Дело № 5-201/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 декабря 2015 года пгт. Угольные Копи
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Кольцюк М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Анадырского районного суда Чукотского автономного округа, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт. Угольные Копи, ул. Школьная, д. 13, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>», имеющего ОГРН №, ИНН <адрес>, КПП №, расположенного по <адрес>, к административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
29 сентября 2015 года по <адрес> муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» (далее – МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>) не выполнило в установленный срок законное предписание Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент) осуществляющего государственный надзор (контроль) в области образования, культуры и работы с молодежью, от <дата>№ об устранении нарушений законодательства, тем самым совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением судьи от 17.12.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 22 декабря 2015 года 14 часов 30 минут.
В деле имеются данные о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ является нарушение срока исполнения предписания об устранении нарушения законодательства. Оно является оконченным по истечении указанного в предписании срока.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ субъектами административной ответственности являются юридические лица, которые подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления Администрации муниципального образования Беринговский район от <дата>№ «О государственной регистрации <данные изъяты> муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга», для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Анадырского муниципального района в сфере образования, является юридическим лицом и по организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением (п.п.1.1, 1.2, 1.6 устава «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> (л.д. 177).
На основании приказов Департамента от <дата>№ «Об утверждении графика проведения проверок муниципальных органов осуществляющих управление в сфере образования и культуры, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Чукотского автономного округа, на 2015 год», от <дата>№ о внесении изменений в приказ Департамента от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ в отношении МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» уполномоченными лицами Департамента проведена плановая выездная проверка в период с 01 по 28 апреля 2015 года на предмет соблюдения проверяемым учреждением законодательства Российской Федерации в сфере образования, соответствия качества подготовки обучающихся в учреждении требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (л.д. 116-124, 107-115, 96-106, 94-95).
О проведении указанных проверочных мероприятий МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» заблаговременно уведомлено, что подтверждается уведомлением Департамента от <дата>№ и письмом МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» от <дата>№ (л.д. 93, 92).
По результатам проведенной проверки Департаментом в МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, о чем составлен акт от <дата>№ (л.д. 73-91).
На основании данного акта в соответствии с ч.6 ст.93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) Департаментом выдано МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» предписание от <дата>№ об устранении выявленных нарушений, в котором последнему предложено рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также причин, способствующих их совершению; организовать работу по устранению выявленных нарушений; при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих обязанностей; представить в Департамент отчет об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов в срок до 29 сентября 2015 года (л.д. 60-71).
Предписание получено МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» (л.д. 72).
В установленный предписанием срок МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» представлен отчет от <дата>№ об исполнении предписания (л.д. 36, 37-59).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании приказа Департамента от <дата>№ «О проведении внеплановой документарной выездной проверки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» (л.д. 32-35) в отношении МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» уполномоченными лицами Департамента в срок с 09 ноября 2015 года по 17 октября 2015 года проведена документарная проверка с целью контроля исполнения объектом проверки ранее выданного предписания от <дата>№
По результатам внеплановой документарной проверки Департаментом в МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» повторно выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, о чем составлен акт от <дата>№ (л.д. 71-79), а именно:
- отчет, представленный образовательной организацией, не содержит информацию об устранении ранее выявленных нарушений по п.5 предписания;
- не представлены документы, подтверждающие устранение выявленных ранее нарушений, указанных в п.5 предписания.
- отчет не подтверждает устранение нарушений законодательства в сфере образования в части соответствия воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации реализуемой образовательной программе и уставу образовательной организации:
не представлены документы, предусмотренные вопросом 6 плана-задания раздела 10 приказа Департамента от <дата>№: годовой план работы дошкольной образовательной организации на 2013-2014 учебный год; учебно-методическая документация на 2013-2014 учебный год (режим работы, учебный план, расписание непосредственно образовательной деятельности, рабочие программы и перспективное планирование по группам); информация по группам о реализуемых образовательных программах, а также об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса на текущий учебный год;
в нарушение ч.7 ст.28 Закона об образовании реализация основной образовательной программы дошкольного образования проверяемой организацией осуществляется не в полном объеме, так как в связи с наличием вакансии музыкального руководителя в проверяемой организации не реализуется образовательная область «художественно-эстетическое развитие»;
в нарушение п.3 ч.6 ст.28 Закона об образовании образовательная программа на 2010-2014 годы не принята на заседании педагогического совета и не утверждена в установленном порядке руководителем дошкольной образовательной организации. На титульном листе основной образовательной программы дошкольного образования на 2010-2014 годы, являющейся локальным нормативным актом образовательной организации, отсутствуют необходимые реквизиты: номер протокола заседания педагогического совета, где была рассмотрена и принята образовательная программа, а также дата и номер приказа заведующей дошкольной организации, которым была утверждена данная образовательная программа;
в нарушение п.7 ч.3 ст.28 Закона об образовании не разработана и не согласована с учредителем программа развития, являющаяся обязательным локальным нормативным актом образовательной организации. Представлена программа развития на 2010-2014 годы, утратившая силу с января 2015 года;
в нарушение ч.28 ст.2, ч.1 ст.79 Закона об образовании проверяемой организацией не разработана адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
в нарушение п.9 ст.2 Закона об образовании отсутствуют самостоятельно разработанные и утвержденные проверяемой организацией рабочие программы дополнительного образования «Ритмика», «Гидроаэробика», «Фольклорно-театральная студия», предусмотренные учебным планом на 2014-2015 учебный год; наименования представленных к проверке рабочих программ дополнительного образования не соответствуют наименованиям дополнительных образовательных программ, включенных в вариативную часть учебного плана проверяемой организации на 2014-2015 учебный год;
в нарушение ч.5 ст.12, п.1 ч.3 ст.28, ч.1 ст.30 Закона об образовании: отсутствует локальный нормативный акт о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы; отсутствуют распорядительные акты (приказы проверяемой организации) об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования, а также о внесении изменений в основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с изменениями, вносимыми в законодательство Российской Федерации в сфере образования в части организации образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями; не утвержден распорядительным актом (приказом организации) режим дня для воспитанников на 2014-2015 учебный год;
в нарушение ч.1 ст.30 Закона об образовании локальные нормативные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса и регламентирующие организационные аспекты деятельности дошкольной образовательной организации, приняты в середине учебного года (17 января 2015 года);
в нарушение пп.11 п.1 ст.34 Закона об образовании в годовом календарном учебном графике на 2014-2015 год не предусмотрены каникулы для воспитанников (отсутствуют плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком).
Таким образом, как видно из содержания предписания от <дата>№, указанные в нем требования основаны на законе.
Согласно уставу МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» (п.2.2) предметом его деятельности является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения. Основным видом деятельности является реализация основной образовательной программы дошкольного образования (п.2.4) (л.д. 178).
В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 29.10.2012 № 95-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа», Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.12.2008 № 199 «Об органе исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области образования и культуры, утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Департаменте образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа» Департамент определен как орган исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования и культуры.
Согласно п.1 ч.1 ст.7 Закона об образовании к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относятся такие полномочия как государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в п.7 ч.1 ст.6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
В силу ч.ч.1, 3 ст.93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Из Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.12.2008 № 199 «Об органе исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области образования и культуры, утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Департаменте образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа» следует, что он является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, проводящим единую государственную политику в области образования, культуры и работы с молодежью, организующим государственное управление, осуществляющим надзор и контроль в пределах своей компетенции, координирующим деятельность всех исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа в указанных сферах (п.1.1) (л.д. 142).
Осуществление переданных Российской Федерацией вышеуказанных полномочий в сфере образования предусмотрены также в п.3.2.29 данного Положения (л.д. 149).
На основании п.п.4.1.8, 4.1.2 названного Положения Департамент имеет право проводить выездные и камеральные, комплексные и тематические плановые и внеплановые инспекционные проверки муниципальных и государственных образовательных организаций Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области образования; принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным организациям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контролировать исполнение этих предписаний (л.д. 154, 153).
Предписание от <дата>№ вынесено начальником Департамента Б.А.Г. в рамках осуществления полномочий, предусмотренных п.7.2.1 Положения о Департаменте (л.д. 158).
Таким образом, рассматривая вопрос о законности предписания Департамента от <дата>№, судья считает его законным, поскольку оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, в силу ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат административной ответственности.
Усмотрев в действиях МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.19.5 КоАП РФ, начальник отдела надзора, лицензирования и государственной аккредитации Управления надзора и контроля качества образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа М.И.А.<дата> составила протокол об административном правонарушении № в отношении данного учреждения (л.д. 7-15).
Исходя из положений п.90 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Департамента от <дата>№, п.4.1.25 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.12.2008 № 199 «Об органе исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области образования и культуры, утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Департаменте образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа», судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от <дата>№ составлен уполномоченным лицом.
В протоколе об административном правонарушении подробно описано событие правонарушения, нашедшее свое подтверждение при рассмотрении дела. Несмотря на указание в протоколе об административном правонарушении, что он составлен в присутствии законного представителя МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> данный факт документально не подтвержден. Сам протокол (подлинник) таким представителем не подписан, в протоколе отсутствуют объяснения представителя по существу правонарушения, отсутствуют его подписи, свидетельствующие о разъяснении ему процессуальных прав, получении им копии протокола.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается надлежащее извещение о времени и месте составления протокола законного представителя МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> Так, уведомление Департамента от <дата>№ о назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении с разъяснением положений ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции Российской Федерации получено и.о. заведующей Д.В.В.<дата> (л.д. 21-24, 25).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ. Выполняя требование данной нормы, должностное лицо Департамента после составления протокола в установленный законом срок направило его копию МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> (л.д. 19), копия протокола получена последним 20 ноября 2015 года (л.д. 20).
Заведующая МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес>Д.В.В. в копии протокола расписалась, в объяснении, не оспаривая вину в совершении правонарушения, указала, что «с перечисленными замечаниями согласна. Нарушения будут устранены».
Каких-либо причин, которые можно было бы признать уважительными, опровергающими вывод должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о наличии в действиях МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> состава правонарушения из материалов дела не усматривается, отсутствуют объективные и достоверные доказательства того, что МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> предпринимало все меры для выполнения предписания в установленный срок, в том числе уведомило орган, осуществляющий государственный надзор (контроль) о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, либо обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Учитывая отсутствие в материалах дела сведений и доказательств о привлечении МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> к административной ответственности, обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ судья признает совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для прекращения дела об административном правонарушении по малозначительности правонарушения на основании ст.2.9 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, относящегося к категории административных правонарушений против порядка управления, не имеется.
Санкция ч.1 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для юридических лиц в размере десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, ее отягчающих, в связи с чем, считает необходимым подвергнуть МБОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1 и 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
получатель УФК по Чукотскому автономному округу (Департамент образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа) лицевой счет <данные изъяты>
Документ, подтверждающий уплату штрафа, предлагается представить в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа (адрес: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи, ул. Школьная, д. 13).
Разъяснить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа не поступят сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из ст.33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Разъяснить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида «Радуга» <адрес> положение ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.
Копию настоящего постановления направить лицу, привлеченному к административной ответственности и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Настоящее постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, и (или) опротестовано прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.1, 30.2, ч.ч.1 и 3 ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.А. Кольцюк