ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-21/18 от 25.01.2025 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 5-21/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 января 2018 года город Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Сидорович Е.В.,

с участием законного представителя юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» Емельяненко С.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1. 25.4 КоАП РФ,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Магаданского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица

Общества с ограниченной ответственностью «ИНТЭК», юридический адрес: г.Магадан, ул.Кольцевая, д.5, ИНН/КПП 4909120670/490901001, ОГРН 1144910003270, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛА:

Юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» (далее – ООО «ИНТЭК», Общество) совершило административное правонарушение при следующих обстоятельствах.

В период с 7 ноября 2017 года по 13 ноября 2017 года Дальневосточной Государственной инспекцией пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «ИНТЭК» в части исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) и иных нормативных правовых актов в сфере законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года.

В результате контрольных мероприятий установлено, что ООО «ИНТЭК» осуществляет деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов (Код ОКВЭД – 07.29.41). ООО «ИНТЭК» является собственником добытых драгоценных металлов и осуществляет их реализацию.

Поскольку ООО «ИНТЭК» осуществляет реализацию драгоценных металлов, в соответствии со ст.5 Федерального закона №115-ФЗ на Общество распространяются требования настоящего закона.

В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:

- в ООО «ИНТЭК» отсутствуют Правила внутреннего контроля, то есть за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года Обществом осуществлялась деятельность в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, а также в отсутствие установленного порядка документарного фиксирования и хранения необходимой информации, что свидетельствует об отсутствии в Обществе в течение длительного времени организационной системы внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, направленной на выявление операций, подлежащих обязательному контролю и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган. Тем самым Обществом нарушены положения п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ;

- в Обществе отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение Правил внутреннего контроля, чем нарушены абз.1 п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ;

- в ООО «ИНТЭК» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, чем Общество допустило нарушение пункта 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;

- за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года Обществом совершено 10 операций по продаже золота, каждая из которых на сумму, превышающую 600 000 рублей, которые подлежат обязательному контролю. Вместе с тем, в нарушение требований пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. «а» п.1.4, п.5.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 22.04.2015 года №110, сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу Обществом не представлялись;

- Общество не предприняло меры, направленные на создание Личного кабинета на портале Росфинмониторинга для просмотра / скачивания Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также для представления сведений и информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ и за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года не направило ни одной информации в виде формализованных электронных сообщений ФЭС 3-ФМ в уполномоченный орган о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Тем самым Общество нарушило требования пп.7 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. «д» п.1.4, п.7.1 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 22.04.2015 года №110.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «ИНТЭК» за проверяемый период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель ООО «ИНТЭК» вину Общества признал, в содеянном раскаялся и пояснил, что допущенные нарушения Обществом устранены, о чем 24 декабря 2017 года направлено сообщение в Дальневосточную государственную инспекцию пробирного надзора. Полагал, что совершенное правонарушение не повлекло вредных последствий, причинения вреда здоровью и какого-либо ущерба, в связи с чем просил признать его малозначительным и освободить ООО «ИНТЭК» от административной ответственности.

В ходе судебного заседания исследовались письменные доказательства, представленные административным органом, а именно:

- протокол об административном правонарушении №004-17/041 от 13 ноября 2017 года, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения;

- распоряжение Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» о проведении плановой проверки ООО «ИНТЭК» от 30 октября 2017 года № 76;

- Акт проверки деятельности ООО «ИНТЭК» № 76 от 13 ноября 2017 года, в котором изложены выявленные в ходе проверки нарушения;

- копия протокола № 1 общего собрания учредителей ООО «ИНТЭК» от 14 ноября 2014 года;

- копия приказа генерального директора ООО «ИНТЭК» о вступлении в должность генерального директора от 26 ноября 2014 г.;

- копия договора на оказание аффинажных услуг № 148-16 от 14.04.2016 г., заключенного между АО «Новосибирский аффинажный завод» и ООО «ИНТЭК», приложения к Договору, дополнительное соглашение № 1 от 27.09.16 г. к Договору;

- копия договора купли-продажи золота в слитках № 18/41-2016 от 15.06.2016 г., заключенного между ПАО «Сбербанк России» и ООО «ИНТЭК» и дополнительное соглашение к Договору;

- счет-фактуры, выписки из лицевого счета;

- копия подтверждения о приеме драгоценного металла;

- копия договора на выполнение работ по производству драгоценных металлов из минерального сырья, содержащего золото и серебро № 555/17 от 20 февраля 2017 года, заключенного между ОАО «Красцветмет» и ООО «ИНТЭК»;

- копия договора купли-продажи золота в слитках № 18/13-2017 от 24.03.2017 г., заключенного между ПАО «Сбербанк России» и ООО «ИНТЭК» и дополнительное соглашение к Договору;

- счет-фактуры, выписки из лицевого счета;

- письменное объяснение генерального директора ООО «ИНТЭК» по факту допущенного правонарушения, в котором он обязуется привести деятельность Общества в соответствие с действующим законодательством.

Допустимость и достоверность собранных в ходе административного расследования доказательств сомнений у судьи не вызывает.

Процессуальных нарушений в ходе проверки, проведенной административным органом, не установлено.

Выслушав законного представителя ООО «ИНТЭК», исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

В силу п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с п. 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В силу ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с п.3 Федерального закона №115-ФЗ, операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Подпункт «а» п.1.4, п.5.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (Глава V настоящей Инструкции); о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции).

В силу п.5.1. Инструкции №110, организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.

В соответствии с пунктом 5.4. Инструкции №110, представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.

Согласно п.7.1. Инструкции №110, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ.

Оценив представленные доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что вина ООО «ИНТЭК» в совершении административного правонарушения при установленных судом обстоятельствах нашла свое полное подтверждение.

С учетом всех доказательств по делу, действия юридического лица – ООО «ИНТЭК» судья квалифицирует по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Санкция ч.2 ст.15.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «ИНТЭК», в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «ИНТЭК», в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принятие Обществом мер к устранению допущенных нарушений, и, руководствуясь общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, полагая, что данный вид наказания способен обеспечить реализацию задач административной ответственности.

При рассмотрении вопроса о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, принятия Обществом мер к устранению допущенных нарушений, в частности, прохождения генеральным директором Общества обучения в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года №203, судья приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении наказания виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, установленного для юридических лиц, а именно в размере 100 000 рублей, полагая, что назначение в отношении ООО «ИНТЭК» наказания в пределах санкции ч.2 ст.15.27 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Рассматривая вопрос о возможности применения при назначении административного наказания положений ст. 4.1.1. КоАП РФ, судья исходит из следующего.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе за неосуществление внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судья приходит к выводу о том, что выявленное нарушение Обществом требований действующего законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма законодательства РФ, не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы безопасности государства.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, равно как с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела не находит оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

Признать общество с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная Государственная инспекция пробирного надзора) ИНН 7730064419, КПП 272102001, р/с 40101810300000010001 в Отделение Хабаровск г.Хабаровск, БИК 040813001, КБК 092 1 16 90010 01 7000 140, ОКТМО 08701000001, УИН-0.

Платежный документ (квитанцию) об уплате административного штрафа необходимо представить в Магаданский городской суд.

Разъяснить юридическому лицу, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В случае неуплаты штрафа в указанный срок, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы, но не менее одной тысячи рублей неуплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Магаданский городской суд или непосредственно в Магаданский областной суд.

Судья Е.В.Сидорович