Дело № 5-20/2020П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
Судья Пушкиногорского районного суда Псковской области Евдокимов В.И.,
при секретаре – Веселовой Е.В.,
рассмотрев дело в отношении Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), юридический адрес местонахождения: Псковская область, п.Пушкинские Горы, ул.Пушкинская, д.1,
о правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) принадлежит право безвозмездного пользования (ссуды) в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», расположенного по адресу: Псковская область, п.Пушкинские Горы, ул.Пушкинская, д.1, принятого на государственную охрану на основании постановления Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», и включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с указанием вида объекта культурного наследия – ансамбль, в состав которого входят: объект культурного наследия федерального значения «Собор Успения», XVI век; объект культурного наследия федерального значения «Лестницы», XVI век, объект культурного наследия федерального значения «Другие сооружения», XVI век.
В нарушение ч.1 и ч.3 ст.27, ч.1 и п.11 ч.2 ст.33, абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1 Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178, Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не установлены надписи и изображения на объекты культурного наследия, входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», содержащие информацию о таких объектах культурного наследия.
В нарушение абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п.п.1 п.25 Охранного обязательства собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – «Собор Успения, XVI век, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 01.06.2018 № 1633, Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не направлено в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия уведомление о выполнении охранного обязательства, с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления.
В нарушение п.1 и п.3 ч.1 ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Религиозная организация Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) произвела вырубку не менее 38 деревьев с юго-западной стороны возвышенности (Синичьей горы), занимаемой объектом культурного наследия федерального значения «Собор Успения», XVI век, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», без предоставления дендросхемы планируемых к вырубке аварийных деревьев и согласования данных работ с Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия.
В нарушение п.1 ч.1 ст.47.3 и абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.13, п.14, п.15 и п.п.1 и 6 п.17 Охранных обязательств собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – «Собор Успения», XVI век, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 01.06.2018 № 1633, Религиозная организация Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не надлежащим образом осуществляет расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а именно, не обеспечено проведение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения - «Собор Успения», XVI век, в срок до апреля 2019 г., согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от 30 марта 2018 г., а также, не обеспечено проведение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения -«Другие сооружения: Святые ворота (Пятницкие)», в срок до 30 июня 2019 г., согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от 20 июля 2018 г..
Представитель Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в допущенных нарушениях признал, при этом указал, что в настоящее время уже выполнены проекты установки и содержания информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия федерального назначения и направлены на согласование с Комитетом, что в силу п.7 ч.1 ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Приказ Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения был издан только 21 ноября 2018 г. и в этот же день было выдано задание №, в котором не содержится никаких уточняющих сроков исполнения работ и, следовательно, нарушений в этой части не могло быть. Монастырь всегда подавал заявки на участие в государственных и инвестиционных программах, которые размещал на различных интернет-сайтах. В акте проверки № от 18 декабря 2019 г. указано, что проверка проводилась с 21 ноября по 18 декабря 2019 г., что свидетельствует о том, что игумен Монастыря не привлекался к проведению проверки, поскольку в этот период игумен Монастыря архимандрит Макарий уже фактически не исполнял обязанности по руководству Монастырем, а исполняющий обязанности настоятеля иеромонах Василий был избран только ДД.ММ.ГГГГ, а передача документации Монастыря состоялась только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, новый игумен не мог знать о проводимой проверке и не был уведомлен о ней. Кроме того, протокол об административном правонарушении был составлен по истечении более 4-х месяцев, со дня выявления правонарушения. Привлечение Монастыря к административной ответственности на основании абз.4 п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с не направлением в Комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, в срок до 01 июля 2019 г. уведомления о выполнении требований охранных обязательств с приложением фотографий изображений объектов культурного наследия, законом прямо не предусмотрено и Охранное обязательство не содержит никаких сроков направления такой информации. В Комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия было сдано заявление за исх. № от 11.04.2019, содержащее в том числе, работы по вырубке деревьев и эти работы были согласованы. Представители Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия выезжали на место и сами, коллегиально, пометили деревья к вырубке, обозначив их краской. В настоящее время произведенная вырубка деревьев, в соответствии с п.3 предписания, согласована с Комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия. В мае и июне 2019 г. были выполнены работы по текущему содержанию Успенского собора и Пятницких ворот. Монастырь ежегодно обращается за финансовой помощью в различные госорганы, учреждения, фонды, организации. По предписанию Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия подана заявка на участие в разработке проектной документации на <данные изъяты> рублей в 2020 году, однако у Монастыря таких денежных средств не имеется, так как является некоммерческой религиозной организацией. Просил назначить наказание, с применением ст.4.1 Кодекса РФ об административных наказаниях, в размере менее минимального размера административного штрафа, учитывая имущественное и финансовое положение Монастыря и обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Также, учитывая, что у Монастыря не было умысла на совершение административного правонарушения, считает правонарушение малозначительным, что в соответствии ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяет судье освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Кроме этого, просил заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Сурнина С.А. в судебном заседании подтвердила обстоятельства правонарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Об устранении Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), выявленных нарушений ей не известно, поскольку соответствующие документы об устранении в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия не поступали. Выездная проверка проводилась с участием представителя Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Вина Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), подтверждается следующими доказательствами:
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 13-27), согласно которому, в соответствии с договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия № от 23 июля 2007 г. Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) принадлежит право безвозмездного пользования (ссуды) в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», расположенного по адресу: Псковская область, п.Пушкинские Горы, ул.Пушкинская, д.1, принятого на государственную охрану на основании постановления Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», и включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с указанием вида объекта культурного наследия – ансамбль, в состав которого входят: объект культурного наследия федерального значения «Собор Успения», XVI век; объект культурного наследия федерального значения «Лестницы», XVI век, объект культурного наследия федерального значения «Другие сооружения», XVI век. В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.1 и ч.3 ст.27, ч.1 и п.11 ч.2 ст.33, абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1 Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178, не установлены надписи и изображения на объекты культурного наследия, входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», содержащие информацию о таких объектах культурного наследия. Также, в нарушение абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п.п.1 п.25 Охранного обязательства собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – «Собор Успения, XVI век, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 01.06.2018 №, в срок до 01 июля 2019 г., не направлено в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия уведомление о выполнении охранного обязательства, с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления. Также, в нарушение п.1 и п.3 ч.1 ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», произведена вырубка не менее 38 деревьев с юго-западной стороны возвышенности (Синичьей горы), занимаемой объектом культурного наследия федерального значения «Собор Успения», XVI век, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», без предоставления дендросхемы планируемых к вырубке аварийных деревьев и согласования данных работ с Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия. Также, в нарушение п.1 ч.1 ст.47.3 и абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.13, п.14, п.15 и п.п.1 и 6 п.17 Охранных обязательств собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – «Собор Успения», XVI век, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, не обеспечено проведение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения - «Собор Успения», XVI век, в срок до апреля 2019 г., согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г., а также, не обеспечено проведение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения - «Другие сооружения: Святые ворота (Пятницкие)», в срок до 30 июня 2019 г., согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г.;
- обращением в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ г. № (л.д. 43), в соответствии с которым, Религиозная организация Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) просила согласовать работы, в том числе, по санитарной вырубке зеленых насаждений на территории Монастыря;
- ответом о согласовании проведения работ на ансамбле от ДД.ММ.ГГГГ г. № № (л.д. 46-47), в соответствии с которым Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия указано о том, что для принятия решения о согласовании работ по санитарной вырубке зеленых насаждений и проведению компенсационного озеленения территории, необходимо предоставить в Комитет дендросхему планируемых к вырубке аварийных деревьев и посадки новых зеленых насаждений с обозначением их породы;
- охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Собор Успения», XVI век, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 48-51), в соответствии с которым, в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия необходимо направлять, ежегодно, в срок до 01 июля года, следующего за отчетным, уведомление о выполнении требований охранного обязательства с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 52-63), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – Святогорский монастырь: Собор Успения, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести следующие работы: разработать научно-проектную документацию на проведение работ по реставрации в период с сентября 2018 г. по апрель 2019 г.; произвести реставрационные работы согласно проекту, в период с апреля 2019 г. по апрель 2020 г.; провести мероприятия по обеспечению сохранности ОКН в рамках текущего ремонта: в период с сентября 2018 г. по июнь 2020 г., восстановить фрагменты осыпавшейся штукатурки фронтонов и аттика колокольни, косметический ремонт приделов (окраска стен, побелка потолков), организовать отвод дождевой воды в местах примыкания кровель к стенам собора посредством устройства наклона участка свеса, примыкающего к стене, при необходимости, устроить короткие подвесные желоба (на кровлях северной апсиды и приделов);
- охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Лестницы», XVI в, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 64-67), в соответствии с которым, в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия необходимо направлять, ежегодно, в срок до 01 июля года, следующего за отчетным, уведомление о выполнении требований охранного обязательства с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 88-94), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – «Лестницы», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», XVI век, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести мероприятия по обеспечению сохранности ОКН в рамках текущего ремонта: косметический ремонт стен, ограждающих ступени, с последующей окраской и ремонт ступеней, в период с августа 2018 г. по август 2020 г.;
- охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Другие сооружения», XVI век, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 75-78), в соответствии с которым, в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия необходимо направлять, ежегодно, в срок до 01 июля года, следующего за отчетным, уведомление о выполнении требований охранного обязательства с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 68-74), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – «Другие сооружения: Святые ворота (Пятницкие)», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», XVI в, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести следующие работы: разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтных работ ОКН на основании задания № от ДД.ММ.ГГГГ г., в срок до 30 июня 2019 г.; провести ремонтно-реставрационные работы ОКН в период с июня 2019 г. по декабрь 2021 г.;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 95-101), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – «Другие сооружения: Никольские ворота», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», XVI в, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести мероприятия по обеспечению сохранности ОКН в рамках текущего ремонта: косметический ремонт стен воротного проезда, с последующей окраской и восстановление штукатурного слоя деревянного перекрытия воротного проезда, в период с августа 2018 г. по август 2020 г.;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 102-109), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – «Другие сооружения: Странноприимный дом», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», XVI в, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести мероприятия по обеспечению сохранности ОКН в рамках текущего ремонта: косметический ремонт и окраска фасадов и ремонт дымовых труб, в период с августа 2018 г. по август 2020 г.;
- актом технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. и фототаблицей к нему (л.д. 110-116), согласно которым, в отношении объекта культурного наследия федерального значения – «Другие сооружения: Анастасьевские ворота», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», XVI в, в целях его сохранения и создания нормальных условий для его использования собственнику или иному законному владельцу необходимо провести мероприятия по обеспечению сохранности ОКН в рамках текущего ремонта: косметический ремонт и окраска фасадов, в период с августа 2018 г. по август 2020 г.;
- заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. №, утвержденным Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия (л.д. 124-128), согласно которому, в отношении объекта культурного наследия – «Святогорский монастырь: Собор Успения, лестницы и другие сооружения», XVI в, необходимо подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести данные работы и предоставить отчетную документацию о выполненных работах на утверждение в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия;
- заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 31-ФЗ, утвержденным Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия (л.д. 120-123), согласно которому, в отношении объекта культурного наследия – «Святогорский монастырь», XVI в, необходимо подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести данные работы и предоставить отчетную документацию о выполненных работах на утверждение в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия;
- заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 07 мая 2019 г. № 30-ФЗ, утвержденным Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области (л.д. 117-119), согласно которому, в отношении объекта культурного наследия – «Собор Успения», XVI в, необходимо подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести данные работы и предоставить отчетную документацию о выполненных работах на утверждение в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
Согласно ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) принадлежит право безвозмездного пользования (ссуды) в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», расположенного по адресу: Псковская область, п.Пушкинские Горы, ул.Пушкинская, д.1, принятого на государственную охрану на основании постановления Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», и включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с указанием вида объекта культурного наследия – ансамбль, в состав которого входят: объект культурного наследия федерального значения «Собор Успения», XVI век; объект культурного наследия федерального значения «Лестницы», XVI век, объект культурного наследия федерального значения «Другие сооружения», XVI век.
Как следует из ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Таким образом, охранные обязательства в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Святогорский монастырь», подлежат исполнению Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Согласно ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Как следует из ч.1 ст.33 данного Федерального закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.11 ч.2 ст.33 данного Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
Исходя из ч.1 и ч.3 ст.27 этого же Федерального закона, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
Как следует из абз.4 ч.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Согласно п.25 Охранных обязательств собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – «Собор Успения, XVI век, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, «Лестницы», XVI век, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, «Другие сооружения», XVI век, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия необходимо направлять, ежегодно, в срок до 01 июля года, следующего за отчетным, уведомление о выполнении требований охранного обязательства с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления.
В соответствии с п.1,3 ч.1 ст.5.1 данного Федерального закона, в границах территории объекта культурного наследия, в частности, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно ст.3.1 этого же Федерального закона, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из ч.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Как установлено в судебном заседании, информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия не установлены; в срок до ДД.ММ.ГГГГ уведомление о выполнении требований охранного обязательства за 2018 г., с приложением фотографий изображений объекта культурного наследия в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области не направлено; санитарная вырубка деревьев произведена без согласованной с Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области дендросхемы планируемых к вырубке аварийных деревьев и подсадки новых зеленых насаждений; не проведены работы по разработке научно-проектной документации на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения - «Собор Успения», XVI век, в срок до апреля 2019 г., и на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения - «Другие сооружения: Святые ворота (Пятницкие)», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, данные действия (бездействие), как по отдельности, так и в своей совокупности, являются нарушениями требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы представителя Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – Кондрашова О.А., о малозначительности правонарушения, суд считает не состоятельными, поскольку бездействие, повлекшее нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является длительным,
и каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что указанные действия (бездействие) не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судом не установлено, в связи с чем, данное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Кроме того, подготовка в настоящее время проектов размещения информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия и согласование дендросхемы вырубки деревьев, не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку на момент выявления правонарушения данные действия не были выполнены, и основанием для привлечения к административной ответственности явилось именно не совершение указанных действий.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что у Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Охранных обязательств собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, однако ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
При данных обстоятельствах, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, вина Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу доказана.
При назначении административного наказания, судьей учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), являющейся некоммерческой организацией, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
То, что до рассмотрения дела по существу Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) подготовлены проекты размещения информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия и согласована дендросхема вырубки деревьев, то есть, добровольно исполнено предписание об устранении данных нарушений, на основании ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд признает обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья по делу не находит.
Поскольку санкцией ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание только в виде административного штрафа, судья назначает Религиозной организацией Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) наказание в виде административного штрафа.
Согласно ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При данных обстоятельствах, при определении размера административного штрафа судья учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, что Религиозная организация Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ранее не привлекалась к административной ответственности, а также ее имущественное и финансовое положение, судья назначает наказание в виде административного штрафа, с применением положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для применения ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку Религиозная организация Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Предоставление рассрочки уплаты административного штрафа не предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении и, в силу ст.31.5 и ст.31.8 Кодекса ПФ об административных правонарушениях, возможно только в порядке исполнения самого постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.7.13, ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1, и ст.ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Религиозную организацию Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа, с применением ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Перечислить административный штраф в Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), расчетный счет 40101810500000001901, Банк: Операционный департамент Банка России, г.Москва, 701, БИК 044501002, ИНН 7705851331, КПП 770301001, ОКТМО 45382000, код бюджетной классификации 054 1 16 01071 01 0013 140.
Разъяснить Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), что в силу ч.1 и ч.5 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении указанного срока, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Разъяснить Религиозной организации Епархиальный Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), что она вправе обратиться в суд, вынесший постановление, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания, в порядке ст.31.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления в Псковский областной суд Псковской области.
Судья: