ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пгт. Октябрьское 14 января 2016 года
Судья Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Криворучко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, в отношении юридического лица – Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, расположенного в <адрес> привлеченного к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Проведенной в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-мансийского округа-Югры документарной проверкой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Комсомольская основная общеобразовательная школа» было выявлены следующие нарушения: Структура основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ учебный год), не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов установленных частью 3 статьи 11 Федерального закона №-ФЭ, а именно: <данные изъяты>
Структура основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ№, не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов установленных частью 3 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЭ, а именно: в организационном разделе программы отсутствует <данные изъяты>
В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности на момент проведения документарной проверки в штате образовательной организации имеются <данные изъяты>
Таким образом, юридическим лицом Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, нарушены п. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 (в редакции от 27.11.2014 года) «О лицензировании образовательной деятельности, имеющие в штате педагогические работники, не обладающие соответствующей квалификацией указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») и ч.3 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ.
По данному факту в отношении юридического лица Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, составлен протокол по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)
Представители службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры (Обрнадзор Югры) и привлекаемого лица Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, о дате, месте и времени судебного заседания были заблаговременно и надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили. От руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры и представителя Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. Кроме этого директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, <данные изъяты> предоставила в судебное заседание объяснение, в котором указала, что структура действующих образовательных программ начального общего образования и основного общего образования соответствует требованиям ФГОС, установленным ч.3 ст.11 федерального закона №273-ФЗ: <данные изъяты>
В силу положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Согласно положениям ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Из содержания ст.26.11. КоАП РФ следует, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра Сколково») подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (в редакции от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.
Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Подпункт «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию у лицензиата, разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам: начального общего, основного общего образования, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации: <данные изъяты>
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона № 273-Ф3 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Пункт 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования, Стандарт), определяет структуру основной образовательной программы начального общего образования. Подпункты 19.1, 19.3, 19.5, 19.11 пункта 19 Стандарта содержат требования к пояснительной записке основной образовательной программы начального общего образования, учебному плану, программам отдельных учебных предметов, системе условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта.
Пункт 18 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования, Стандарт), содержит требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования. Подпункты 18.3.1. 18.3.1.1 содержат требования к учебному плану основной образовательной программы основного общего образования, к календарному учебному графику.
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона № 273-Ф3 учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона № 273-Ф3).
Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678, к должностям руководителей отнесена, в том числе должность «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения».
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должностям «Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения, «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» - высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
В качестве доказательств виновности Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, суд принимает:
- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором отражены место время и обстоятельства совершенных юридическим лицом правонарушения;
-приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры (Обрнадзор) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении и проведения плановой документарной проверки в отношении Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
-Устав Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
-лицензия на осуществление образовательной деятельности выданная Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
- свидетельство о государственной аккредитации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район и перечень общеобразовательных программ прошедших государственную аккредитацию;
- распоряжение № администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу <данные изъяты> в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район на должность <данные изъяты>;
-основная образовательная программа основного общего образования (5 класс) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
-основная образовательная программа основного общего образования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
- рабочая программа учителя по русскому языку для обучающихся 4 класса Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
- рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район;
- контрольные списки педагогического персонала на ДД.ММ.ГГГГ учебный год;
- диплом № из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> присуждена квалификация <данные изъяты>;
-диплом № из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> присуждена квалификация <данные изъяты>
- диплом № из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты> присуждена квалификация <данные изъяты>
-диплом о среднем профессиональном образовании № из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> присуждена квалификация <данные изъяты>
- диплом бакалавра №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> присвоена квалификация <данные изъяты>;
- уведомление юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, из которого следует, что нарушений прав юридического лица при привлечении к административной ответственности не допущено;
- объяснение директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в котором ей указано, что <данные изъяты>
- директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ дала согласие на составление протокола об административном правонарушении без ее присутствия;
- удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе Менеджмент в образовании от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>
- удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе Менеджмент в образовании от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании судом установлено, что на момент проведения Обрнадзор ХМАО-Югры документарной проверки структура действующих образовательных программам начального общего образования и основного общего образования не соответствовали требованиям ФГОС, установленным ч.3 ст.11 федерального закона №273-ФЗ. Далее в штате образовательной организации педагогические работники не обладали соответствующей квалификацией указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих справочнике. Согласно предоставленных копий удостоверений получили дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район <данные изъяты> и заместитель директора по учебно-воспитательной работе <данные изъяты> До настоящего времени у заместителя директора по воспитательной работе <данные изъяты> отсутствует указанное дополнительное профессиональное образование.
Юридическое лицо Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район <данные изъяты> в своем объяснении указанный факт об устранении перечисленных в административном протоколе правонарушений в настоящее время ни чем не подтвердила. Указанную ссылку на официальный сайт школы суд не признает как доказательство.
С учетом фактических обстоятельств дела подтверждающиеся совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о наличии в действиях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Административное правонарушение было совершено с ДД.ММ.ГГГГ, является длящимся и на момент составления протокола об административном правонарушении не является оконченным, обнаружено ДД.ММ.ГГГГ в период проведения плановой документарной проверки в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район.
При назначении административного наказания, суд в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица в силу положений ст.4.2 КоАП РФ, либо обстоятельств отягчающих административную ответственность юридического лица, в силу положений ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах суд считает невозможным и справедливым не применять к юридическому лицу в качестве административного наказания административное приостановление деятельности и полагает возможным назначить наказание, установленное санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ для административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская основная общеобразовательная школа», Октябрьский район, расположенного в <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Штраф перечислить на счет <данные изъяты>
Разъяснить порядок уплаты штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Разъяснить последствия неуплаты штрафа в указанный в постановлении срок в виде административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение десяти суток с момента его получения или вручения.
Судья А.Н. Криворучко
=согласовано=
Судья: А.Н.Криворучко