ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-211/2017 от 15.06.2017 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-211/2017 15 июня 2017 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2017 Мотивировочная часть изготовлена 17.06.2017

Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующей на основании доверенности от 14.06.2017, которой права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ разъяснены,

рассмотрев 15 июня 2017 года в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении

юридического лица – государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2», находящегося в п. Ола Ольского района Магаданской области по ул. Ленина, д. 54-а, зарегистрированного 19.11.2002 в МРИ ФНС № 1 по Магаданской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, сведений о привлечении к административной ответственности в материалах дела не имеется,

у с т а н о в и л:

Государственным казенным общеобразовательным учреждением для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» (далее - ГКОУ «МСЦО №2»), внесенное в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных под регистрационным номером 10-0099693, в нарушение требований части 4 статьи 20 Закона «О персональных данных», не предоставило в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, информационное письмо о внесении изменений в сведения в реестре операторов осуществляющих обработку персональных данных, по сроку предоставления до 26.04.2017г.

В связи с этим, по факту невыполнения в установленные сроки требований законодательства Российской Федерации в ГКОУ «МСЦО №2» Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая изложенное, полагаю, что в данном конкретном случае имеются все основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного органа, составившего протокол.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании с протоколом согласился, указав, что действительно необходимая информация в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу направлена не была.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, полагаю, что факт совершения правонарушения и вина ГКОУ «МСЦО №2» объективно подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом № АП-49/4/141 от 22.05.2017 об административном правонарушении;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГКОУ «МСЦО №2», ИНН <***>, ОГРН <***>, от 17.05.2017г.,

- письмом Управления Роскомнадзора по Магаданской области от 20.03.2017г. № 987-04/49 в ГКОУ «МСЦО №2» о необходимости в течение тридцати дней с момента его получения представить в Управление информационное письмо о внесении изменений в сведения об операторе, осуществляющем обработку персональных данных, в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, которое получено адресатом 27.03.2017г., о чем свидетельствует копия почтового уведомления;

- уведомлением Магаданского областного государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.03.2010 г., направленным в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО, об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, получено Управлением 06.04.2010г., 21.04.2010г. оператор внесен в Реестр;

- распечаткой Реестра операторов в отношении оператора №10-0099693 Магаданского областного государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида» (ИНН <***>) с отметкой о последнем изменении, внесенном в реестр 19.06.2015г.

Санкцией ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрено наказание за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О персональных данных" определено, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Статьей 22 указанного закона в ред. от 21.07.2014, действовавшей с 01.09.2015 до 31.12.2016, предусмотрено что, оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения: 1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора; 2) цель обработки персональных данных; 3) категории персональных данных; 4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются; 5) правовое основание обработки персональных данных; 6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств; 7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты; 8) дата начала обработки персональных данных; 9) срок или условие прекращения обработки персональных данных; 10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки; 10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации; 11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 23 названного федерального закона, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право: 1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; 2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий; 3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных; 3.1) ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона; 5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде; 5.1) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, применительно к сфере их деятельности, сведения, указанные в пункте 7 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона; 6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных; 7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью; 8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных; 9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан: 1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных; 2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений; 3) вести реестр операторов; 4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных; 6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных; 7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (ред. от 01.07.2016) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в числе прочих, осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных; ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 (ред. от 28.08.2015) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги "Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных", утвержден названный Административный регламент. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги "Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и ее территориальных органов с операторами, осуществляющими обработку персональных данных (далее - Оператор), при предоставлении государственной услуги "Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" (далее - реестр). 2. Предоставление государственной услуги осуществляется путем: 2.1. Внесения сведений об Операторе в Реестр; 2.2. Изменения сведений об Операторе в Реестре; 2.3. Исключения сведений об Операторе из Реестра; 2.4. Предоставления выписки из Реестра. 71. Основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, является направление Оператором в Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора) или поступление в ЕИС с Единого портала информационного письма с указанием основания изменения сведений. В случае изменения сведений, указанных в части 3 статьи 22 Федерального закона, Оператор обязан уведомить об изменениях Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора) в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Из представленных в суд правоустанавливающих документов (выписка из ЕГРЮЛ) ГКОУ «МСЦО №2» является юридическим лицом. 30.03.2016 г. в ЕРГЮЛ внесены изменения относительно наименования юридического лица, а именно, предыдущее наименование «Магаданское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида» (ИНН <***>, ОГРН <***>)» заменено на «Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» (ИНН <***>, ОГРН <***>)». Информации о внесении изменений в сведения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО юридическим лицом не направлено ГКОУ «МСЦО №2».

Таким образом, ГКОУ «МСЦО №2» (до переименования «Магаданское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида»), являясь юридическим лицом, и оператором по обработке персональных данных, и будучи обязанным, в соответствии с требованиями закона «О персональных данных», предоставить в уполномоченный орган установленную законом информацию о внесении изменений в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, данную обязанность не исполнило, соответствующее уведомление в территориальный орган Роскомнадзора, то есть юридическим лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.

Обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смягчающих либо отягчающих административную ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным применить в отношении ГКОУ «МСЦО №2» административное наказание в пределах санкции статьи 19.7 КоАП РФ в виде административного штрафа

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.10, 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Назначить юридическому лицу - Государственному казенному общеобразовательному учреждению для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей, с зачислением штрафа по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Магаданской области, лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 490901001, расчетный счет <***> Отделение Магадан г.Магадан, ОКТМО 44701000001, КБК 09611690040046000140, УИН 09600000000005540103.

Разъяснить юридическому лицу - Государственному казенному общеобразовательному учреждению для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2», что согласно ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк и квитанция предоставляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо подвергается штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административному аресту на срок до 15 суток либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Установить дату изготовления мотивированного постановления 17 июня 2017 года

На постановление могут быть принесены жалоба, а прокурором - протест в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии настоящего постановления, с подачей жалобы (протеста) через Ольский районный суд, либо непосредственно в Магаданский областной суд.

Судья О.А. Стахорская