ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-202/2018 от 09.04.2018 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 5-202/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Магадан 09 апреля 2018 года

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Черкасова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в помещении Магаданского городского суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении

юридического лица - акционерного общества научно – производственная компания «ПАНХ» (далее АО НПК «ПАНХ», Общество), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 230801001, юридический адрес: 350000, <адрес>, <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

с участием представителей АО НПК «ПАНХ» - ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей, которым разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора Северо-Восточного территориального отдела государственного авиационного надзора УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО7, представителя административного органа - ФИО4, действующей на основании доверенности,

заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л а:

Акционерное общество научно – производственная компания «ПАНХ» совершило правонарушение при следующих обстоятельствах.

Акционерное общество научно – производственная компания «ПАНХ» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров воздушным транспортом, на основании лицензии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, и связанную с перевозкой воздушным транспортом грузов, на основании лицензии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта.

Согласно п.п. «б», «в» п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, является:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст.102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП ), предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе (п.7).

Согласно п.72 ФАП-82 регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией, в том числе о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса (п.92 ФАП-82).

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п.99 ФАП-82).

В соответствии с п.1.1 договора -П по предоставлению субсидий из областного бюджета для частичного возмещения затрат на осуществление воздушных перевозок пассажиров по маршрутам Магадан – Ямск – Магадан, Магадан – Тахтоямск – Магадан, Магадан – Ямск – Тахтоямск – Магадан с частичным возмещением в 2016-2018 годах, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области и ОАО Научно-производственная компания «ПАНХ», перевозчик выполняет воздушные перевозки пассажиров на воздушных судах (вертолетах) 1 класса Ми-8Т.

Согласно п.2.1 указанного договора авиарейсы выполняются в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заявок заказчика.

В соответствии с заявками министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором -П от ДД.ММ.ГГГГ министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области заявлено выполнение авиарейсов по маршруту Магадан – Ямск – Магадан и Магадан - Тахтоямск – Магадан на 09 и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно графику оборота ВС филиала «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ» в <адрес> находились: Ми-8Т RA-25328, Ми-8ПС RA-27025, Ми-8Т RA-22594. В аэропорту <адрес> находился Ми-8Т RA-22679. В аэропорту <адрес> находился Ми-8Т RA-25381.

Согласно плану использования ВС филиала «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ» на январь 2018 года, февраль 2018 года планировалось:

- на ВС Ми-8Т RA-25328 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год плановая замена двигателя ТВ2-117АГ, перевозка грузов;

- на ВС Ми-8Т RA-22679 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год перевозка грузов с местом базирования в <адрес>;

- на ВС Ми-8Т RA-22594 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ работы по маршруту Магадан – Ямск – Магадан и Магадан - Тахтоямск – Магадан, работа по заявкам;

- на ВС Ми-8ПС RA-27025 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год перевозка грузов и пассажиров с местом базирования в <адрес>;

- на ВС Ми-8Т RA-25381 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перевозка грузов и пассажиров с место базирования в аэропорту Купол.

ФИО1 9731 АО НПК «ПАНХ» по маршруту Магадан-Тахтоямск должен был вылететь согласно Заявке ДД.ММ.ГГГГ. Административным расследованием установлено, что фактической датой осуществления рейса ЮФ-9731 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Магадан – Тахтоямск является ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, перевозчик АО НПК «ПАНХ» не обеспечил ДД.ММ.ГГГГ выполнение авиарейса ЮФ-9731 по маршруту Магадан – Тахтоямск – Магадан – ДД.ММ.ГГГГ в связи с неблагоприятными климатическим условиями, а до ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия достаточного (с учетом резервирования) количества воздушных судов Ми-8Т для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров, предусмотренного программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров, чем нарушил требование п.72 ФАП-82.

При переносе даты вылета рейса ЮФ-9731, выполняемого на ВС Ми-8Т RA-25381 по маршруту Магадан – Тахтоямск – Магадан, с ДД.ММ.ГГГГ и на момент его выполнения пассажирам не были предоставлены информационные услуги в электронном и мобильном виде связи, а также услуги, предусмотренные п.99 ФАП -82.

Таким образом, АО НПК «ПАНХ» нарушило требования пунктов 72 и 99 ФАП-82.

В судебном заседании представители юридического лица ФИО2, ФИО3, вину Общества не признали. Сообщили, что Общество не выполняет регулярные рейсы, а выполняет рейсы по заявкам, в связи с чем на Общество не распространяются требования ФАП – 82. Кроме того указали, что рейс не мог быть выполнен по объективным причинам в связи с неблагоприятными погодными условиями. О неблагоприятных погодных условиях Обществу стало известно из служебных записок ФИО5, которая является бывшим работником метеостанции. Кроме того утверждали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелось резервное воздушное судно Ми-8Т RA-25328, которое могло выполнить рейс на Тахтоямск, но данный рейс был не выполнен по метеоусловиям. Сообщили, что воздушное судно - Ми-8Т RA-25328 было заявлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на плановую замену двигателя ТВ2-117АГ для УГАН НОТБ ДФО, однако данное судно было на ходу и могло выполнить рейс.

Потерпевший ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по имеющемуся в материалах дела электронному адресу; на основании ч.2 ст. 25.2 КоАП РФ судьей определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО7 протокол поддержал, просил привлечь юридическое лицо к ответственности. Сообщил суду, что доказательствами по делу достоверно подтвержден факт совершения правонарушения, а представленные представителями документы не могут быть приняты во внимание, поскольку при проведении административного расследования представлены не были.

Выслушав представителей Общества, представителя административного органа, исследовав письменные доказательства, судья приходит к выводу о виновности Общества во вменяемом правонарушения.

Так, несмотря на непризнание Обществом вины, вина Общества объективно подтверждается следующими представленными в материалы дела доказательствами: - протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; - копия обращения ФИО6 с просьбой провести проверку деятельности АО НПК «ПАНХ» от ДД.ММ.ГГГГ; - копией заявок на полеты от ДД.ММ.ГГГГ; - копией планов полетов Общества «ПАНХ» на с 23 января по ДД.ММ.ГГГГ; - ходатайство УМВД России по Магаданской области о продлении стоянки от ДД.ММ.ГГГГ; - копии плановой и фактической информации по полетам ВС авиакомпании АО НПК «ПАНХ» с 23 января по ДД.ММ.ГГГГ; - копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; - копии зональных прогнозов GAMET по району (сектору 18) за период с 23 января по ДД.ММ.ГГГГ; - копии планов полетов воздушных судов Общества «ПАНХ»; - копия сертификата Эксплуатанта; - копия Лицензии №ПП 0205 от ДД.ММ.ГГГГ; - копией Лицензии №ПП 0206 от ДД.ММ.ГГГГ; - копия заданий на полеты; - копия списка пассажиров по заявке от ДД.ММ.ГГГГ; - копия сводных загрузочно-погрузочных ведомостей за ДД.ММ.ГГГГ; - копии планов использования ВС Общества «ПАНХ» на январь, февраль 2018 года; - копии авиабилетов на рейс ЮФ 9731 от ДД.ММ.ГГГГ; - копия договора -П от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению субсидий из областного бюджета для частичного возмещения затрат на осуществление воздушных транспортных перевозок пассажиров по маршрутам Магадан-Ямск-Магадан, Магадан-Тахтоямск-Магадан, Магадан-Ямск-Тахтоямск-Магадан с частичным возмещением в 2016-2018 годах; - копии прогнозов ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» с 22 января по ДД.ММ.ГГГГ; - копия Устава АО НПК «ПАНХ»; - копия приказа о назначении директора филиала «Магаданский» Общества «ПАНХ».

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Статьей 9 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Согласно подп. «б», «в» п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ.

Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов

Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок(п. 72).

Из указанных норм следует, что на авиаперевозчике лежит обязанность по формированию расписания (графика оборота судов) регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программы выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров с учетом резервирования воздушных судов, находящихся в парке авиаперевозчика.

Кроме того, в силу п. 99 ФАП-82 при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Изучив представленные доказательства с учетом требования норм действующего в области лицензирования законодательства РФ, статьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, в своей совокупности представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочным сотрудником УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора. Существенных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущих его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

При таких обстоятельствах, действия АО НПК «ПАНХ» судьей квалифицируются по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Доводы представителей и том, что на Общество не распространяются требования ФАП- 82, поскольку Общество не выполняет регулярные рейсы основаны на неправильном толковании ном права и противоречат собранным в деле доказательствам, в связи с чем за основу не принимаются.

Доводы представителя Общества о невиновности объективного подтверждения при рассмотрении дела не нашли, в связи с чем за основу судьей не принимаются.

Представленные в судебном заседании представителями Общества договор об оказании услуг №ФМ/12/01/2018, и справки о готовности ВС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не опровергают доказательств, подтверждающих виновность Общества во вменяемом правонарушении, в связи с чем за основу не принимаются.

Представленные в судебном заседании представителями Общества служебные записки сотрудников ФИО5 в качестве доказательства неблагоприятных метеоусловий приняты быть не могут, поскольку никакими объективными данными не подтверждена квалификация ФИО5, а также не представлено доказательств, что ФИО9 вправе определять метеопрогнозы и данные метеопрогнозы обязательны для принятия юридическими лицами, осуществляющими перелеты над указанным районом. Кроме того, данные в служебных записках противоречат собранным в деле доказательствам.

Представленная служебная записка ФИО8 не освобождает Общество от выполнения требований ФАП-82, в связи с чем не влияет на квалификацию действий Общества.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела представителями не представлено доказательств, подтверждающих объективную невозможность Общества выполнить требования действующего законодательства.

Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в ходе судебного заседания при рассмотрении дела также не установлено.

Обстоятельств, смягчающих ответственность АО НПК «ПАНХ», в соответствии ст. 4.2 КоАП РФ судьей не установлено.

Обстоятельством, отягчающим ответственность АО НПК «ПАНХ», предусмотренным ст. 4.3 КоАП РФ, судьей признается повторное совершение однородного правонарушения.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, в связи с чем приходит к выводу, что для достижения целей и задач административного наказания, предупреждения совершения Обществом новых правонарушений Обществу должно быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а:

Признать Акционерное общество научно – производственная компания «ПАНХ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф следует перечислить по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

Предупредить акционерное общество научно – производственная компания «ПАНХ», что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса

В соответствии со статей 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Магаданский городской суд.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо непосредственно в Магаданский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Черкасова