ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2117/2021 от 23.09.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-2117/2021, 51RS0002-01-2021-005762-39,

постановление в окончательной форме составлено 27.09.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

23 сентября 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДОЛИ», ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** в место доставки – временную зону таможенного контроля *** таможенного поста Мурманской таможни, находящуюся по адресу: *** на транспортном средстве с регистрационным номером *** в адрес АО «***» (***), был доставлен товар по транзитной декларации №***. Транзитная декларация была подана с применением электронной формы таможенного декларирования (далее – ЭТД).

Товар перевозился по таможенной процедуре таможенного транзита из таможенного органа отправления – пункт таможенного оформления *** таможни *** в таможенный орган назначения - *** пост Мурманской таможни.

В Пункте таможенного оформления *** таможни (***), для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита были представлены: ЭТД №***, CMR от ***№***, счет-фактура от ***№***.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита на *** посту Мурманской таможни, перевозчик ООО «***» представил CMR от ***№***, счет-фактуру от ***№***

В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров (АТД №***) находящихся на складе получателя АО «***» установлено, что были досмотрены грузовые места с товаром.

По результатам таможенного контроля должностным лицом *** таможенного поста установлено, что – должностному лицу пункта таможенного оформления *** таможни (***) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сообщены недостоверные сведения о наименовании товаров, путем представления документа содержащего недостоверные сведения – ЭТД №***, а именно:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

По данному факту *** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого *** в отношении ООО «ВЛАДОЛИ» установлен состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении.

Административное дело в отношении ООО «ВЛАДОЛИ» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***.

В судебное заседание законный представитель ООО «ВЛАДОЛИ» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство, а котором просил рассмотреть дело в отсутствие законного представителя, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «ВЛАДОЛИ».

Изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «ВЛАДОЛИ» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д.1-6);

- копией акта таможенного досмотра №*** от ***, по результатам которого выявлено: недостоверное указание сведений о количестве и наименовании товаров в отчете о принятии товаров на хранение от ***№***; недостоверное указание сведений о количестве и наименовании товаров, сведениям заявленным в ТД №*** (л.д.15-33);

- копией ЭТД №***, согласно которой в графе 5 ЭТД №*** указано «Всего товаров» *** в графе 6 ЭТД №*** указано «Всего мест» *** в графе 31 ЭТД №*** указано: *** (л.д.34);

- копией международной товарно-транспортной накладной СМR №*** от ***, инвойса на бумажном носителе №*** от ***, упаковочного листа к инвойсу, согласно которым данные в ЭТД №***, CMR от ***№***, счет-фактуре от ***№*** различаются в части указания наименования товара (л.д.35, 36-47, 48-52);

- копией письма ООО «***» №*** от *** с приложением, из которого следует, что ООО «***» передало все товаросопроводительные и коммерческие документы для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному представителю ООО «ВЛАДОЛИ» по договору №*** от ***. Декларирование товара производилось таможенным представителем в электронной форме без предоставления представителем перевозчика (водителем) бумажной декларации таможенному органу (л.д.86-98);

- копией письма *** таможни №*** от ***, согласно которому *** в РПТО «***» был осуществлен выпуск партии товаров *** в соответствии с ТРТТ по ЭТД №***, перемещаемой составом грузовых транспортных средств, принадлежащих перевозчику ООО «***». Представителем перевозчика ООО «***», выступавшим в качестве декларанта ТПТТ и осуществлявшим перевозку вышеуказанных товаров, водителем ФИО1 в таможенный орган были поданы бумажные экземпляры документов, составляющих ЭТД №***: CMR-накладной от ***№*** и специального счета-фактуры от ***№***. Сведения для ЭТД №***, представлены таможенным представителем в лице ООО «ВЛАДОЛИ» и заверены электронной цифровой подписью работника ООО «ВЛАДОЛИ» (л.д.99-100);

- копией служебной записки *** таможенного поста №*** от *** (л.д.113-116);

- копией письма ООО «ВЛАДОЛИ» №*** от ***, в котором они указывают, что от имени и по поручению декларанта таможенной процедуры таможенного транзита ООО «***», согласно договора поручения №*** от *** на оказание услуг Таможенного представителя специалистом по таможенному декларированию (далее специалист) ООО «ВЛАДОЛИ» была оформлена *** процедура таможенного транзита через ПТО *** таможенному перевозчику ООО «***», транспортное средство ***. Номер разрешения: ***. ООО «ВЛАДОЛИ» по данному оформлению сообщает следующее, *** с почты контрагента ООО «***»: *** поступил заказ на оформление. Контрагентом были представлены следующие документы по транспортному средству ***: 1) CMR№*** от ***; 2) инвойс №*** от ***; 3) свидетельство о допущении №******; 4) РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕЭК №*** от***; 5) Решение ОКТС №*** от ***. При получении документов специалист ООО «ВЛАДОЛИ» осуществил проверку документов на корректность, отсутствие ошибок, на достаточность сведений, соответствие кода товара описанию товара. Представленные документы у специалиста не вызывали сомнений, код товара полностью соответствовал описанию товара, разночтений по документам не было выявлено. В транзитной декларации специалист заявил максимально допустимое количество наименований товаров, т.е. максимальное количество знаков для графы 31, большее количество знаков (по описанию товаров) внести в графу 31 не представляется возможным, так как программа КПП «***», разработанная в *** не позволяет это сделать. Данная графа рассчитана на определенное количество знаков только 1000 символов. Также отмечаем, что перед регистрацией ЭТД, по желанию перевозчика была отправлена транзитная декларация на проверку, контрагент/перевозчик/декларант таможенной процедуры проверил и разрешил регистрировать. Транзитные декларации были подписаны электронным ключом, владельцем которого является Генеральный директор ФИО2. Также отмечаем, что при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС статья 83. Декларант. Пункт 4., декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является таможенный перевозчик, т.е. ООО «***». В графе 50. Принципал заявлен ООО «***» адрес***. ООО «ВЛАДОЛИ» знакомо с правами и обязанности таможенного представителя. Как таможенный представитель, ООО «ВЛАДОЛИ» не обращалось в таможенный орган в *** на границе за разрешением на осмотр данного груза, так как у специалиста не было предположения, что документы являются не достоверными или недостаточными. ООО «ВЛАДОЛИ» не входит в перечень лиц, которым предоставляется право на беспрепятственный доступ в зоны таможенного контроля на границе, согласно таможенного законодательства и Закона *** от 21 июля 2008 г. № 419-3 «О Государственной границе *** и не является декларантом таможенной процедуры. ООО «ВЛАДОЛИ» признает свою вину в совершении данного административного правонарушения. Специалистом ООО «ВЛАДОЛИ» было заявлено максимально возможное количество наименований товаров, согласно инвойсу *** от ***, это произошло по причине технической невозможности внесения данных в 31 графу транзитной декларации. Инвойсная стоимость, количество мест были заявлены в точном соответствии с товаросопроводительными документами, предоставленными перевозчиком для декларирования (л.д.136-162, л.д.163-222);

- протоколом об административном правонарушении №*** от ***, в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 229-234);

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину юридического лица ООО «ВЛАДОЛИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

В соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (далее – Инструкция), в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.

Согласно пункту 10 Инструкции, сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей.

Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Согласно п. п. 44 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС, таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В соответствии с пунктом 3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от ***№***, в случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

В графе 50 «принципал» ЭТД №*** указано ООО «***» ***

адрес***

В ходе административного расследования Мурманской таможней от ООО «РУСАНТ», получены пояснения по делу об административном правонарушении №*** из которого следует, что ООО «РУСАНТ» передало все товаросопроводительные и коммерческие документы для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному представителю ООО «ВЛАДОЛИ» по договору *** от ***. Декларирование товара производилось таможенным представителем в электронной форме без предоставления представителем перевозчика (водителем) бумажной декларации таможенному органу.

Также, в ходе проведения административного расследования от *** региональной таможни было получено письмо №*** от *** «О предоставлении информации» из которого следует, что представителем перевозчика ООО «РУСАНТ», выступавшим в качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита и осуществлявших перевозку товара, в таможенный орган были поданы бумажные экземпляры документов, составляющих ЭТД №***: CMR от ***№***, счет-фактура от ***№***

Сведения для ЭТД №***, зарегистрированной в национальной системе таможенного декларирования *** под №***, представлены таможенным представителем в лице ООО «ВЛАДОЛИ» (юридический адрес: ***) и заверены электронной цифровой подписью работника ООО «ВЛАДОЛИ».

Таким образом, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является ООО «ВЛАДОЛИ».

Доводы, изложенные в письме ООО «ВЛАДОЛИ» №*** от*** не соответствуют действительности и противоречат собранным по делу об АП №*** доказательствам.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции, если в графах 18, 21, 31, 40, 44, 52, «D» ТД недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа (далее – должностное лицо) служебных отметок, то необходимые сведения указываются на оборотной стороне ТД или на дополнительно прикладываемых листах формата A4, которые являются неотъемлемой частью ТД (далее – дополнение). При этом в соответствующей графе ТД производится запись: «см. оборот» или «см. доп. № __ на __ л.».

Все листы дополнения должны быть пронумерованы.

Количество каждого дополнения должно соответствовать количеству экземпляров ТД. К первому экземпляру ТД прикладывается оригинал дополнения, к остальным могут прилагаться копии.

На каждом листе дополнения указываются:

– в правом верхнем углу «Дополнение № __, к ТД № ___________»;

– порядковый номер декларируемого товара в виде записи: «Товар № __» и по каждому товару – номер графы и те сведения, которые вносятся в эту графу в соответствии с порядком заполнения этой графы. Если дополнение составлено декларантом, каждый экземпляр дополнения в правом нижнем углу должен быть подписан лицом, заполнившем ТД, или уполномоченным на это работником этого лица.

Сведения, указываемые на оборотной стороне ТД или на дополнении, заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.

В электронную копию ТД вносятся все сведения, содержащиеся на оборотной стороне ТД и в дополнениях.

Таким образом, Инструкция предусматривает внесение в транзитную декларацию сведений о наименовании товаров, в том числе в случаях, когда в графе 31 транзитной декларации для заявления таких сведений недостаточно места.

Субъектом данного административного правонарушения является лицо, фактически сообщившее в таможенный орган недостоверные сведения о товарах, при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В ходе исследования материалов дела установлено, что недостоверные сведения о наименовании товаров, путем представления следующих документов, содержащих недостоверные сведения: ЭТД №***, CMR от ***№***, счет-фактура от ***№***, таможенному органу отправления – пункту таможенного оформления *** таможни (***), фактически сообщил декларант таможенной процедуры таможенного транзита - ООО «ВЛАДОЛИ», в связи с чем прихожу к выводу, что субъект административного правонарушения определен административным органом верно.

Часть 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Анализируя вышеизложенные нормы таможенного законодательства и установленные обстоятельства, прихожу к выводу о признании юридического лица – ООО «ВЛАДОЛИ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 2.1 КоАП России установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, законодательно установлена административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения виновного юридического лица.

ООО «ВЛАДОЛИ» являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, знало об обязанности сообщения в таможенный орган достоверных сведений о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и имело возможность сообщить достоверные сведения о наименовании товара в ЭТД №***. До заявления таможенной процедуры таможенного транзита, для уточнения сведений о наименовании и весе брутто декларируемого товара ООО «ВЛАДОЛИ» могло воспользоваться правами декларанта указанными в статье 84 ТК ЕАЭС, в том числе, правом осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем. Однако, работа по составлению документов действительных для таможенных целей, и по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о наименовании товара при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД №***, не была организована надлежащим образом. Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ВЛАДОЛИ» таможенных обязанностей, не установлено.

Учитывая вышеизложенное, ООО «ВЛАДОЛИ» нарушило требования законодательства ЕАЭС, а именно сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товара при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России.

Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, не представлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающими наказание юридическому лицу, признаю: совершение правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание юридическому лицу в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, учитывая наличие смягчающего наказание обстоятельств, при этом отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства и имущественного ущерба, прихожу к выводу о назначении юридическому лицу наказания в виде предупреждения, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 3.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДОЛИ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья М.С. Дурягина