ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2016 от 13.01.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Материал № 5-1/2016 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тверь 13 января 2016 года

Судья Центрального районного суда город Твери Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании представленные начальником отделения УФМС России по Тверской области в Пролетарском районе г. Твери материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя

Фокша В.В., юридический адрес: <адрес>, ИНН ОРГНИП ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Индивидуальный предприниматель Фокша В.В. привлек к трудовой деятельности в качестве водителя маршрутного транспортного средства <адрес>ФИО1 на маршрутном транспортном средстве <данные изъяты> – микроавтобус гос. номер регион по действующему патенту на работу , по маршруту движения г. Твери, чем не исполнил требования Постановления губернатора Тверской области «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» от 29 декабря 2014 года № 203-пг с внесением изменений в данный нормативный акт Постановлением губернатора Тверской области «О внесении изменений в Постановление губернатора Тверской области от 29 декабря 2014 года № 203-пг» от 27 августа 2015 года № 108-пг, допустив гражданина Таджикистана ФИО1, осуществляющего трудовую деятельность по патенту на работу у юридического лица.

Его действия квалифицированы по ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании ИП Фокша В.В. пояснил, что привлек к трудовой деятельности гр<адрес>ФИО1 по патенту на работу, выданному ДД.ММ.ГГГГ, а изменения в постановление Губернатора о запрете на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан по ОКВЭД 60.23 внесены ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что при таких обстоятельствах гр. <адрес>ФИО1 мог осуществлять свою трудовую деятельность на основании фактически действующих трудовых отношений с ИП Фокша В.В. и действующего патента. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствие события административного правонарушения.

Инспектор ОИК УФМС по Тверской области Кузнецов М.И. просил признать ИП Фокша В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 18.17 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, полагаю необходимым производство по делу об административном правонарушении прекратить, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Общим объектом правонарушений по данной статье являются общественные отношения, возникающие в связи с ограничением прав иностранных работников при осуществлении отдельных видов деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами, в том числе правом на труд, и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Согласно п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Губернатора Тверской области от 29.12.2014 № 203-пг утвержден на 2015 год перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов. Постановление вступило в силу с 1 января 2015 года и подлежало официальному опубликованию.

В Перечне отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов и предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности виды деятельности, предусмотрен запрет, в том числе, 60.21 деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; 60.22 Деятельность такси.

Постановлением же Губернатора Тверской области от 26.03.2015 № 34-пг «О внесении изменений в Постановление Губернатора Тверской области от 29.12.2014 № 203-пг» (вместе с «Перечнем отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов») установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в приложении к настоящему Постановлению, привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим Постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 марта 2015 г.; в газете «Тверская жизнь» от 28 марта 2015 г. № 42.

Постановлением Губернатора Тверской области от 27.08.2015 № 108-пг «О внесении изменений в Постановление Губернатора Тверской области от 29.12.2014 № 203-пг» внесены в перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, утвержденный Постановлением Губернатора Тверской области от 29.12.2014 № 203-пг следующие изменения: а) раздел «а) предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) следующие виды экономической деятельности» после строки 60.22 дополнить строкой: 60.23 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.

Из представленных материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Индивидуальный предприниматель Фокша В.В. привлек к трудовой деятельности в качестве водителя маршрутного транспортного средства гражданина Таджикистана ФИО1 на маршрутном транспортном средстве <данные изъяты> – микроавтобус гос. номер регион по действующему патенту на работу по маршруту движения г. Твери.

Патент выдан ФИО1 УФМС России по Тверской области, на работу у ЮЛ/ИП, территория действия патента – Тверская область, серия дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ на вид деятельности 60.23 – водитель маршрутного такси.

Следовательно, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя маршрутного транспортного средства по маршруту г. Твери, то есть выполнял трудовые отношения, которые возникли в период действия постановления Губернатора Тверской области от 29.12.2014 г. № 203-пг, который запрета на осуществление иностранными гражданами деятельности по управлению прочим сухопутным пассажирским транспортом (ОКВЭД 60.23) не содержал.

С учетом того, что постановление Губернатора Тверской области от 29.12.2014г. № 203-пг не содержало срока приведения в соответствие с введенным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников, данный срок должен исчисляться с учетом требований Трудового законодательства РФ, а именно по сроку окончания разрешительных документов на осуществление определенного вида деятельности.

В силу положений статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Согласно п. 9 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно же ст. 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации наряду со случаями, указанными в статье 76 настоящего Кодекса, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе, в случаях:

приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

окончания срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Представленные материалы свидетельствуют, что на момент инкриминируемого ИП Фокша В.В. административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осуществлял деятельность в качестве водителя маршрутного транспортного средства на основании действующего патента, выданного в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и годичный срок действия разрешительного документа не истек.

Таким образом, действия ИП Фокша В.В. по допуску к трудовой деятельности иностранного гражданина по действующему патенту не образуют объективную сторону вмененного правонарушения, и в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Индивидуального предпринимателя Фокша В.В. на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Е.А. Каширская