ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-20/19 от 19.06.2019 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Дело № 5-20/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 июня 2019 года г.Цимлянск

Судья Цимлянского районного суда Ростовской области Карапуз М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Цимлянские вина», ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>, по ст. 9.22 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.03.2019 и представленных материалов, в ходе проведения административного расследования и рассмотрения документов, представленных Гарантирующим поставщиком и сетевой компанией АО «Донэнерго» государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору Ястребовым В.Г. в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Цимлянские вина», ИНН , ОГРН , установлено:

В адрес Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило заявление Гарантирующего поставщика -ЦЭ от 15.01.2019, вх. от 22.01.2019, в отношении ОАО «Цимлянские вина», о незаконном возобновлении подачи электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина» без устранения оснований для введения ограничения режима потребления и несоответствии данных действий ОАО «Цимлянские вина» требованиям п. 46 ОПФРР, а также требованиям п. 19 Правил ограничения.

п. 46 ОПФРР - «При заключении договора энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, по предыдущему договору энергоснабжения электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены указанного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии»;

п. 19 Правил ограничения, абзац 1 - «Возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления», абзац 7 - «В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения - «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения, в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности)», под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения.

Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

При определении соответствия указанного потребителя установленному критерию, учитывается задолженность потребителя перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем, а также факт возобновления подачи электроэнергии на электроустановки потребителя.

Документами, свидетельствующими о наличии задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), является Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2019 по делу № А53-39493/2018 и акт сверки взаимных расчетов за 9 месяцев 2018 года, предоставленные Гарантирующим поставщиком ООО «Центрэнерго». Данные указанные в акте сверки, законным представителем ОАО «Цимлянские вина» не оспариваются.

С момента направления заявления Гарантирующим поставщиком в адрес Северо- Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в период проведения административного расследования и до даты составления протокола 11.03.2019, ОАО «Цимлянские вина» не предоставило данные о поступлении денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения или данные о заключении соглашения между сторонами по этому вопросу.

Документами, свидетельствующими о факте возобновления подачи электроэнергии на электроустановки потребителя, являются: письмо АО «Донэнерго» в адрес ОАО «Цимлянские вина» от 19.10.2018 , письмо ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 , письмо ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 26.11.2018 , акты АО «Донэнерго» проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора (средства) учёта электрической энергии от 15.11.2018 и с указанием факта подачи электроэнергии на электроустановки потребителя 15.11.2018 (по распоряжению ).

Заявление Гарантирующего поставщика -ЦЭ от 15.01.2019 послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, проведении административного расследования с последующей передачей данного дела в Цимлянский районный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Открытое акционерное общество «Цимлянские вина», будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (Т.2 л.д.1, 4-5), в судебное заседание своего представителя не направило, в суд поступило ходатайство ОАО «Цимлянские вина» об отложении разбирательства дела (Т.2 л.д.5-6), которое определением Цимлянского районного суда от 19.06.2019 оставлено без удовлетворения (л.д. 11-13), в связи с чем, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО «Цимлянские вина» в соответствии с ч.2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно представленным письменным объяснениям (возражениям по делу об административном правонарушении) (Т.1 л.д. 157-162) ОАО «Цимлянские вина» указало следующее: 11 марта 2019 года государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору Ястребовым В.Г. составлен протокол об административном правонарушении (далее - протокол) по признакам состава административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО «Цимлянские вина» (далее - Общество). В протоколе указано, что Общество 15 ноября 2018 года незаконно возобновило подачу электрической энергии на электроустановки Общества без устранения оснований для введенного ООО «ЦентрЭнерго» (гарантирующий поставщик) ограничения режима потребления электрической энергии. Указанные действия Общества, по мнению Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору (далее - Ростехнадзор): являются нарушением требования п. 46 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии (далее - Основные положения) и п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, образуют состав административного правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 9.22 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества, было передано Ростехнадзором в Цимлянский районный суд Ростовской области. В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 и ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения в письменной форме, которые приобщаются к делу. Общество по поводу изложенного в Протоколе считает необходимым дать следующие объяснения. Первого ноября 2015 года между ООО «ЦентрЭнерго» (гарантирующий поставщик) и Обществом был заключен договор энергоснабжения от 01.11.2015 (далее - Договор с ООО «ЦентрЭнерго»). 31 августа 2018 года ООО «ЦентрЭнерго» направило уведомление о введении режима ограничения потребления электрической энергии с 13 сентября 2018 года в связи с непогашением Обществом задолженности по Договору с ООО «ЦентрЭнерго». 13 сентября 2018 года были составлены акты № 66, 65 ограничения режима потребления электрической энергии в отношении электроустановок Общества. 20 сентября 2018 года Обществом было получено уведомление -ЦЭ от ООО «ЦентрЭнерго» о расторжении с 31 октября 2018 года Договора с ООО «ЦентрЭнерго» в одностороннем порядке в связи с неоднократным нарушением обязательств по оплате. 24 октября 2018 года Обществом было получено уведомление от АО «Донэнерго» о необходимости заключить договор энергоснабжения в целях недопущения бездоговорного потребления электрической энергии с 01 ноября 2018 года. Для целей недопущения бездоговорного потребления электрической энергии и возобновления энергоснабжения предприятия Обществом был заключен договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 01.11.2018 , действующий на период с 01 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. 15 ноября 2018 года Обществом был заключен новый договор с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 сроком действия с 15 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. На данный момент снабжение электрической энергией энергоустановок Общества осуществляется на основании договора энергоснабжения Р от 14.11.2018, заключенного с ООО «Региональная сбытовая компания» (далее - ООО «РСК») сроком действия с 01 декабря 2018 года. Возобновление Обществом снабжения электрической энергией электроустановок является законным, основано на заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации договорах энергоснабжения и не является бездоговорным потреблением электрической энергии. Возбужденное в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, основано на ошибочном толковании нормативного регулирования в сфере функционирования розничных рынков электроэнергии и подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ростехнадзор вменяет Обществу совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, согласно которой: «Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии,.. . - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей». Административный орган обосновывает факт нарушения Обществом порядка возобновления подачи электрической энергии ссылками на п. 46 Основных положений и п. 19 Правил. В соответствии с п. 46 Основных положений: «При заключении договора энергоснабжения.. . в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии,.. . по предыдущему договору энергоснабжения,... исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения.. .начинается не ранее даты и времени отмены указанного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии». В соответствии с абз. 1 п. 19 Правил: «Возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления». По мнению Ростехнадзора, нарушение п. 46 Основных положений и п. 19 Правил заключается в том, что Общество после введенного (на основании абз. 2 пп. б п. 2 Правил) ООО «ЦентрЭнерго» (гарантирующий поставщик) полного ограничения режима потребления электрической энергии в связи с образовавшейся задолженностью по Договору с ООО «ЦентрЭнерго» возобновило подачу электроэнергии путем заключения новых договоров энергоснабжения с другими энергоснабжающими организациями (ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ООО «РСК»). При этом задолженность перед ООО «ЦентрЭнерго» погашена не была. Такие действия, по мнению Ростехнадзора, являются бездоговорным потреблением электрической энергии в соответствии с п. 21 Правил. Однако такое толкование п. 46 Основных положений и п.п. 19, 21 Правил, подразумевающее принципиальную невозможность возобновления снабжения электрической энергией и заключения нового договора энергоснабжения с иными энергоснабжающими организациями при наличии задолженности перед гарантирующим поставщиком, является неверным и не основанным на нормативных правовых актах, регулирующих порядок ограничения энергоснабжения. В соответствии с п. 46 Основных положений: «При заключении договора энергоснабжения.. . в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых.. . введено полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии,.. . исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения...начинается не ранее даты и времени отмены указанного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии». Из буквального толкования данной нормы следует, что она распространяется только на отношения гарантирующего поставщика в рамках заключенного договора. Иные субъекты и (или) иные договоры в этой норме не указаны. Таким образом, пункт 46 Основных положений распространяется только на отношения потребителя и гарантирующего поставщика, с которым у потребителя ранее, до возникновения задолженности по оплате электрической энергии, был заключен договор энергоснабжения, от которого гарантирующий поставщик отказался в одностороннем порядке в связи с образованием задолженности потребителя по оплате электрической энергии. Это также обусловлено тем, что пункт 46 Основных положений защищает интересы гарантирующего поставщика в отношениях с недобросовестным потребителем электроэнергии путем ограничения права последнего требовать заключения и исполнения нового договора энергоснабжения при наличии непогашенной задолженности по предыдущему договору, расторгнутому гарантирующим поставщиком. Так, гарантирующий поставщик в соответствии с абз. 28 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» является лицом, которое обязано заключать договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом (публичный договор). Такое толкование п. 46 Основных положений подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 26.06.2014 по делу № А11-4947/2013 указал: «законодатель, предоставив гарантирующему поставщику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения публичного договора, одновременно в п. 46 Основных положений разрешил вопрос о том, как урегулировать ситуацию, когда контрагент после расторжения договора требует заключить новый договор, начало исполнения которого зависит от погашения существующей задолженности». В соответствии с п. 21 Правил: «В случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.. . до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемых в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил: исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) приостанавливается; потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в Основных положениях.. .». В данной норме речь идет именно о существующих обязательствах по текущему договору энергоснабжения (о возможности приостановления их исполнения), а не о будущих обязательствах по новым договорам (которые еще не возникли), поскольку последние «приостановить» невозможно. В соответствии с пунктом 19 Правил возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения (ООО «ЦентрЭнерго») уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления. При этом под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения (ООО «ЦентрЭнерго»). Исходя формулировок пунктов 19 и 21 Правил положения указанных пунктов соответственно также распространяются только на отношения потребителя и гарантирующего поставщика, которые ранее состояли в договорных отношениях, и направлены на защиту интересов гарантирующего поставщика. Таким образом, пункт 46 Основных положений и пункты 19 и 21 Правил не регулируют и не запрещают потребителю заключать новый договор с энергоснабжающими организациями, с которыми у него ранее не было договорных отношений. Иное бы противоречило ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. С учетом этого возобновление подачи электрической энергии Обществом с 15 ноября 2018 года было законным и основано на договоре энергоснабжения от 15.11.2018 с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», действовавшем в период с 15 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. При этом ПАО «ТНС энерго Ростов- на-Дону» ранее не вводил ограничения потребления электроэнергии в отношении Общества. На текущий момент энергоснабжение электроустановок Общества осуществляется на основании договора энергоснабжения Р от 14.11.2018, заключенного с ООО «РСК» - независимой энергосбытовой организацией, не являющейся гарантирующим поставщиком (договор вступил в силу с 01 декабря 2018 года). Потребление Обществом поставляемой с 15 ноября 2018 года электроэнергии не является бездоговорным потреблением электрической энергии, так как основано на заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации договорах энергоснабжения. Общество не потребляло электрическую энергию за счет ООО «ЦентрЭнерго» («потерпевший» по настоящему делу) после ограничения им режима потребления электрической энергии. Доказательств обратного не существует. Таким образом, в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, отсутствует. Обществом не были нарушены п. 46 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии и п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Возбуждение производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества основано на неверном расширительном толковании нормативного регулирования в сфере функционирования розничных рынков электроэнергии. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного Открытое акционерное общество «Цимлянские вина» просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении № 5-20/2019.

Государственный инспектор Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору Ястребов В.Г., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (Т.1 л.д.250), в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство (Т.2 л.д.3), согласно которому просит суд провести рассмотрение дела № 5-20/2019 в отношении ОАО «Цимлянские вина» по ст.9.22 ч.1 КоАП РФ, назначенное на 19.06.2019, без его участия. Позиция Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в отношении данного дела изложена в протоколе от 11.03.2019 , а именно: ОАО «Цимлянские вина» незаконно возобновило подачу электрической энергии на свои электроустановки без устранения оснований для введения ограничения режима потребления, что является нарушением требований п. 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и требований п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442. Ограничение режима потребления ОАО «Цимлянские вина» введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления в этом случае понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения - Гарантирующего поставщика. Средства в адрес Гарантирующего поставщика не поступали. В этом усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод», часть 1 - «Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения,...».

Суд, изучив обстоятельства дела и представленные материалы, находит, что вина юридического лица – Открытого акционерного общества «Цимлянские вина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана полностью и подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 11.03.2019 (л.д.7-12), составленным государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору Ястребовым В.Г., уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса РФ об АП составлять протоколы об административных правонарушениях, а указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявлением о совершении административного правонарушения и привлечении виновного к административной ответственности от 15.01.2019 (л.д. 16-19);

- письмом ООО «Центрэнерго» от 07.12.2018 -ЦЭ (л.д.20-21);

- уведомлением о расторжении договора энергоснабжения ЭС-15 от 01.11.2015 в одностороннем порядке от 12.09.2018 (л.д.22);

- уведомлениями о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ОАО «Цимлянские вина» от 31.08.2018 -ЦЭ, -ЦЭ (л.д.23-24, 25-26);

- актом № 65 ограничения режима потребления электрической энергии от 13.09.2018 (л.д.27-29);

- актом № 66 ограничения режима потребления электрической энергии от 13.09.2018 (л.д.30-31);

- заявлением генерального директора ОАО «Цимлянские вина» о заключении договора от 25.10.2018 (л.д.32);

- договором энергоснабжения ЭС-15 от 01.11.2015 (л.д.33-47);

- письмом АО «ДОНЭНЕРГО» в адрес ОАО «Цимлянские вина» от 19.10.2018 (л.д.48);

- письмом ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 (л.д.49);

- письмом ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 26.11.2018 (л.д.51);

- актами АО «ДОНЭНЕРГО» проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора (средства) учёта электрической энергии от 15.11.2018 , с указанием факта подачи электроэнергии на электроустановки потребителя 15.11.2019 (по распоряжению ) (л.д.52-53, 54-55);

- решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2019 по делу № А53-39493/2018 (л.д.56-62);

- актом сверки взаимных расчетов за период: 9 месяцев 2018 года (л.д.63) и иными материалами дела.

Изложенные доказательства суд считает допустимыми и достаточными для установления вины ОАО «Цимлянские вина».

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает, что факт совершения правонарушения установлен, как и установлена вина юридического лица - ОАО «Цимлянские вина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.

Исходя из изложенного, субъектом правонарушения выступает потребитель электрической энергии; объективная сторона такого правонарушения состоит в нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, в невыполнении потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, в необеспечении потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.

Судом установлено и как следует из представленных материалов 01.11.2015 между ООО «Центрэнерго» - энергосбытовая организация и ОАО «Цимлянские вина» - потребителем был заключен договор энергоснабжения ЭС-15, по условиям которого ООО «Центрэнерго» обязалось осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения, а ОАО «Цимлянские вина» обязалось оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное, из чего следует приоритет в регламентации отношений по снабжению электрической энергии специального (в том числе и подзаконного) регулирования по отношению к соответствующим нормам ГК РФ.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает ст. 1 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии со статьей 37 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках, правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров, определяются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, которые были утверждены постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012.

Из содержания пунктов 55, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что в рамках договора энергоснабжения энергосбытовая организация обязана урегулировать отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Между ООО «Центрэнерго» и АО «ДОНЭНЕРГО» был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) ОПЭ от 30.09.2014.

Пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые предусматривают наличие обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, порядок введения ограничений и возмещения убытков, возникших в связи с введением ограничений.

Подпунктом «б» пункта 2 данных Правил определено, что ограничение режима потребления электрической энергии (далее также ограничение) вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил в случае неисполнения обязательств по оплате ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным предварительным письменным уведомлением потребителя, которое направляется не позднее чем за 10 дней до даты введения ограничения режима потребления и должно содержать, в частности: размер задолженности; дату предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем. Из содержания пункта 6 Правил следует, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится на основании письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, которое, в силу пункта 8 Правил, направляется способом, согласованном в договоре.

31.08.2018 года ООО «Центрэнерго» направило в адрес ОАО «Цимлянские вина» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии (исх. -ЦЭ). В качестве основания введения ограничения режима потребления электрической энергии указан подпункт «б» пункта 2 Правил.

В соответствии с условиями заключенного договора с учетом дополнительных соглашений, ОАО «Цимлянские вина», в установленном Правилами порядке, было уведомлено о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Из содержания пункта 7 Правил следует, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления.

Согласно уведомлению -ЦЭ от 31.08.2018 ОАО «Цимлянские вина», обязано было ввести самостоятельное ограничение не позднее 12 часов 00 минут 13 сентября 2018 года. Однако, в нарушение действующих правил и условий договора, ОАО «Цимлянские вина» не осуществило самостоятельное ограничение режима потребления электрической энергии.

Из содержания раздела II Правил следует, что при не осуществлении самостоятельного ограничения ограничение вводится сетевой организацией.

31.08.2018 года ООО «Центрэнерго» направило уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ОАО «Цимлянские вина» -ЦЭ в адрес сетевой организации АО «Донэнерго», на основании которого было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии АО «Цимлянские вина», о чем были составлены акт №65 и акт №66.

Выше установленные обстоятельства находят свое подтверждение в представленных материалах дела об административном правонарушении а также письменных объяснениях представителя ОАО «Цимлянские вина», и не оспаривались сторонами.

В силу пункта 19 Правил возобновление подачи электрической энергии осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления. В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым подпункта «б» пункта 2 Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на момент его рассмотрения судом ОАО «Цимлянские вина» не устранило обстоятельства, послужившие основанием для введения ограничения, доказательств обратному суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что ОАО «Цимлянские вина» был заключен договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 01.11.2018 , действующий на период с 01 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. 15 ноября 2018 года Обществом был заключен новый договор с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 сроком действия с 15 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. На данный момент снабжение электрической энергией энергоустановок Общества осуществляется на основании договора энергоснабжения Р от 14.11.2018, заключенного с ООО «Региональная сбытовая компания» сроком действия с 01 декабря 2018 года.

Следует отметить, что в силу пункта 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, исполнение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, услуг по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Таким образом, как следует из материалов дела, при проведении административного расследования и рассмотрении имеющихся документов выявлено, что ОАО «Цимлянские вина» незаконно возобновило подачу электрической энергии на свои электроустановки без устранения оснований для введения ограничения режима потребления, что является нарушением требований п. 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и требований п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, как следствие не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом изложенного, доводы о законности возобновления снабжения электрической энергией электроустановок, и обоснованности действий юридического лица на заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации договорах энергоснабжения, а также необходимости прекращения в отношении ОАО «Цимлянские вина» производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд находит не состоятельными.

Наряду с изложенным, суд учитывает, что в соответствии с п. 21 Правил ограничения в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемые в соответствии с пунктом 19 Правил ограничения:

- приостанавливается исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

- потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в ОПФРР;

- потребление электрической энергии не может быть квалифицировано как потребление в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) по правилам пункта третьего статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (Акцепт).

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 общих положений Правил под бездоговорным потреблением электрической энергии следует понимать - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Следовательно, действия юридического лица ОАО «Цимлянские вина» правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.

Санкция ч.1 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица ОАО «Цимлянские вина», в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения и его общественную опасность, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая, что ОАО «Цимлянские вина» ранее к административной ответственности не привлекалось, суд считает необходимым применить к нему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции в размере 100000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Цимлянские вина», ИНН , ОГРН , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа: УФК по Ростовской области (Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, л/сч. 04581494530), ИНН 2310009818, КПП 230901001,

Счет: 401 018 103 034 9001 0007,

Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону,

БИК банка получателя: 046015001,

КБК: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, налагаемые Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»: 49811641000016000140, ОКТМО: 60712000,

Наименование платежа: ОАО «Цимлянские вина» административный штраф по постановлению суда.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Цимлянский районный суд Ростовской области.

Судья М.Ю. Карапуз