ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2425/2021 от 02.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2021-012387-46

Дело № 5-98/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяц О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении автономной некоммерческой организации по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов», юридический адрес: ...

У С Т А Н О В И Л :

Автономной некоммерческой организацией по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» (далее -АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов») допущено нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Так, АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в нарушение статей 40, 45, 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не выполнило своих обязательств по сохранению объекта культурного наследия «... расположенного по адресу: ... а именно, в срок до 30 сентября 2021 года не провело научно-исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта культурного наследия, не представило всесторонне инженерно-техническое обследование объекта с составлением рекомендаций по необходимым работам по сохранению объекта, не направило в адрес Инспекции заявлений о получении задания на проведение научно-исследовательских и изыскательных работ по сохранению объекта культурного наследия.

В отношении АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» главным специалистом отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области 20 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в судебное заседание своего представителя не направило, извещалось о времени и месте рассмотрения дела посредством направления судебной повестки по указанному в протоколе об административном правонарушении и выписке ЕГРЮЛ адресу, однако судебная повестка вручена не была, в суд вернулся конверт с отметкой за истечением срока хранения. Учитывая положение пункта 2 статьи 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд постановил рассмотреть дело в порядке статьи 25.1 части 2 КоАП РФ в отсутствие представителя АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов».

В ходе составления административного материала президентом АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» ... были представлены письменные объяснения, согласно которым указывается, что акт технического состояния от 10 декабря 2020 года в адрес АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» не направлялся. Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области был скрыт факт нахождения помещения, расположенного по адресу: ... в аварийном состоянии. Кроме того, данный объект не является объектом, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» неоднократно направлялись письма о предоставлении достоверной информации о техническом состоянии объекта, однако получено не было. В связи с нецелесообразностью использования данного объекта для работы АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в одностороннем порядке 28 сентября 2021года расторгло договор аренды.

В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля – главный специалист отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ФИО1, которая показала, что на основании договора безвозмездного пользования №9/20-Б от 2 июля 2020 года, заключенного между Государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Областной имущественный фонд» (ссудодатель) и АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в лице президента Ротшильд Т.М. (ссудополучатель), ссудополучателю было передано в безвозмездное пользование нежилое имущество по адресу: <...>. Указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ссудодателем на основании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношении Оренбургской области от 17 февраля 2020 года №338-р. Согласно акту приема-передачи нежилого помещения от 1 июля 2020 года общее состояние помещения по данному адресу неудовлетворительное. Согласно приказу от 26 июня 2020 года №135 Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области утверждено охранное обязательство АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» как арендатора объекта культурного наследия «Городская усадьба ФИО2. Дом жилой», расположенного по адресу: <...>. 10 декабря 2020 года был составлен акт №6 технического состояния объекта культурного наследия «Городская усадьба ФИО2. Дом жилой», согласно которому до 30 сентября 2021 года указано на необходимость провести научно-исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта. В адрес АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» направлялись письма о предоставлении документов, подтверждающих исполнение акта от 10 декабря 2020 года, однако документов в адрес Инспекции так и не поступило. При этом указала, что при составлении извещения от 10 декабря 2020 года, учитывалось мнение АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» о составе и сроках выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия. До 28 сентября 2021 года до момента расторжения договора аренды попыток исполнения обязательств по сохранению объекта культурного наследия не было предпринято. Указала, что нежилое помещение «Городская усадьба ФИО2. Дом жилой», расположенное по адресу: <...> является выявленным объектом культурного наследия и поставлен на государственный учет на основании постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 сентября 1998 года №118/21-ПЗС. По данному факту в отношении АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. 

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Согласно статье 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Определением от 9 декабря 2014 года №2755-0 Конституционный суд РФ разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия - одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ для реализации, которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно- методическое руководство, технический и авторский надзор.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
 Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу пункта 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ, состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом от ...... Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «... расположенного по адресу: ...

Согласно договору безвозмездного пользования №... от 2 июля 2020 года Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной имущественный фонд» (ссудодатель) и АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» (ссудополучатель), ссудополучателю передано в безвозмездное пользование имущество – нежилое здание с кадастровым .... Указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ссудодателем на основании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношении Оренбургской области от 17 февраля 2020 года ... Нежилое здание передано ссудополучателю по акту приема-передачи от 1 июля 2020 года.

10 декабря 2020 года Инспекцией составлен акт технического состояния объекта культурного наследия, которым определены состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено обязательство.

В срок до 30 сентября 2021 года АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» обязано было провести научно-исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта культурного наследия: всесторонне инженерно-техническое обследование объекта с составлением рекомендаций по необходимым работам по сохранению объекта.

Инспекцией в адрес АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» направлен запрос от ... о предоставлении документов, подтверждающих исполнение акта от 10 декабря 2020 года, ответа в адрес Инспекции не поступало. Также в Инспекции не имеется заявлений АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» на получение задания на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ по сохранению объекта культурного наследия.

Обстоятельства совершения административного правонарушения, а также вина АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от 20 декабря 2021 года; письмами от 13 октября 2021 года №... от 8 ноября 2021 года №... Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в адрес АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов»; приказом от 26 июня 2020 года №... об утверждении охранного обязательства; паспортом объекта культурного наследия; актом технического состояния объекта культурного наследия от 10 декабря 2020 года №... фототаблицей; извещением об учете мнения о составе (перечне) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГР объектов культурного наследия от 10 декабря 2020 года; выпиской из ЕГРЮЛ; постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 6 октября 1998 года ... об утверждении списка вновь выявленных памятников истории и культуры и принятии их на государственный учет и охрану как памятники областного значения; и иными доказательствами по делу.

Оценив, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о виновности АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Представленные в материалы дела доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Совокупность доказательств является достаточной для принятия решения по делу.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. 
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, принимая во внимание, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания его малозначительным не усматриваю. Иных оснований для прекращения производства по делу, судом не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.1 КоАПРФ, не истекли.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о том, что акт технического состояния объекта культурного наследия от 10 декабря 2020 года не получало, судом опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе показаниями должностного лица, опрошенного в судебном заседании, который пояснял, что президенту АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» Ротшильд Т.М. Кроме того, 10 декабря 2020 года президенту АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» Ротшильд Т.М. было вручено извещение об учете мнения о составе (перечне) видов работ по сохранению объекта культурного наследия от 10 декабря 2020 года, в котором имеются сведения о составе и сроков необходимых к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГР объектов культурного наследия, сроки выполнения до 31 сентября 2021 года, о чем имеется её собственноручная подпись. В извещении указано, что собственник или иной владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в месячный срок с момента поступления документов может согласовать или выразить свое мнение по составу (перечню) и срокам (периодичности) проведения работ и направить его в Инспекцию. Сведений о том, что АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» выразило несогласие либо претензии в адрес Инспекции, материалы дела не содержат.
 Утверждение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о недостоверной информации о техническом состоянии вышеуказанного объекта недвижимости, судом признано несостоятельным.
 Согласно договору безвозмездного пользования №9/20-Б от 2 июля 2020 года, на основании которого АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» был передан вышеуказанный объект недвижимости по акту приема-передачи, согласно которому общее состояние помещения указано как неудовлетворительное, отопление, электроснабжение, водоснабжение, канализация в помещении отсутствуют, стены, внутренняя отделка помещения в удовлетворительном состоянии, местами нарушена штукатурка и требует восстановления. При этом, как указано в договоре, АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» обязалось осуществлять все необходимые меры по сохранению и использованию по назначению имущества с соблюдением требований Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 
 Доводы представителя привлекаемого лица об отсутствии сведений о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, не может быть признаны имеющими значение для освобождения от ответственности. 
 Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 6 октября 1998 года №118/21-ПЗС об утверждении списка вновь выявленных памятников истории и культуры и принятии их на государственный учет и охрану как памятники областного значения, «Городская усадьба ФИО2. Дом Жилой. 1906 г.» по адресу: <...>, включен в список вновь выявленных памятников истории и культуры и принят на государственный учет и охрану как памятники областного значения (приложение №1 постановления). 

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» в силу статей 4.2, 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

С учетом обстоятельств дела, характера деятельности юридического лица и совершенных им действий, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о назначении АНО «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 7.13, частью 2 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать автономную некоммерческую организацию по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

В соответствии с части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>) ИНН <***> КПП 770301001 ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК г.Москва БИК 024501901 единый казначейский счет 40102810045370000002 казначейский счет 03100643000000019500 ОКТМО 45382000 КБК 054 1 16 01071 01 9000 140. Назначение: административный штраф.

При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г.Оренбурга.

Судья: подпись О.К.Месяц