Дело № 5-207/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Новороссийск 31 мая 2018 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1
при секретаре Глуховой О.Ю.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – руководителя испытательного лабораторного центра по экологии ОАО «Новоросцемент» ФИО2,
представителя ФИО3 по доверенности от 21.05.2018г.,
рассмотрев поступившее из Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея дело об административном правонарушении о привлечении
должностного лица – руководителя испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ
к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Старший государственный инспектор РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО4 составил протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2
Согласно протокола об административном правонарушении от 20.04.2018 года №, 20.04.2018 года в 11 часов 30 минут по адресу <...>, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что ответственным должностным лицом ОАО «Новоросцемент» по месту осуществления своих должностных обязанностей, в установленный срок до 02.04.2018 не исполнило предписание от 01.08.2017 №, административное правонарушение выражается в следующем:
Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 01.08.2017г. выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № сроком исполнения до 02.04.2018. Согласно предписанию от 01.08.2017 № ОАО «Новоросцемент», в срок до 02.04.2018 предписывалось: в установленном законом порядке обеспечить сброс ливневых сточных вод в систему городского водоотведения (городской ливневый коллектор) на основании решения (договора) собственника системы водоотведения.
ОАО «Новоросцемент» представлено письмо от 14.03.2018г. №17/810 «О выполнении предписания», в соответствии с которым указано, что ОАО «Новоросцемент» неоднократно обращалось в Управление имущественных и земельных отношений Администрации МО г. Новороссийск (исх.№ 17/266 от 26.01.2018г., №17/683 от 01.03.2018) и МУК «Управление гидротехнических сооружений и систем ливнеотведения» МО г. Новороссийск (исх.№ 17/886 от 23.03.2017г., №17/1227 от 17.04.2017г., №17/3777 от 21.12.2017г., №17/649 от 2^.02.2018г.) по выявлению мест сброса поверхностных стоков с территории ОАО «Новоросцемент» в городскую систему канализации, а также принятия бесхозных сетей канализации в муниципальную собственность согласно Положению, утвержденного Решением городской Думы МО г. Новороссийск от 19.04.2011г. №107 (с изменениями, внесенными Решениями от 26.02.2013г. №288, от 24.10.2017г. №231) для заключения договора на приём сточных (ливневых) вод.
ОАО «Новоросцемент» получены официальные ответы, что точки подключения не определены, собственники существующих коллекторов не выявлены и заключение договора на приём сточных (ливневых) вод ОАО Новоросцемент» в настоящее время не представляется возможным. Вместе с тем, ОАО «Новоросцемент» не представлены указанные в письме от 14.03.2018г. №17/810 «О выполнении предписания» копии писем, направленные в региональные государственные органы, не представлены акты совместных проверок систем городской ливневой канализации, не представлены ответы на письма региональных государственных органов власти.
Также в ходе проведения проверки ОАО «Новоросцемент» не представлены документы, свидетельствующие о прекращении противоправных действий, связанных со сбросом сточных (ливневых) вод в городскую систему ливневой канализации, а именно, сведений свидетельствующих об отведении дождевых сточных вод в систему замкнутого цикла очистки сточных вод и их последующего использования на технологические нужды, не представлена схема систем водоотведения с учетом вносимых изменений. Не представлены технические условия, а также акты выполненных работ по демонтажу, отключению от системы городского водоотведения. Отсутствуют данные по объёмам образования ливневых сточных вод, их очистки, производительности очистных сооружений на которые направлены дополнительные объёмы, а также последующего их использования.
В соответствие с должностной инструкцией руководителя испытательного лабораторного центра по экологии от 19.08.2014г. в должностные обязанности руководителя ИЛЦ входит руководство разработкой и внедрение мероприятий, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, снижение негативного воздействия на окружающую среду, выполнение установленных стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды. Руководитель испытательного лабораторного центра по экологии является ответственным лицом за организацию производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды.
Таким образом, должностным лицом руководителем испытательного лабораторного центра ОАО «Новоросцемент» не организованно отключение ливнеотведения с территории промышленной площадки завода от систем ливневой городской канализации и не обеспечено снижение негативного воздействие на экологическую среду от производственной деятельности. Сброс в отсутствии договора не прекращен.
На основании вышеизложенного, должностным лицом руководителем испытательного лабораторного центра ОАО «Новоросцемент» предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды нарушений природоохранных требований от 01.08.2017 № в установленный срок до 02.04.2018 не исполнено.
Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу
Должностное лицо – руководитель испытательного центра по экологии ОАО «Новоросцемент» Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ признал, при этом пояснил, что ОАО «Новоросцемент» построило и эксплуатирует очистные сооружения и нефтеловушки-отстойники. Сточные (ливневые) воды подаются в распределительные колодцы соответствующих очистных сооружений (нефтеловушек-отстойников). Из распределительного колодца стоки по трубам подаются в распределительные каналы отстойника с впускными отверстиями. Для задержания крупных отбросов служит решетка с прозорами 20 мм. На расстоянии 1200 мм от входа предусмотрен щит для дополнительного выравнивания стоков по ширине и глубине отстойника. Отстойник 2-х секционный, в отстойнике улавливается основная масса взвешенных веществ и нефтепродуктов. На выходе из отстойника предусмотрены фильтры доочистки, заполненные керамзитом плотностью заполнения порядка 70%, и сорбционные боны. Выпуск сточных вод проводится по всей ширине отстойника при помощи водослива. Прошедшая через водослив вода поступает в накопительную емкость. По необходимости очищенные сточные (ливневые) воды используются в системе оборотного технического водоснабжения (возвращаются обратно на технологические нужды производства). Очистные сооружения и нефтеловушки-отстойники расположены на границе промплощадки ОАО «Новоросцемент». Только после очистки сточные (ливневые) воды попадают в муниципальные ливневые коллекторы.
Таким образом, ОАО «Новоросцемент» не причиняет окружающей среде вред, отсутствуют и неблагоприятные последствия от его действий.
В ОАО «Новоросцемент» имеется Аккредитованный испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) по экологии. ИЛЦ по экологии проводит мониторинг загрязнения окружающей среды, в том числе ежемесячный производственный лабораторный контроль качества сточных (ливневых) вод до и после очистки в соответствии с утвержденным графиком. Превышений ПДК загрязняющих веществ в сточных (ливневых) водах после их очистки не обнаружено. Все действия по выявлению собственника коллекторов, возможности своевременного со стороны ОАО «Новоросцемент» заключения договора и исполнению предписания выполнялись ФИО2, о чем свидетельствует указание фамилии исполнителя на переписке. По настоящему делу ФИО2 предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в связи с чем просит с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав должностное лицо – руководителя испытательного центра по экологии ОАО «Новоросцемент» ФИО2, привлекаемого к административной ответственности, и его представителя, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1, 3 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, 01.08.2017 г. в целях устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, старшим государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО4 выдано предписание, согласно которому ОАО «Новоросцемент» в срок до 02.04.2018г. надлежало выполнить следующие мероприятия: в установленном законом порядке обеспечить сброс ливневых сточных вод в систему городского водоотведения (городской ливневой коллектор) на основании решения (договора) собственника системы водоотведения.
В указанном предписании указано, что оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.
При этом предписание № от 01.08.2017 г. обжаловано не было, следовательно, ОАО «Новоросцемент» согласилось с объёмом и сроками работ, которые им необходимо выполнить.
Вместе с тем, согласно ответа администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.05.2018г., ливневые коллекторы были построены в 1960-1970гг. за счет средств государственных капитальных вложений. При формировании реестра муниципальной собственности г.Новороссийска указанные ливневые коллекторы не заявлялись к включению в реестр муниципальной собственности. Указанные коллекторы частично размещаются в границах земельных участков, принадлежащих ПАО «НМТП», ООО «НУТЭП», ОАО «Комбинат «Стройкомплект», ОАО «Новоросцемент», а также земельных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В соответствие с дополнениями, вносимыми в должностную инструкцию руководителя испытательного центра по экологии ОАО «Новоросцемент» от 19.08.2014г. должностное лицо является ответственным за организацию производственного контроля в области обращения с отходами, что включает в себя: разработку проектной документации и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды.
В ходе проведенной старшим государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО4 с 09.04.2018 г. по 17.04.2018 г. проверки, актом проверки от 17.04.2018 г. № установлено, что должностным лицом ОАО «Новоросцемент» руководителем испытательного центра по экологии ОАО «Новоросцемент» ФИО2 в установленный срок до 02.04.2018 г. не исполнено предписание от 01.08.2017 г. №.
По факту невыполнения предписания № Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 01.08.2017 г. старшим государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО4 20.04.2018 г. в отношении должностного лица – руководителя испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения должностным лицом – руководителем испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2 административного правонарушения, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от 20.04.2018 г. (л.д. 4-8), предписанием старшего государственного инспекторам РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО4 № от 01.08.2017 г. (л.д. 42-43), актом контрольной проверки исполнения предписания № Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.04.2018 г. (л.д. 29-34), другими материалами дела.
Таким образом, руководитель испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает обстоятельства дела, личность правонарушителя и имущественное положение должностного лица.
Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, суд не установил.
Смягчающим ответственность обстоятельством является признание вины.
В судебном заседании достоверно установлено, что в действиях должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, однако по своему характеру совершенное правонарушение не имеет существенной социальной опасности, не влечет причинения вреда жизни и здоровью людей, не причиняет вреда интересам граждан и обществу, отсутствие имущественного ущерба и наличие объективных причин, повлекших невозможность выполнения предписания в установленный срок, а также учитывая активное способствование осуществлению мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в области экологии и охраны окружающей среды, так как согласно проводимых сертифицированной лабораторий испытаний, отбора и анализа проб, превышений допустимых нормативов не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным в соответствии с требованиями ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать должностное лицо – руководителя испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Освободить должностное лицо – руководителя испытательного центра по экологии Открытого акционерного общества «Новоросцемент» ФИО2, привлекаемое к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения и объявить устное замечание, производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийск подпись ФИО1