ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-247/2018 от 28.05.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

2-ой экз. Дело № 5-247/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<...> 28 мая 2018 года

Резолютивная часть оглашена 24 мая 2018 г.

Судья Псковского городского суда Псковской области Кузнецова Э.В.

при секретаре Листовой Е.В.,

с участием:

представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1,

должностного лица Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия – заместителя председателя - начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО3, **.**. года рождения, место рождения: <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 26.10.2017 № 417 «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ФИО3, являющегося собственником объекта недвижимого имущества – складские помещения с кадастровым номером №*******, расположенного по адресу: Псковская обл., г.Псков, <адрес> и находящегося в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», утвержденных постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №674, была проведена внеплановая документарная и выездная проверка на территории указанного объекта.

В ходе проверки с 04.12.2017 по 15.12.2017 установлено, что в отношении здания (нежилое складское помещение) проведены работы по надстройке ранее не существовавшего мансардного этажа над объемом первого этажа здания, повлекшие изменение высотных параметров здания и его объемных параметров в части вновь устроенного объема мансардного этажа, фактически являющиеся работами по реконструкции, в проведении работ по обшивке фронтонов мансардного этажа пластиковым сайдингом.

Так, высота здания от дневной поверхности до уровня кровли мансардного этажа составляет 6,2 м. При этом высота ранее существовавшего объема первого этажа здания составляет 3,1 м. Высота внешних стен северо-восточного и юго-западного фасадов здания от дневной поверхности 4,5 м. Над объемом мансардного этажа здания устроена двухскатная кровля. Внутренний объем мансардного этажа здания разделен на 2 помещения перегородкой, установленной в центральной части мансардного этажа, в которой устроен проход. Перекрытие между объемом первого этажа здания и объемом его мансардного этажа устроено по деревянным балкам, на которые уложены доски. Наружные стены вновь возведенного объема мансардного этажа здания устроены из пенобетонных блоков, по усиливающему ленточному бетонному поясу, уложенному поверх периметра кирпичной кладки стен первого этажа здания. С наружной стороны стены вновь возведенного объема мансардного этажа здания оштукатурены, не окрашены. Деревянные балки перекрытия между объемом 1 этажа здания и объемом его мансардного этажа уложены на усиливающий бетонный пояс. В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, здание является одноэтажным строением 1963 года постройки.

При этом режимом использования земель и градостроительными регламентами в границах зон охраны Ансамбля Кремля, утвержденным пп.4 п.1 гл. II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности» Постановления №674 запрещена реконструкция зданий, строений и сооружений, предполагающая изменение их высотных и объемных параметров.

Часть северо-западного (со стороны ул. Воровского) фронтона и юго-восточного фронтона вновь устроенного объема мансардного этажа здания обшиты пластиковым сайдингом. При этом режимом использования земель и градостроительными регламентами в границах зон охраны Ансамбля Кремля, утвержденным пп.6 п.1 гл.II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности» Постановления №674 применение пластикового и металлического сайдинга, сэндвич-панелей для облицовки поверхностей зданий, строений, сооружений при ремонте, капитальном ремонте, реконструкции запрещено.

Таким образом, в ходе проверки выявлено нарушение ФИО3 требований законодательства об охране объектов культурного наследия, установленных Постановлением №674 «Об утверждении границ зоны охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», п.п.1,2 ст. 33, п.п.1,2 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", несоблюдение ограничений, установленных Постановлением №674 в границах зон охраны объекта культурного наследия Ансамбля Кремля при проведении работ по реконструкции здания по адресу: г.Псков, <адрес>, повлекших изменение его высотных и объемных параметров, при проведении работ по обшивке части северо-западного (со стороны ул. <данные изъяты>) фронтона и юго-восточного фронтона вновь устроенного объема мансардного этажа здания пластиковым сайдингом.

В связи с изложенным, 23.01.2018 заместителем председателя – начальником отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО3

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель ФИО3 ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала. Факт проведения работ по устройству мансардного этажа и обшивке фронтонов мансардного этажа пластиковым сайдингом не оспаривала, однако, полагала, что данные работы относятся к капитальному ремонту, не являются реконструкцией. Пояснила, что указанные работы начаты еще в 2013 г., до вступления в силу Постановления №674. Проведение указанных работ обусловлено аварийным состоянием здания, указала на необходимость их проведения с целью его укрепления. Поскольку в здании провалилась крыша, была возведена новая двухскатная кровля. Объект был изменен собственником самостоятельно, чтобы привести здание в тот же вид, что и соседнее здание. Считала, что отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2 в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, полагал, что вина ФИО3 в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела. Поскольку параметры здания изменились в результате проведенных работ, имеет место реконструкция спорного объекта, в то время как проведение реконструкции и отделки пластиковым сайдингом зданий в границах зоны охраны объекта прямо запрещено законом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает требования сохранения, использования и охраны объектов, упомянутых в ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ и (или) нарушает упомянутые требования в отношении памятников истории и культуры.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 2 ст. 33 №73-ФЗ установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия.

В силу п.1 ст. 34 №73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. При этом абз.2 п.2 ст.34 №73-ФЗ установлено, что зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Из совокупного толкования положений пп.6 п.2 ст.33 №73-ФЗ, абз.2 п.2 ст.34 №73-ФЗ следует, что зона охраны соответствующего объекта культурного наследия – зона охраняемого природного ландшафта утверждается в целях обеспечения его сохранности в исторической среде на сопряженной с ним территории и правовой режим такой зоны может предусматривать режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность. При этом утверждение зоны охраны соответствующего объекта культурного наследия направлено на обеспечение государственной охраны такого объекта.

В судебном заседании установлено, что Ансамбль Кремля принят на государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

В соответствии с п.2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и п.2 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» Ансамбль Кремля отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ): по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии состатьей 33настоящего Федерального закона, федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст.9.1 N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия); установление порядка организации и осуществления регионального госнадзора в области охраны объектов культурного наследия.

Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия является органом охраны объектов культурного наследия на территории Псковской области.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия принято Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №674 «Об утверждении границ зоны охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля».

Подпунктом 4 пункта 1 раздела II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности» запрещена реконструкция зданий, строений и сооружений, предполагающая изменение высотных и объемных параметров зданий, строений и сооружений.

Подпунктом 6 пункта 1 раздела II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности» запрещается применение пластикового и металлического сайдинга, сэндвич-панелей для облицовки поверхностей зданий, строений, сооружений при ремонте, капитальном ремонте, реконструкции.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником объекта недвижимого имущества – складские помещения, назначение объекта – нежилое, с кадастровым номером 60:27:0010310:72 площадью 66,2 кв.м., инв.№2289, литер Б, расположенного по адресу: <...>, и земельного участка с кадастровым номером 60:27:0010310:39, площадью 658 кв.м., расположенного по адресу: <...> (л.д. 14-19,35-38)

Здание и участок расположены в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» XII-XIX вв., расположенного по адресу: г.Псков, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ.1-2), утвержденных Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №674 «Об утверждении границ зоны охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля».

Основанием для составления в отношении ФИО3 протокола о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что в ходе внеплановой проверки выявлено нарушение обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, выразившиеся в проведении работ по надстройке ранее не существовавшего мансардного этажа над объемом первого этажа здания по адресу: г.Псков, <адрес> повлекшие изменение высотных параметров здания и его объемных параметров, в проведении работ по обшивке части северо-западного (со стороны ул. Воровского) фронтона и юго-восточного фронтона вновь устроенного объема мансардного этажа здания пластиковым сайдингом.

Как следует из протокола, своими действиями ФИО3 нарушил запреты, установленные законом, при осуществлении строительных работ и хозяйственной деятельности в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности в границах зон охраны объекта Ансамбля Кремля.

По результатам проверки составлен акт №28 от 15.12.2017, в котором указаны выявленные нарушения, а так же лицу вынесено предписание №69 от 15.12.2017 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки. (л.д. 28-34, 46-52)

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Абз. 2 п.16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 №972, установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Представитель ФИО3 считала, что на объекте были проведены работы по капитальному ремонту, а не реконструкция здания.

Вместе с тем, как следует из п.14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Представитель привлекаемого лица в судебном заседании не отрицала, что в результате проведенных работ изменилась высота здания, увеличился его высотный объем.

Специалист ФИО4, которая изготавливала проектную документацию по ремонту указанного здания, показала суду, что проведенные работы по перекладке стены, установке новых балок-перекрытий улучшили состояние здания. Устройство чердака с двухскатной крышей вместо ранее существовавшей односкатной увеличило высоту здания. Чердак был сооружен в целях хозяйственной целесообразности, однако восстановительные работы можно было провести и без надстройки мансардного этажа.

Специалист ФИО5, член Союза Архитекторов России, пояснил, суд, что проведенные на здании работы следует считать реконструкцией, которая не нарушила пропорции сложившихся застроек на улице.

В представленном суду экспертном заключении эксперта ФИО6 отсутствуют выводы о необходимости возведения мансарды над первым этажом здания и двухскатной крыши, и выводы об отсутствии возможности проведения ремонтных работ по восстановлению здания без указанных выше изменений объемов здания.

Таким образом, проведенные на здании работы по реконструкции, привели к изменению высотных параметров здания, что прямо запрещено Постановлением №674, равно как и использование пластикового сайдинга для облицовки поверхности зданий в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Доводы представителя ФИО3 о том, что работы по возведению крыши были начаты еще в 2013 г. так же не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В сентябре 2017 г. Администрация г.Пскова по обнаружении нарушений при строительных работах на здании направило в адрес Комитета и Прокурора г.Пскова письма с просьбой принять меры воздействия к собственнику здания, осуществляющего реконструкцию объекта в охранной зоне.

Так же из просмотренного видеоматериала судом установлено, что до 2017 года на здании отсутствовала мансардный этаж, здание было одноэтажным и соответствовало характеристикам, указанным в технической документации с изменениями на 2008 г.

На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Санкция ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, тот факт, что ранее ФИО3 не привлекался к административной ответственности, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, и полагает целесообразным назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере в 15000 рублей.

При этом исключительных обстоятельств, предусмотренных ч.2.2. ст. 4.1. Ко АП РФ, позволяющих суду назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи, судом по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО3 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Псковской области (Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия) счет 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков (ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области, г.Псков) БИК 045805001 ИНН <***> КПП 602701001 КБК 851116 90040 04 0000 140 ОКАТО 58401000000 ОКТМО 58701000001 УИН 0376126900008800000102743, наименование платежа – штраф по постановлению суда № 5-247/2018.

Разъяснить ФИО3, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, (документ об оплате штрафа может быть представлен в Псковский городской суд (каб. 14, 1 этаж) и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Э.В. Кузнецова