ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2-6/17 от 20.11.2017 Мценского районного суда (Орловская область)

дело 5-2-6/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

с.Корсаково 20 ноября 2017 г.

Судья Мценского районного суда Орловской области Горинов Д.А.,

рассмотрев в помещении Мценского районного суда Орловской области в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении о привлечении

гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего на территории Украины по адресу: <адрес>, пребывающего на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, фактически проживающего на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, в зарегистрированном браке не состоящего, состоящего в фактических брачных отношениях с Р.А.А., имеющего на иждивении одного малолетнего ребёнка, имеющего среднее техническое образование, русским языком владеющего, в помощи переводчика не нуждающегося, сведений о привлечении ранее к административной ответственности в материалы дела не представлено,

к административной ответственности, предусмотренной ч.1.1 ст.18.8. КоАП РФ,

установил:

16 ноября 2017 г. в 13 ч 20 мин. по адресу: <адрес>, старшим участковым уполномоченным полиции ПП Корсаковский МО МВД РФ «Новосильский» М.Р.Р. установлен факт уклонения гражданином Украины ФИО1 от выезда из РФ по истечении срока пребывания, что является нарушением ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 вину в совершенном правонарушении признал, в содеянном раскаялся, пояснил, что 06 июля 2016 г. он прибыл на территорию РФ из Украины с целью заработка. Находясь в г.Москве, где он стал на миграционный учёт, сроком пребывания до 06 января 2017 г., познакомился с Р.А.А. С декабря 2016 г. по настоящее время он проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, с Р.А.А., с которой состоит в фактических брачных отношениях, от данного проживания у них имеется совместный ребёнок. В настоящее время ФИО1 готовит документы для официальной регистрации брака с Р.А.А. В дальнейшем намерен оформить необходимые документы для проживания в РФ, в связи с чем просит не выдворять его за пределы РФ. ФИО1 также пояснил, что срок пребывания на территории РФ не продлил в связи с отсутствием у него денежных средств, а также то, что близких родственников на территории Украины он не имеет, т.к. его родители умерли, а братьев и сестёр у него не имеется.

Свидетель Р.А.А., в судебном заседании показала, что с июля 2016 г. она состоит с ФИО1 в фактических брачных отношениях, с декабря 2016 г. они стали проживать с ФИО1 по адресу: <адрес>. От ФИО1 у Р.А.А. имеется ребёнок, в отношении которого ФИО1 установил отцовство. ФИО1 заботится и занимается воспитанием ребёнка, иных близких родственников у ФИО1 на территории РФ не имеется. В настоящее время Р.А.А. и ФИО1 намерены обратиться с заявлением о регистрации брака. Свидетель также пояснил, в период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. он, ФИО1, за пределы Российской Федерации не выезжал, своевременно не продлил срок пребывания в связи с отсутствием денежных средств.

Свидетель З.Г.В. в судебном заседании показала, что она проживает по соседству с Р.А.А., которая в период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. состоит в фактически брачных отношениях с ФИО1 и имеет малолетнего ребенка, в отношении которого ФИО1 установил отцовство. Свидетель также пояснила, что ей известно, что ФИО1 и Р.А.А. готовят документы для обращения в органы ЗАГСа для официальной регистрации брака.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст.26.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо совершившее это правонарушения, и его виновность, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ч.1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1.5 КоАП РФ в их правовой связи с главой 26 и 28 КоАП РФ, обязанность доказательства вины лица, в отношении которого введётся производство об административном правонарушении, возложено на должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 г №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 г №115-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ от «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин должен иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Постановке на учёт по месту пребывания подлежит, в частности, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трёх рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

В соответствии с п.п.1,5 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних или иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Патент выдается на срок от одного до трёх месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трёх месяцев. При этом общий срок действия патента с учётом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

Согласно ч.ч.2,4 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, уплата налога иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. 00 коп. в месяц. Фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.

Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что иностранцы, которые привлекаются физическими лицами для работы в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых отношений, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязаны приобрести специальный патент, стоимость которого представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1 000 руб. 00 коп. в месяц. В случае, если перед окончанием срока действия патента его владелец производит уплату налога на доходы физического лица в указанном выше порядке, срок действия патента считается продленным на период, соответствующий сумме предварительной оплаты, но не более чем на один год со дня въезда на территорию России. В течение указанного периода и 15 дней после него такой иностранец не может считаться лицом, уклоняющимся от выезда с территории Российской Федерации, поскольку в этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

Из представленных материалов дела следует, что гражданин Украины ФИО1 не имеет законных оснований пребывать на территории Российской Федерации без документов, в том числе действующей миграционной карты, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, от выезда из Российской Федерации после истечения срока временного пребывания он уклоняется.

В силу ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния - влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении 57 ОР №740267/144 от 16 ноября 2017 г. из которого следует, что гражданин Украины ФИО1 допустил нарушение режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении определённого срока пребывания (л.д.2); документом, удостоверяющим личность ФИО1 (паспорт гражданина Украины), из которого следует, что он является гражданином Украины (л.д.6-7); данными миграционной карты серия и уведомлением о прибытии иностранного гражданина, из которых следует, что ФИО1 прибыл на территорию РФ 06 октября 2016 г. со сроком пребывания до 06 января 2017 г., отметки об убытии с более поздней датой отсутствуют (л.д.8,9); объяснениями ФИО1, Р.А.А., З.Г.В. от 16 ноября 2017 г., из которых следует, что ФИО1 уклоняется от выезда из РФ по причине отсутствия у него денежных средств и наличием малолетнего ребёнка на территории РФ (л.д.5,11,18).

Собранные по данному делу доказательства соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе ст.26.2 КоАП РФ и ч.2 ст.50 Конституции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд квалифицирует действия гражданина Украины ФИО1 по ч.1.1. ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность, в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, суд признаёт раскаяние ФИО1 в содеянном и признание своей вины, нахождении у него на иждивении одного малолетнего ребёнка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, судом не установленно (л.д.4,21).

При разрешении вопроса о назначении наказания суд приходит к следующему: санкция ч.1.1. ст.18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно ч.2 ст.1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела усматривается, что на территории РФ ФИО1 проживает совместно с Р.А.А., являющейся гражданкой РФ, с которой состоит в фактических брачных отношениях, а также с их малолетним ребёнком М.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданкой РФ (л.д.12,13,14,15,16,17,27,28,29).

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО2 на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. №11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 г. №4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. №3-П, от 13 марта 2008 г. №5-П, от 27 мая 2008 г. №8-П, от 13 июля 2010 г. №15-П, от 17 января 2013 г. №1-П, от 17 февраля 2016 г. №5-П и др.).

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

С учётом личности ФИО1, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих, что при назначении ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, будет нарушено право ФИО1 на уважение семейной жизни, что противоречит требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, суд приходит к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации, при этом суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, а также то, что данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

гражданина Украины ФИО1 привлечь к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Орловской области (МО МВД РФ «Новосильское») л/с <***>, ИНН <***>, номер счёта получателя платежа 40101810100000010001в отделении г.Орёл, код ОКМТО 54643101, КПП 571901001, БИК 045402001, КБК 18811690050056000140.

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, до истечения указанного срока, следует представить в канцелярию Мценского районного суда Орловского области по адресу: <...>. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока судья изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а лицо, не уплатившее штраф, подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, в порядке установленным ст.ст.30.2 - 30.8 КоАП РФ, лицами, указанными в ст.ст.25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором в порядке установленном ст.30.10 КоАП РФ.

Судья Д.А. Горинов