Дело № 5-212/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.** 2017 года 180007, <...>
Резолютивная часть постановления объявлена **.** 2017 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Постобаев В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении фирмы перевозчика юридического лицаТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») зарегистрированного по адресу: ***, ранее привлекавшегося к административной ответственности:
- **.**.2016 (постановление вступило в законную силу **.**.2016) по ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 55000 рублей,
- **.**.2016 (постановление вступило в законную силу **.**.2016) по ст. 16.24 ч.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей (штраф уплачен),
- **.**.2016 (постановление вступило в законную силу **.**.2016) по ст.16.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей (штраф уплачен),
УСТАНОВИЛ:
**.**2016 на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни (д.Убылинка, п/о Гавры, Пыталовский район, Псковская область) прибыло транспортное средство марки «V» регистрационный номер № под управлением Т.. с грузом: авокадо общим весом 283 кг., страна происхождения - Израиль, виноград красный общим весом 834 кг., страна происхождения - Италия, грейпфрукты общим весом 1688 кг., страна происхождения - ЮАР, груши Конференция общим весом 2086 кг., страна происхождения - Бельгия, кокос общим весом 726 кг., страна происхождения - Кот-д"Ивуар, лайм общим весом 280 кг., страна происхождения - Бразилия, лимон общим весом 1700 кг., страна происхождения - Турция, манго общим весом 265 кг., страна происхождения - Бразилия, мандарины Clemenrut общим весом 6922 кг., страна происхождения - Испания, яблоки Red Chief общим весом 982 кг., страна происхождения - Италия, яблоки Red Chief общим весом 1525 кг., страна происхождения - Италия, киви фасованный общим весом 3087 кг., страна происхождения - Греция, согласно представленным транспортным и коммерческим документам: CMR 645972 от **.**.2016, INVOICE KV0645972 от **.**.2016, упаковочный лист KV0645972 от **.**.2016, спецификация KV0645972 от **.**.2016, фитосанитарный сертификат EB/LT/047487 от **.**.2016, EB/LT/098471 от **.**.2016, EB/LT/047486 от **.**.2016, EB/LT/047488 от **.**.2016, EB/LT/047485 от **.**.2016, EB/LT/047484 от **.**.2016, EB/LT/047483 от **.**.2016.
Отправителем товара являлось: UAB «K» <адрес>.
Получателем товара являлось: ТОО «V» <адрес>.
Перевозка осуществлялась фирмой-перевозчиком юридическим лицом ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA»).
Товары «авокадо», «виноград», «грейпфрукты», «груши», «кокосы», «лаймы», «лимоны», «манго», «мандарины», «яблоко», «киви» по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию включены в «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза» (Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».
**.**.2016 в ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям МАПП Убылинка выявлены нарушения законодательства, составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №601136261016006 от **.**.2016, ввоз подкарантинной продукции запрещен по причине отсутствия фитосанитарного сертификата на подкарантинный груз мандарины (Испания).
Таким образом, перевозчиком ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «мандарины» не соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № и проведении административного расследования в отношении перевозчика ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») по ст.16.3 КоАП России.
Представитель фирмы – перевозчика юридического лица ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») ФИО1 вину юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения фактически признал, пояснил, что на момент прибытия на территорию таможенного поста РФ у водителя действительно не имелось фитосанитарного сертификата на подкарантийный груз «мандарины» (Испания), вследствие чего ввоз груза на территорию РФ был запрещен. Однако **.**.2016 водителем был получен другой сертификат, согласно которому ввоз подкарантинного груза был разрешен. В связи с тем, что никакого вреда охраняемым общественным правоотношениям действиями перевозчика не причинен, просит суд о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ по малозначительности.
Представители Псковской таможни ФИО2, ФИО3 в судебном заседании пояснили, что вина юридического лица ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») в совершении инкриминируемого административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Перевозчиком при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «мандарины» не соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». Просили обратить внимание суда на наличие отягчающих обстоятельств, поскольку юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения в течение года, возражали против прекращения дела по ст.2.9 КоАП РФ.
Допрошенный в качестве свидетеля таможенный инспектор Ф.., показал суду, что **.**.2016 перевозчиком ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) был осуществлен ввоз в Российскую Федерацию сборного груза, фрукты. Водителем были представлены товаросопроводительные документы: CMR 645972 от **.**.2016, INVOICE KV0645972 от **.**.2016, упаковочный лист KV0645972 от **.**.2016, спецификация KV0645972 от **.**.2016, фитосанитарный сертификат EB/LT/047487 от **.**.2016, EB/LT/098471 от **.**.2016, EB/LT/047486 от 21.10.2016, EB/LT/047488 от 21.10.2016, EB/LT/047485 от 21.10.2016, EB/LT/047484 от 21.10.2016, EB/LT/047483 от 21.10.2016. Далее при проведении сотрудниками Россельзознадзора документарной проверки было установлено, что отсутствует сертификат на подкарантинный груз – мандарины (Испания), в связи с чем, ввоз подкарантинной продукции был запрещен, о чем составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №601136261016006 от **.**.2016. Таким образом, транспортное средство было выпущено за пределы таможенного поста, о чем также имеется отметка в CMR 645972 от **.**.2016. После чего данное транспортное средство **.**.2016 вновь прибыло на таможенный пост уже с новым фитосанитарным сертификатом, в том числе и на мандарины. Был проведен фитосанитарный контроль, нарушений не выявлено. Далее на основании акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №601106271016014 от **.**.2016 данному транспортному средству ввоз был разрешен. Все отметки о прибытии транспортного средства марки «V» регистрационный номер № имеются в CMR 645972 от **.**.2016.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Псковской таможни и юридического лица, свидетелей, прихожу к следующему.
В соответствии с примечанием к главе 16 КоАП РФ (содержащимся в ст.16.1 КоАП РФ) под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно пп.8 п.1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно п.3 ст.8 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии с п.1 ст.158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно п.п.1 п.1 ст.159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу, в том числе сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
Кроме того, согласно п.2 ст.159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
В силу ст.152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения; товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза; товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза; если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, **.**.2016 на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство марки «V» регистрационный номер № под управлением Т.., следующее из Латвии в РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 159 ТК ТС при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу перевозчиком были предоставлены товаросопроводительные документы: CMR 645972 от **.**.2016, INVOICE KV0645972 от **.**.2016, упаковочный лист KV0645972 от **.**.2016, спецификация KV0645972 от **.**.2016, фитосанитарный сертификат EB/LT/047487 от **.**.2016, EB/LT/098471 от **.**.2016, EB/LT/047486 от **.**.2016, EB/LT/047488 от **.**.2016, EB/LT/047485 от **.**.2016, EB/LT/047484 от **.**.2016, EB/LT/047483 от **.**.2016, в соответствии с которыми перевозился сборный груз – фрукты.
При проведении таможенного и фитосанитарного контроля выявлено отсутствие фитосанитарного сертификата на подкарантинный груз – мандарины (Испания). Должностными лицами Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору принято решение о запрете ввоза товара.
Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор отдела карантинного и фитосанитарного контроля на государственной границе и транспорте РФ И.., показал суду, что ввиду того, что **.**.2016 в ходе проведения фитосанитарного контроля вышеуказанного груза были выявлены нарушения, а именно отсутствие фитосанитарного сертификата на мандарины, им был составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № от **.**.2016, ввоз подкарантинной продукции запрещен по причине отсутствия фитосанитарного сертификата на подкарантинный груз мандарины (Испания), в связи с чем, автомобиль с грузом фруктов покинул территорию таможенного поста. В этот же день перевозчику соответствующими структурами Литовской Республики был выдан другой фитосанитарный сертификат Nr.EB/LT/ 098493 от **.**.2016, вместо фитосанитарного сертификата Nr.EB/LT/098471 от **.**.2016, который был представлен перевозчиком при новом прохождении таможенных процедур. После чего ввоз фруктов был разрешен.
Таким образом, исходя из сведений, полученных в ходе проведения таможенного и карантинного фитосанитарного контроля о несоответствии сведений о товаре – «мандарины» сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, не представляется возможным идентифицировать товар и соотнести продукцию с точки зрения соблюдения ограничений с предоставленным фитосанитарным сертификатом.
Так же согласно п.3.1.1 Международного стандарта фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если содержат, в том числе, недостоверные сведения.
Таким образом, указанные сертификаты, содержащие недостоверные сведения о товаре, относятся к недействительным документам.
В соответствии с п.4 ст.152 Таможенного кодекса Таможенного союза указанный товар являлся запрещенным к ввозу.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствующих фирме-перевозчику юридическому лицу ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не имелось, что в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновности юридического лица.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает, что вина перевозчика юридического лица ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») в совершении инкриминируемого административного правонарушения объективно подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от **.**.2016; товаросопроводительными документами: CMR 645972 от **.**.2016, INVOICE KV0645972 от **.**.2016, упаковочный лист KV0645972 от **.**.2016, спецификация KV0645972 от **.**.2016, фитосанитарный сертификат EB/LT/047487 от **.**.2016, EB/LT/098471 от **.**.2016, EB/LT/047486 от **.**.2016, EB/LT/047488 от **.**.2016, EB/LT/047485 от **.**.2016, EB/LT/047484 от **.**.2016, EB/LT/047483 от **.**.2016, актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № от **.**.2016; уведомлением о запрете ввоза в РФ подкарантинной группы продукции от **.**.2016, копией фитосанитарного сертификата Nr.EB/LT/ №098493 от **.**.2016.
Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина фирмы перевозчика юридического лица ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») в совершении административного правонарушения является установленной и квалифицирует его действия по ст.16.3 КоАП РФ, то есть несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
При этом, фирма-перевозчик ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA»), имея реальную возможность, не воспользовалась своим правом проконтролировать достоверность сведений о грузе при приёме и погрузке товара в транспортное средство, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») о соблюдении требований таможенного законодательства.
Доводы защитника о въезде перевозчика в РФ с теми же документами и товаром, через несколько часов суд находит не состоятельными, поскольку они опровергаются представленным таможенным органом комплектом документов, а также копией нового фитосанитарного сертификата Nr.EB/LT/ 098493 от **.**.2016 в который внесены сведения о товаре «мандарины», при этом данный сертификат выдан именно взамен ранее выданного фитосанитарного сертификата Nr.EB/LT/098471 от **.**.2016.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает по следующим причинам.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ - при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Как разъяснено вПостановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По мнению суда, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении перевозчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, судом не установлено. В связи с изложенным суд не находит оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах, совершенное юридическим лицом ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA»), административное правонарушение нельзя признать малозначительным. Такая позиция суда не противоречит идее соразмерности наказания совершенному деянию (принципу справедливости юридической ответственности), принципу её целесообразности, принципу неотвратимости юридической ответственности, а равно превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, а также то обстоятельство, что юридическое лицо ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») ранее в течении последнего года привлекалось к административной ответственности в области нарушения таможенных правил (л.д.31,32), что в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, является отягчающим обстоятельством по делу.
Смягчающих обстоятельств по делу в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд полагает целесообразным назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.4.1 - 4.3, ст.16.3, п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо ТОО «КРЭЙСС АЗИЯ» (ТОО «KREISS ASIA») признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Банковские реквизиты Псковской таможни для оплаты штрафа:
*
*
*
*
*
*
Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению Псковского городского суда по делу об административном правонарушении №5-212/2017 для Псковской таможни.
Вещественные доказательства: копии документов, изъятые в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от **.**.2016, хранить при материалах дела об административном правонарушении.
Разъяснить юридическому лицу, что согласно требований статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, в случае неуплаты штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В указанный срок документ об оплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд (каб.14, 1 этаж). При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении шестидесятидневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Мотивированное постановление составлено в полном объеме в соответствии с требованиями ч.1 ст.29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях **.** 2017 года и соответственно день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Судья В.В. Постобаев
Постановление обжаловалось в вышестоящем суде. Оставлено без изменения.
Вступило в законную силу.