом счете составляет 0,00 рублей.

С учетом этого, исходя из обстоятельств дела, суд полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ в сумме 100 000 рублей. Суд при этом считает, что назначение МБУДО ДЮСШ № 3 минимального административного штрафа в размере 100 000 рублей не будет соответствовать характеру совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его материальному положению, характеру его деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Разрешая вопрос о размере наказания, суд учитывает характер совершенного МБУДО ДЮСШ № 3 г.Новошахтинска административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, полагая, что назначение наказания в виде административного штрафа в указанном размере соразмерно целям административного наказания и позволяет обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа № 3 города Новошахтинска, зарегистрированное и расположенное по адресу: <адрес>, ИНН/КПП: <***>/615101001, ОГРН: <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: Наименование получателя: УФК по Ростовской области (Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области л/с <***>), расчётный счёт <***> в Отделении по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение ФИО6), БИК 046015001, ИНН <***>, КПП 616401001, ОКТМО 60701000, КБК 07711607000016000140.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья