Дело № 5-205/2018
24RS0028-01-2018-003499-63
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 ноября 2018 года г. Красноярск
Судья Кировского районного суда г.Красноярска Ремезов Д.А. (<...> «б»), с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, 05<данные изъяты>, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
При проведении Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора проверки исполнения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с 01.01.2017г. по 01.04.2018г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего деятельность, связанную с оптовой торговлей золотом и другими драгоценными металлами, в том числе скупку ювелирных изделий, по адресу: <...>, 07.05.2018г. выявлены следующие нарушения указанного закона: уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не информировался о ежеквартальных проверках клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – форма 3-ФМ -пп7 п.1 ст.7 Закона. С учетом истечения срока проверки относительно четвертого квартала 2017 г. (приходится на 31.12.2017г.), истечения срока проверки за первый квартал 2018г. (приходится 31.03.2018г.), истечение 5 рабочих дней для информирования приходится в первом случае на 15.01.2018г., во втором - на 06.04.2018г. (время правонарушения 16.01.2018г., 07.04.2018г.); в нарушение ст.6, пп 4 п.1 ст.7 Закона документально не зафиксирована сделка - договор от 11.01.2018г. №11/01/18-КВ на сумму свыше 600 тыс. рублей, подлежащая обязательному контролю. Информация об операции от 16.01.2018г. во исполнение данной сделки по форме 1-ФМ в трехдневный срок в Росфинмониторинг не направлена. Трехдневный срок истек 19.01.2018г., соответственно время правонарушения - 20.01.2018г.
Допрошенный в судебном заседании ФИО1 вину в правонарушении признал полностью, ходатайствовал о назначении ему наказания в виде предупреждения, учитывая, что он, как индивидуальный предприниматель, включен в число субъектов малого и среднего бизнеса.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Положениями ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ предусмотрено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее и относится к операциям по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Статьёй 7 и 7.3 вышеуказанного Закона на лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, возложены обязанности: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, идентифицировать бенефициарных владельцев клиентов с установлением в отношении данных лиц сведений, предусмотренных настоящим законом; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные законом сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности.
Обязанность представления в Росфинмониторинг необходимой информации о результатах проверок клиентов организаций и физических лиц по форме 3-ФМ (в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки), о сделках свыше 600 тыс. рублей по форме 1-ФМ (в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции) предусмотрена также Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями». Требования к Правилам внутреннего контроля, программе идентификации, проведения не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля предусмотрены п.12., п. 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.05.2018г., актом проверки органом государственного надзора индивидуального предпринимателя от 07.05.2018г., которыми зафиксированы приведенные выше обстоятельства, свидетельством о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя от 21.03.2016г., выпиской из ЕГРИП от 03.05.2018г., уведомлением о включении последнего в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями от 11.04.2016г., картой постановки на специальный учет в государственную инспекцию пробирного надзора, Правилами внутреннего контроля, утвержденными ИП ФИО1 01.04.2018г., программой идентификации, в которых перечислены изложенные выше обязанности ФИО1, вытекающие из требований закона; сводной таблицей по сделкам ИП ФИО1 за период с 01.01.2017г. по 01.04.2018г., договором от 11.01.2018г. №11/01/18-КВ, товарной накладной к данному договору от 16.01.2018г. №37 на сумму 623 551,40 рублей.
Приведенные выше письменные доказательства отвечают требованиям допустимости, составлены с соблюдением требований КоАП РФ.
Вместе с тем суд, исходя из истечения к моменту рассмотрения настоящего дела годичного срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), полагает необходимым исключить из объёма предъявленного обвинения нарушения, связанные с операциями, подлежащими обязательному контролю от 01.11.2017г., от 02.11.2017г., от 05.04.2017г., от 06.04.2017г., 27.06.2017г., 01.08.2017г., 08.08.2017г., 10.10.2017г., 11.10.2017г., 13.11.2017г.
Применительно к операциям от 05.03.2018г., от 06.03.2018г., доказательств превышения суммы сделки более 600 тыс. рублей, суду не представлено.
Наряду с этим, из объема обвинения следует исключить нарушения, касающиеся недостатков Правил внутреннего контроля, программы идентификации (п.2 ст.7 Закона, п.12 постановления Правительства РФ от 30.06.2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля»); отсутствия анкеты клиента к договору от 11.01.2018г.– п.1 ст.7 Закона; неопределения принадлежности клиентов физических лиц к числу иностранных и российских публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников (п.1 ст.7.3 Закона); неидентификации бенефициарных владельцев (пп 2 п.1 ст. 7 Закона); неидентификации клиентов – юридических лиц по договорам от 01.11.2017г., от 01.03.2017г., от 05.10.2016г. (пп1 п.1 ст.7 Закона).; не указания в договорах покупки сведений о гражданах, квитанции: от 31.07.2017г., 14.06.2017г., 28.06.2017г., 03.01.2017г., 12.04.2017г., 28.04.2017г. Перечисленные нарушения не охватываются диспозицией ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, помимо этого, не установлена причинно-следственная связь между бездействием, повлекшим эти нарушения, и наступившими последствиями в виде непредставления сведений об операциях, подлежащих контролю, в уполномоченный орган. Кроме того, относительно вышеуказанных договоров и квитанций истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Также из объёма обвинения следует исключить нарушения п.32 постановления Правительства РФ от 30.06.2012г. №667 относительно проведения не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля, поскольку законодательством не предусмотрено направление соответствующих отчетов по результатам проверок в уполномоченный орган. Согласно указанному п.32 постановления, отчеты должны представляться руководителю организации, индивидуальному предпринимателю.
Деяние, совершенное ФИО1, по эпизодам, связанным с непредставлением в Росфинмониторинг в установленный законом срок форм 1-ФМ, 3-ФМ, суд квалифицирует по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ – бездействие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
При выборе вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, наступившие последствия, отсутствие отягчающих административную ответственность, а также данные о личности правонарушителя, который не привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, суд, на основании ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, относит полное признание вины, совершение правонарушения впервые, наличие малолетних детей, принятие мер к устранению допущенных нарушений.
Согласно ч. 2.2. ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
В связи с этим судья, исходя из личности, имущественного, семейного положения лица привлекаемого к ответственности, совокупности обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств, приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ. Оснований для назначения в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ наказания в виде предупреждения, судья, с учетом характера правонарушения, не усматривает.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 15.27 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Минимальный размер штрафа, установленный ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ для юридических лиц, равен 200 000 рублей. При этом, согласно ч.2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа.
Наименование получателя: УФК по Красноярскому краю (Восточно-Сибирская государственная инспекция пробирного надзора), ИНН-<***>, КПП-246302001, Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001, Наименование банка: отделение Красноярск, г.Красноярск, БИК-040407001, ОКТМО-04701000, Код бюджетной классификации: 09211690010017000140. Назначение платежа: штраф по административному делу № 5-205/2018.
Разъяснить, что в силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Документы об оплате штрафа должны быть представлены в Кировский районный суд г. Красноярска по адресу: <...> «б».
Согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ, с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии через Кировский районный суд г.Красноярска.
Судья Д.А. Ремезов