ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-245/16 от 07.10.2016 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-245/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

7 октября 2016 года г. ФИО1

Сахалинской области

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мурынчик Е.В., при секретаре Кравченко Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:

акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт», расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 650401001,

У С Т А Н О В И Л:

14 сентября 2016 года в Корсаковский городской суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – «АО «КМТП», «Общество»).

Из материалов дела следует, что АО «КМТП» осуществляло предпринимательскую деятельность в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Указанное нарушение выразилось в том, что АО «КМТП» осуществляло разгрузочную деятельность опасного груза класса опасности 5.1 в период времени с 27.05.2016 года по 19.07.2016 года, в нарушение подпунктов «а», «в» пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», т.е. в отсутствие в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, чем совершило административное правонарушение предусмотренное ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

При рассмотрении административного материала законный представитель АО «КМТП» А. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании присутствовал защитник АО «Корсаковский морской торговый порт» – Б., действующий на основании доверенности б/н от 28.06.2016 г., выразил свое несогласие с нарушением и привлечением Общества к административной ответственности. Дополнительно суду пояснил, что план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в АО «КМТП» имелся и был передан при оформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Инженеру гидротехнических сооружений АО «КМТП» В., присутствовавшему при составлении акта проверки Сахалинской транспортной прокуратуры 16.05.2016 г., вероятно, не было известно о наличии указанного плана, поэтому он указал на его отсутствие, что и было зафиксировано в акте.

Также пояснил, что АО «КМТП» выполняет функции по погрузо-разгрузке опасных грузов в порту ФИО1 на основании письменных заявок ООО «<...>», на территории объектов ООО «<...>». АО «КМТП» не согласен с выводом прокурора о том, что АО «КМТП» утратило право пользования причалами в связи с передачей их по договору субаренды ООО «<...>», так как на основании дополнительного соглашения к указанному договору субаренды АО «КМТП» и ООО «<...>» договорились о совместном использовании причалов.

Кроме того, полагает, что ссылка прокурора на возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, предусмотренной ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», необоснованна и доказательств тому не представлено.

В связи с изложенным, считает что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

В судебном заседании заместитель Сахалинского транспортного прокурора Г. просил привлечь АО «КМТП» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ в связи с тем, что наличие в действиях юридического лица состава и события административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. Дополнительно суду пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Указанное Положение определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах «а» - «в» и «д», абзацах десятом, одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом подпункта «г» пункта 4 и подпунктах «а» - «в» и «д», абзацах двенадцатом и четырнадцатом подпункта «г» пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Подпунктами «а», «в» пункта 4 названного Положения определено, что при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте соискатель лицензии (лицензиат) должен иметь в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственные объекты, соответствующие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Так, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений, принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», возлагающие на собственника или иного законного владельца содержание в соответствии с техническим регламентом объектов инфраструктуры морского транспорта, включая причалы.

Между тем, Общество осуществляло погрузочно-разгрузочные работы с опасным грузом класса опасности 5.1. К ним относятся вещества, которые сами по себе необязательно являются горючими, но могут путем выделения кислорода вызвать или поддерживать горение других материалов. Основным свойством опасных грузов этого класса является их способность разлагаться при нагревании с образованием кислорода, что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации. Кроме этого, окисляющие вещества могут образовывать с горючими веществами смеси, которые самовозгораются в момент их образования или возгораются при наличии источника зажигания.

Все изложенное свидетельствует о наличии в действиях АО «КМТП» угрозы причинения вреда жизни и здоровью, возникновению угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Учитывая, что АО «КМТП» в судебное заседание был представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, то прокурор на вменении нарушения подпункта «в» пункта 4 Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» не настаивает.

Суд, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Б., заместителя Сахалинского транспортного прокурора Г., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 12 указанного закона деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, определяющее порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пункт 4 указанного Положения к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, относит в том числе:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. (пп. «а»);

- наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (пп. «в»).

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах «а» - «в» и «д», абзацах десятом, одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом подпункта «г» пункта 4 и подпунктах «а» - «в» и «д», абзацах двенадцатом и четырнадцатом подпункта «г» пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», к ним относятся:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно п. 2 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730 планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 606 ГК РФ предусматривает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Частью 2 статьи 609 ГК РФ установлено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем).

К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

С учетом изложенного, осуществление юридическим лицом погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов с нарушениями лицензионных требований влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Факт совершения акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением заместителя Сахалинского транспортного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.09.2016 г., в котором изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения (л.д. 49-53);

- письмом ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» от 25.07.2016 г., согласно которому в период с 20.05.2016 г. по 25.07.2016 г. на акваторию морского порта ФИО1 заходили два судна с опасными грузами (т/х «<...>» и т/х «<...>») и становились к причалам , АО «Корсаковский морской торговый порт», разгрузка осуществлялась АО «КМТП» (л.д. 2-3);

- письмом ООО «<...>» от 03.08.2016 г., согласно которому т/х «<...>» 19.07.2016 г. производил выгрузку опасного груза на причале п. ФИО1, услуги по выгрузке осуществляло АО «КМТП» (л.д. 4);

- выпиской на АО «КМТП» из ЕГРЮЛ, согласно которой основным видом деятельности Общества является транспортная обработка контейнеров (л.д. 5-9);

- лицензией серии от 23.01.2015 г. на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, выданная АО «КМТП» Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ (с приложением) (л.д. 11-14);

- договором на перевалку грузов с опасным классом от 01.12.2015 г., заключенным между АО «КМТП» и <...> (л.д. 15-21);

- договором на перевалку грузов, заключенным между АО «КМТП» и ЗАО «<...>», в соответствии с которым АО «КМТП» взяло на себя обязательства по обработке грузов с классом опасности (л.д. 22-30);

- договором субаренды недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, от 13.08.2014 г., в соответствии с которым Обществом были переданы Северный и Южный погрузрайоны во временное владение и пользование за плату ООО «<...>» (л.д. 31-37);

- актом приема-передачи к Договору субаренды недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения,от 13.08.2014 г., согласно которому указанные погрузрайоны были переданы субарендатору (л.д. 38);

- договором аренды недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, от 22.12.2009 г., согласно которому погрузрайоны были переданы в аренду АО «КМТП» сроком на 49 лет, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области 11.11.2010 г. за (л.д. 39-46);

- заявкой ООО «<...>» на перевалку опасного груза силами АО «КМТП» от 18.07.2016 г.

Все указанные выше доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку относятся к устанавливаемому событию, собраны уполномоченными должностными лицами, согласуются между собой, не доверять указанным доказательствам у суда не имеется оснований.

Совокупностью исследованных материалов дела подтверждается, что в действиях АО «КМТП» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Деятельность АО «КМТП» по перевалке опасного груза «аммония нитрат», осуществляемая с нарушением лицензионных требований, повлекли за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно возникновение угрозы причинения вреди жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В связи с заключением 13 августа 2014 года между АО «КМТП» и ООО «<...>» договора субаренды ФИО2 Общество утратило правомочия пользования и владения арендованными гидротехническими сооружениями, существовавшие у него на основании договора аренды от 22.12.2009 г., передав эти правомочия другому лицу. Несмотря на эти обстоятельства, АО «КМТП» продолжало пользоваться указанным имуществом.

Оценивая исследованные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, суд признает их допустимыми, достоверными и достаточными для принятия решения по делу. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом – прокурором, в пределах представленных ему полномочий, в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, все обязательные реквизиты в нем указаны.

Оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих освобождение АО «КМТП» от административной ответственности, по делу не имеется.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено.

Усматривая в действиях АО «КМТП» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.1, 29.7, 29.10,29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Получатель – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура л/счет <***>), р/счет , ИНН <***>, КПП 272201001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000001, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск, КБК 415 1 16 90010 01 6000140.

Разъяснить акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт», что административный штраф должен быть уплачен им в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Постановление может быть опротестовано прокурором и обжаловано лицом, подвергнутым административному наказанию, в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Мотивированное постановление составлено 10.10.2016 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик