П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п.Шаховская, Московской области 19 января 2024 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Соломасовой Ю.Н.,
с участием защитника Комарова И.Н.,
при секретаре Зайцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ,
в отношении первого заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И. А., ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт № № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, выдан отделением паспортной работы <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
14 июня 2023 года председателем Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа Московской области З.Л.Н. в отношении первого заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ, согласно которого, в период с 17.01.2022 по 26.01.2022 с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. и с 16.01.2023 по 25.01.2023 с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. после получения Администрацией отчетов об использовании субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением ремонтов подъездов многоквартирных домов Волоколамского городского округа по состоянию на 31.12.2021, на 31.12.2022 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выраженное в нарушении п.4.1 Порядка осуществления расходов бюджета Волоколамского городского округа Московской области, связанных с выполнением работ по ремонту подъездов в многоквартирных домах, расположенных на территории Волоколамского городского округа Московской области, софинансирование которых осуществляется из бюджета Московской области, утвержденного постановлением главы Волоколамского городского округа от 30.08.2021 № 591 (далее Порядок №591), Администрация как главный распорядитель, предоставляющий субсидию, и орган муниципального финансового контроля не проводили проверку целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии.
Разделом 4 Порядка №591 закреплено, что главный распорядитель, предоставляющий субсидию, и орган муниципального контроля в обязательном порядке проводят проверку целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии и, при необходимости, запрашивает у получателя субсидии документы и материалы, необходимые для осуществления проверки.
Проверка проводится в течение десяти дней с момента получения отчета получателя субсидии об использовании субсидии.
Проверка проводится в целях выявления фактов указания в документах, представленных получателем субсидии, недостоверных сведений, нецелевого использования бюджетных средств, не перечисления средств исполнителю работ, а также использование средств, не подтвержденных первичными документами.
В ходе проведения контрольного мероприятия КСР в Администрации запрашивались акты проверок целевого использования предоставленной субсидии получателем, проводимых Администрацией и органом муниципального финансового контроля:
На запрос КСО от 20.02.2023 № № Администрация письмом от 28.02.2023 № № ответила, что акты проверок целевого использования предоставленной субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением ремонта подъездов в многоквартирных домах получателем субсидии, проводимой органом муниципального финансового контроля отсутствуют (проверки не проводились).
На запрос КСО от 26.04.2023 № № Администрация письмом от 28.04.2023 №№ ответила, что акты органа муниципального финансового контроля о результатах проверок целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии (АО «Волокград») в соответствии с разделом 4 Порядка № 591 отсутствуют.
Тем самым, Администрация нарушила п.4.1 Порядка № 591, в котором закреплено, что главный распорядитель, предоставляющий субсидию, и орган муниципального финансового контроля в обязательном порядке проводят проверку целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии и, при необходимости, запрашивают у получателя субсидии документы и материалы, необходимые для осуществления проверки. Непосредственно по завершении проверки составляется акт с отражением ее результатов, выявленных нарушений.
В нарушение п.4.1 Порядка № 591 Администрация как главный распорядитель, предоставляющий субсидию, и орган муниципального финансового контроля не проводили обязательную проверку целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии.
В период совершения административного правонарушения Абрамов И.А. находился в должности первого заместителя главы Администрации с 18.11.2019 на основании распоряжения главы Волоколамского городского округа от 18.11.2019 № №
Согласно абз.6 п. 3.3, п. 3.6 должностной инструкции, утвержденной распоряжением главы Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № №, первый заместитель главы Администрации курирует и отвечает за вопросы реализации муниципального контроля и предоставления отчетности с выполнением контрольных мероприятий, координирует деятельность Финансового управления Администрации, являющегося органом муниципального финансового контроля.
Таким образом, первым заместителем главы Администрации Абрамовым И.А. было допущено нарушение требований раздела 4 (п. 4.1, 4.2) Порядка №, выразившееся в не проведении обязательных проверок целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии – АО «Волокград» на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах Волоколамского городского округа в 2021-2022 годах.
При составлении протокола Абрамов И.А. указал, что объяснения будут даны в суде.
Абрамов И.А. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания, его защиту в судебном заседании представляет защитник Комаров И.Н., что в соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник Комаров И.Н. пояснил, что доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении не признает, с правонарушением не согласен, просит прекратить производство об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении Абрамова И.А., в связи с тем, что согласно протоколу КСО предметом нарушения является отсутствие проверки целевого использования бюджетных средств полученной субсидии. Актом №№ по результатам плановой выездной проверки и представлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ Управлению ЖКХ и градостроительства выдвинуты требования по осуществлению контроля со стороны Управления за предоставлением ежемесячной отчетности по целевому расходованию средств субсидии получателем. Проверка предоставления субсидии получателем АО «ВОЛОКГРАД» не проводилась ввиду отсутствия оснований. Кроме того, дополнил, что непосредственно деятельность по контролю осуществляет отдел финансового контроля Финансового управления администрации Волоколамского городского округа Московской области.
Свидетель З.Л.Н. (председатель контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа Московской области) показала, что она составила протокол №№ от 14.06.2023 года в отношении первого заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И.А. по результатам контрольного мероприятия «проверка законности расходования средств субсидий, выделенных в 2021-2022 годах юридическим лицам Волоколамского городского округа в рамках исполнения отдельных мероприятий муниципальных программ «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности на 2020-2025 годы». В нарушение п.4.1 порядка №591, было установлено, что главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющие субсидию, и орган муниципального финансового контроля в обязательном порядке проводят проверку целевого использования предоставленной субсидии. Проверки проведены не были, что подтверждается материалами, а согласно должностной инструкции п.3.3 и 3.5 Абрамов И.А. курирует и отвечает на вопросы, в том числе по реализации муниципального контроля и предоставление отчетности с выполнением контрольного мероприятия и координирует деятельность Финансового управления администрации, которое проводит проверки. Считает, что Абрамов И.А. в силу своих должностных обязанностей является субъектом административного правонарушения.
Изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Статья 2 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетному законодательству в том числе, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ вправе принимать муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 данной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка законности расходования средств субсидий, выделенных в 2021-2022 годах юридическим лицам Волоколамского городского округа в рамках исполнения отдельных мероприятий муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности на 2020-2025 годы» и «Формирование современной комфортной городской среды» на 2020-2025 годы» установлено, что такие проверки Администрацией не осуществлялись, о чем свидетельствуют официальные ответы Администрации от 28.02.2023 № № (запрос КСО от 20.02.2023 № № от 28.04.2023 №№
В проверяемых периодах, первый заместитель главы администрации Абрамов И.А., который в силу п.3.3 и 3.6 должностной инструкции, утвержденной распоряжением главы Волоколамского городского округа от 04.10.2021 № № курирует и отвечает на вопросы, в том числе реализации муниципального контроля и предоставления отчетности с выполнением контрольных мероприятий и координирует деятельность Финансового управления администрации Волоколамского городского округа (орган муниципального финансового контроля), находился на рабочем месте.
Согласно п.1.4 Порядка №591, целью предоставления субсидии является возмещение получателям субсидии части затрат, связанных с выполненными работами по ремонту подъездов в МКД по адресам, включенным в согласованный АП.
В соответствии с п.1.5 Порядка №591, субсидия предоставляется из бюджета Волоколамского городского округа Московской области за счет средств бюджета Московской области и собственных средств бюджета Волоколамского городского округа Московской области.
Кроме того, в п.1.7 Порядка №591 указано, что главным распорядителем бюджетных средств (далее – Главный Распорядитель), осуществляющий предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волоколамского городского округа на соответствующий финансовый год, утвержденных решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от 24.10.2020 №19-125 «О бюджете Волоколамского городского округа Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», является администрация Волоколамского городского округа Московской области.
Согласно п.3.1 Порядка №591, получатель субсидии в течении пяти дней после перечисления субсидии на расчетный счет в полном объеме, представляет Администрации отчет об использовании денежных средств по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 591.
Раздел 4 Порядка №591 закрепляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий, ответственность за их нарушение.
Указанный перечень предоставления субсидий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Волоколамского городского округа и АО «Волокград» было заключено соглашение №№ о предоставлении в 2021 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2021 году». Предметом настоящего соглашения является предоставление в 2021 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» за выполненный ремонт подъездов многоквартирных домов в 2021 году в целях возмещения затрат Получателя субсидии, связанных с проведением ремонта подъездов многоквартирных домов, находящихся на территории Волоколамского городского округа и в управлении Получателя субсидии, в порядке и на условиях, определенных настоящим соглашением.
ДД.ММ.ГГГГ между указанными лицами заключено дополнительное соглашение №№ к соглашению №№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2021 году», согласно которому, общий объем Субсидии, предоставляемой по настоящему соглашению в 2021 году, составляет 47 976 453 рубля 86 копеек. Из бюджета Московской области предусмотрено 43 178 808 рублей 49 копеек. Из бюджета Волоколамского городского округа предусмотрено 4 797 645 рублей 37 копеек.
В п.2 дополнительного соглашения, указано, что настоящее соглашение является неотъемлемой частью Соглашения и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Волоколамского городского округа и генеральным директором Г.А.В. заключено соглашение №№ о предоставлении в 2022 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2022 году». Предметом настоящего соглашения является предоставление в 2022 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» за выполненный ремонт подъездов многоквартирных домов в 2022 году в целях возмещения затрат Получателя субсидии, связанных с проведением ремонта подъездов многоквартирных домов, находящихся на территории Волоколамского городского округа и в управлении Получателя субсидии, в порядке и на условиях, определенных настоящим соглашением.
ДД.ММ.ГГГГ между указанными лицами заключено дополнительное соглашение №№ к соглашению №№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, общий объем Субсидии, предоставляемой по настоящему соглашению в 2022 году, составляет 10 367 260 рублей 00 копеек, в том числе: возмещение части затрат, связанных с выполненными в 2021 г. работами по ремонту подъездов – 1 582 300 рублей 00 копеек. Из бюджета Московской области предусмотрено 9 330 530 рублей 00 копеек, в том числе: возмещение части затрат, связанных с выполненными в 2021 г. работами по ремонту подъездов – 1 424 070 рублей 00 копеек. Из бюджета Волоколамского городского округа предусмотрено 1 036 730 рублей 00 копеек, в том числе: возмещение части затрат, связанных с выполненными в 2021 г. работами по ремонту подъездов – 158 230 рублей 00 копеек. Объем финансового обеспечения за счет внебюджетных источников составляет в 2022 году 11 458 550 рублей 00 копеек, в том числе: возмещение части затрат, связанных с выполненными работами в 2021 г. работами по ремонту подъездов – 1 748 860 рублей 00 копеек.
При этом в п.4 дополнительного соглашения указано, что данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью соглашения и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Абрамов И.А. с 17.01.2022 по 26.01.2022 с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. и с 16.01.2023 по 25.01.2023 с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. после получения Администрацией отчетов об использовании субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением ремонтов подъездов многоквартирных домов Волоколамского городского округа по состоянию на 31.12.2021, на 31.12.2022, являясь первым заместителем главы администрации Волоколамского городского округа Московской области допустил нарушение требований п.4.1 Порядка осуществления расходов бюджета Волоколамского городского округа Московской области, связанных с выполнением работ по ремонту подъездов в многоквартирных домах, расположенных на территории Волоколамского городского округа Московской области, софинансирование которых осуществляется из бюджета Московской области, утвержденного постановлением главы Волоколамского городского округа от 30.08.2021 №591, выразившееся в не проведении обязательных проверок целевого использования предоставленной субсидии получателем субсидии – АО «Волокград» на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах Волоколамского городского округа в 2021-2022 годах.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Событие административного правонарушения и вина Абрамова И.А. подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№);
- распоряжением главы Волоколамского городского округа о переводе Абрамова И.А. – заместителя главы администрации Волоколамского городского округа по экономике ДД.ММ.ГГГГ на должность первого заместителя главы администрации Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д№);
- должностной инструкцией, утвержденной распоряжением главы Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.№);
- соглашением № о предоставлении в 2021 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2021 году» от ДД.ММ.ГГГГ
- дополнительным соглашением № к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2021 году» от ДД.ММ.ГГГГ.
- соглашением № о предоставлении в 2022 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2022 году» от 15.03.2022г. (л.д.№);
- дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в 2022 году субсидии из бюджета Московской области и бюджета Волоколамского городского округа Московской области АО «Волокград» на возмещение затрат, связанных с ремонтом подъездов многоквартирных домов в 2022 году» от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№) и иными материалами дела.
Исследовав совокупность всех имеющихся по делу доказательств, суд находит установленной и доказанной вину заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ.
Доводы защитника Комарова И.Н. с отрицанием вины Абрамова И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ, полностью опровергаются последовательными и непротиворечивыми показаниями незаинтересованного свидетеля З.Л.Н., не доверять которым у суда оснований не имеется, исследованными в судебном заседании материалами дела, фактическими обстоятельствами дела, доводы защитника Комарова И.Н. с отрицанием вины, суд расценивает, как намерение ввести суд в заблуждение и избежать ответственности за совершение административного правонарушения.
Материалы административного дела оформлены в соответствии с действующим законодательством, оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
При назначении административного наказания заместителю главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамову И.А., суд учитывает характер совершённого им административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, его имущественное положение, фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих его ответственность обстоятельств – привлечения к административной ответственности впервые, так как в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И.А. к административной ответственности ранее, и отсутствие отягчающих его ответственность обстоятельств, в связи с чем, приходит к выводу о возможности назначения заместителю главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамову И.А., наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.7, 29.10 и 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать первого заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Абрамова И. А., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 – 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Срок предъявления постановления к исполнению составляет два года.
На постановление может быть подана жалоба в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.