ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-232/18 от 31.10.2018 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №5-232/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

31 октября 2018 года г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Семёнова Л.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2,

у с т а н о в и л:

20 сентября 2018 года ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Прикаспийской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – Прикаспийская ГИПН ФКУ «Пробирная палата России») ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – ИП ФИО2).

20 сентября 2018 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ИП ФИО2 в силу положений ст. 23.1 КоАП РФ переданы по подведомственности для рассмотрения в Элистинский городской суд Республики Калмыкия, поступили в суд 25 сентября 2018 года.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП ФИО2 вину в совершении указанного правонарушения не признал, просил суд прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование заявленных возражений пояснил, что 27 июля 2018 года ему ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» ФИО3 внесено предписание не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Срок исполнения данного предписания – 30 августа 2018 года. Данная обязанность предусмотрена подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Между тем, он как в настоящее время, так и на момент проведения в отношении него проверки Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» не занимался скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. В настоящее время данный вид деятельности исключен из перечня видов экономической деятельности, что подтверждается листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Он производит только ремонт ювелирных изделий, соответственно не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ. Также обратил внимание суда на то, что в силу положений ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к виду операции – скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. При этом в ходе вышеуказанной проверки не было установлено, что им такая операция была совершена, акт проверки, составленный в отношении него Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России», таких сведений не содержит. Кроме того, указал, что в заключительной части акта проверки №02-05/ФМ/044 от 27 июля 2018 года указан индивидуальный предпринимателю ФИО1, к деятельности которого он отношения не имеет.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 вышеизложенной статьи за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Состав правонарушения является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении негативных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к исполнению возложенных на него обязанностей по устранению нарушений законодательства.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Статья 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) в целях правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определяет перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Так, права и обязанности, возложенные данным Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются, в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В силу п.3 ст.13 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» полномочия, предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий осуществляет государственное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и наделенное функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, - Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 7 ст. 26.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подведомственных ему государственных учреждений при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, предписания о прекращении нарушения обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями.

Согласно Правилам осуществления федерального государственного пробирного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1355, ФКУ «Пробирная палата России» осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» №02-04-ФМ/050 от 03 июля 2018 года в отношении ИП ФИО2, состоящего на учете Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, под учетным номером ИП0801102199, ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней указанной инспекции ФИО3 проведена плановая проверка соблюдения данным предпринимателем действующего законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01 января 2017 года по 09 июля 2018 года.

Согласно акту проверки от 27 июля 2018 года №02-05-ФМ/044, составленному ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» ФИО3 по результатам указанной плановой документарной проверки в отношении ИП ФИО2, должностным лицом установлено, что ИП ФИО2 за период с 01 января 2017 года по 09 июля 2018 года в нарушение требований подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не проводилась проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информация в должном виде и в установленный срок в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации не представлялась.

27 июля 2018 года ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» ФИО3 ИП ФИО2 выдано предписание №02-11-ФМ/029 об устранении вышеуказанных выявленных нарушений требований Федерального закона №115-ФЗ, а именно требований, установленных подп.7 п.1 ст.7 данного Федерального закона; предписано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Установлен срок исполнения предписания – 30 дней. Предписано информацию об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений требований Федерального закона №115-ФЗ, или ходатайство о продлении срока исполнения предписания с указанием причин и принятых мер по устранению выявленных нарушений, подтвержденных соответствующими документами и другими материалами, представить Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» в срок до 30 августа 2018 года. В данном предписании должностным лицом ИП ФИО2 разъяснен порядок обжалования предписания в случае несогласия с ним. Предписание получено ИП ФИО2 31 июля 2018 года.

В связи с неисполнением в установленный срок предписания Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» в адрес ИП ФИО2 направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ. Данное уведомление получено лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП ФИО2

20 сентября 2018 года ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» ФИО3 в отношении ИП ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

В соответствии с подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ИП организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст.5 Федерального закона №115-ФЗ на ИП ФИО2 распространяются права и обязанности, возложенные данным Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе обязанность, предусмотренная подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ИП.

При этом доводы ИП ФИО2 о том, что он не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку им как в настоящее время, так и на момент проведения в отношении него проверки Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» не осуществлялась скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а осуществлялся только ремонт ювелирных изделий, суд считает необоснованными, поскольку согласно материалам дела на момент совершения правонарушения ИП ФИО2 состоял на учете ФКУ «Пробирная палата России» в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, под учетным номером ИП0801102199. Согласно карте специального учета видами его деятельности являлись: «торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами» (код по ОКВЭД 46.72.23); «изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения» (код по ОКВЭД 32.12.6); «торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД 47.77.2). Из представленного ИП ФИО2 листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что дополнительные виды деятельности ИП ФИО2 «торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами» (код по ОКВЭД 46.72.23) и «торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД 47.77.2) исключены из реестра только 15 октября 2018 года.

Доводы ИП ФИО2 о том, что на него не распространяются требования подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, так как в ходе вышеуказанной плановой проверки контролирующим органом не было установлено, что им (ИП ФИО2) совершена операция, подлежащая обязательному контролю, то есть операция по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, сумма которой равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, суд также считает необоснованными, поскольку требования, указанные в подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, не ограничены какими – либо обстоятельствами.

Предписание №02-11-ФМ/029 от 27 июля 2018 года вынесено уполномоченным на то должностным лицом Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России», действующим в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, правомерно установлен срок исполнения, оно являются доступными для понимания и исполнимыми, в установленном законом порядке данные предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.

Поскольку указанное предписание, выданное в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является правомерным, заявителю вручено заблаговременно, в указанный в предписании срок ИП ФИО2 мог предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований Прикаспийской ГИПН ФКУ «Пробирная палата России», информация о причинах невыполнения данных требований в Прикаспийскую ГИПН ФКУ «Пробирная палата России» не поступала.

Суд, оценив вышеуказанные доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, считает установленным факт совершения ИП ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП Ф, который подтверждается собранными по делу доказательствами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится, в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В соответствии с абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка №2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 05 октября 2018 года ИП ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Таким образом, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, суд учитывает повторное совершение ИП ФИО2 однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

В силу положений ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С учетом изложенного, характера совершенного правонарушения, наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, суд считает, что цели административного наказания не могут быть достигнуты применением менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности ИП ФИО2 сроком на 15 суток.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а но в и л:

признать индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 15 суток.

Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении которого назначено административное наказание в виде приостановления деятельности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания, устранены.

Разъяснить, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Л.Л. Семёнова