дело № 5-246/2022
УИД 35RS0022-01-2022-002780-27
протокол №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с.им. Бабушкина 20 сентября 2022 года
Мотивированное постановление изготовлено 23 сентября 2022 года.
Судья Тотемского районного суда Вологодской области Варлова Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, паспорт №, выдан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, работающего руководителем администрации Бабушкинского муниципального района <адрес>, состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего и несовершеннолетнего детей, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ
у с т а н о в и л:
ФИО1, являясь должностным лицом - руководителем администрации Бабушкинского муниципального района, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 8 часов 15 минут до 17 часов 15 минут, находясь по адресу: <адрес>, заключил от имени администрации Бабушкинского муниципального района, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, с МУП «Бабушкинская теплосеть» соглашение № 4 от 10.03.2021 «О предоставлении субсидии из районного бюджета на возмещение затрат в связи с исследованием питьевой воды» (далее - Соглашение), на основании которого предоставил субсидию предприятию в общей сумме 1194836,87 рублей, допустив нарушение условий предоставления субсидии. А именно, в нарушение абзаца 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 2.2, 2.1, пунктов 3, 4 Правил предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям из районного бюджета, утвержденных постановлением администрации Бабушкинского муниципального района от 23.07.2018 № 659 (далее – Правила предоставления субсидий), пункта 1.1, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 пункта 3.1, подпунктов 4.1.6, 4.1.10 пункта 4.1 Соглашения, администрацией в 2021 году не издавались постановления о предоставлении субсидии МУП «Бабушкинская теплосеть» в сумме 1194 800 рублей; пакет документов, подтверждающий факт произведенных получателем субсидии затрат, предоставлен не в полном объеме (не представлены акты об оказанных услугах на проведение исследований воды по 9 договорам возмездного оказания услуг); перечислены средства субсидии в полном объеме при отсутствии вышеуказанных актов, без фактически произведенных получателем субсидий расходов по исследованию питьевой воды, при отсутствии согласия получателя субсидии на осуществление администрацией района и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии; в Соглашении не определен отраслевой орган администрации района, осуществляющий контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем; проведение проверок по месту нахождения МУП «Бабушкинская теплосеть» путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием субсидии, в 2021 году не осуществлялось.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, извещен надлежаще.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, председатель контрольно-счетного отдела Бабушкинского муниципального района ФИО2, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления.
Постановлением администрации Бабушкинского муниципального района от 23.07.2018 № 659 утверждены Правила предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям из районного бюджета.
Пунктом 2.1 Правил предоставления субсидий определен перечень документов, предоставляемых получателем субсидии в администрацию для заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2.2 указанных правил, администрация в течение 7 рабочих дней рассматривает предоставленные документы и принимает решение о заключении (отказе в заключении) соглашения о предоставлении субсидии. В случае принятия решения о предоставлении субсидии, администрация в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения заключает с получателем субсидии соглашение и издает постановление о предоставлении субсидии.
Пунктом 3 Правил предоставления субсидий закреплено, что порядок, сроки и формы предоставления отчетности об использовании средств субсидии устанавливаются в соглашении.
В силу пункта 4.1 Правил предоставления субсидий проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем проводится администрацией Бабушкинского муниципального района и органом муниципального финансового контроля.
Распоряжением главы Бабушкинского муниципального района от 09.01.2020 № 1к на основании решения Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность руководителя администрации Бабушкинского муниципального района назначен ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бабушкинского муниципального района, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, в лице руководителя администрации ФИО1 (далее - Администрация) и МУП «Бабушкинская теплосеть» (далее - Получатель) заключено соглашение № (далее - Соглашение), согласно которому Получателю в 2021 году предоставляется субсидия из районного бюджета на возмещение затрат в связи с исследованием питьевой воды из водоисточников на соответствие нормам качества в сумме 1 200000 рублей (пункты 1.1, 2.1).
Согласно пункту 3.1 Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, при предоставлении Получателем в Администрацию документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, связанных с исследованием питьевой воды для лицензирования скважин, на возмещение которых предоставляется субсидия; согласия Получателя на осуществление Администрацией и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка их предоставления (подпункты 3.1.1, 3.1.2).
В соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 Соглашения Администрация обязуется осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии путем проведения плановых и неплановых проверок по месту нахождения Администрации и Получателя, путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием субсидии, произведенных получателем.
Из материалов дела следует, что контрольно-счетным отделом Бабушкинского муниципального района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией Бабушкинского муниципального района требований бюджетного законодательства, при использовании бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие коммунального хозяйства на территории Бабушкинского муниципального района на 2018-2023 годы» за 2021 год, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Так, администрацией Бабушкинского муниципального района в 2021 году не издавались постановления о предоставлении субсидий МУП «Бабушкинская теплосеть» в общей сумме 1 194 800 рублей. Пакет документов, подтверждающий факт произведенных получателем субсидии затрат, предоставлен не в полном объеме (не представлены акты об оказанных услугах на проведение исследований воды по 9 договорам возмездного оказания услуг). Средства субсидии перечислены в полном объеме при отсутствии вышеуказанных актов, без фактически произведенных получателем субсидий расходов по исследованию питьевой воды, при отсутствии согласия получателя субсидии на осуществление администрацией района и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. В Соглашении не определен отраслевой орган администрации района, осуществляющий контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем. Проведение проверок по месту нахождения МУП «Бабушкинская теплосеть» путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием субсидии, в 2021 году не осуществлялось.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и являются нарушением условий предоставления субсидии, установленного Бюджетным кодексом РФ, а также Порядком предоставления субсидий.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами председателем контрольно-счетного отдела Бабушкинского муниципального района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, как должностного лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии, составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Обстоятельства нарушения руководителем администрации Бабушкинского муниципального района ФИО1 условий предоставления субсидии подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Названные доказательства суд признает допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают наличие в действиях ФИО1 нарушений условий предоставления субсидии, которые образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, а также подтверждают его вину в совершении указанного административного правонарушения.
Оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное правонарушение имеет формальный состав, для привлечения лица к ответственности наступление последствий не требуется, при этом характер совершенного правонарушения, а также существенность угрозы охраняемым законом общественным правоотношениям исключают возможность применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вмененные в настоящем случае конкретные нарушения условий предоставления субсидии представляют прямую угрозу охраняемым общественным правоотношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля и не носят малозначительный характер.
При назначении наказания, суд руководствуется статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ и принимает во внимание характер совершенного правонарушения, личность ФИО1, который к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение года не привлекался, его имущественное и семейное положение.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает признание вины, наличие на иждивении малолетнего и несовершеннолетнего детей. Отягчающих ответственность обстоятельств по делу суд не усматривает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа.
Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку санкцией части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрено минимальное наказание для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей, оснований для применения пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки в отношении ФИО1, как должностного лица составлено 5 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статья 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Учитывая, что в силу пункта 8 части 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, который осуществляется в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса РФ, в том числе, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, для применения при рассмотрении настоящего дела положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ) оснований не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств также не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Вологодской области (Представительное Собрание Бабушкинского муниципального района, л/с <***>), <данные изъяты>
<данные изъяты>
Разъяснить, что штраф следует уплатить не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу, квитанцию об уплате штрафа представить в канцелярию суда. В случае неуплаты в установленный срок административного штрафа лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Тотемский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Варлова