ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-248/2016 от 25.10.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Дело № 5-248/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Конаково 25 октября 2016 года

Судья Конаковского городского суда Тверской области Колесникова Н.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал, представленный главным инспектором Счетной палаты РФ ФИО3 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

главным бухгалтером Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1 нарушены требования ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах:

при проведении контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования субсидий из федерального бюджета на государственное задание и на иные цели, а также бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в рамках подпрограммы 7 «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2015 году и за текущий период 2016 года (совместно с Федеральной службой безопасности РФ)» на объекте: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства» по адресу: <адрес> (далее - ФГБНУ «ВНИИПРХ», Учреждение), установлено нарушение п. 1 ст. 78-1 Бюджетного кодекса РФ, Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, и соглашения между Федеральным агентством по рыболовству (далее - Росрыболовство) и ФГБНУ «ВНИИПРХ» от ДД.ММ.ГГГГ о порядке и условиях предоставления в 2016 году ФГБНУ «ВНИИПРХ» субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) (далее соответственно – субсидия, государственное задание) по адресу местонахождения обособленного структурного подразделения - Конаковский филиал ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству»: <адрес>, выразившееся в расходовании предоставленной Учреждению субсидии на цели, не предусмотренные государственным заданием.

Росрыболовство, осуществляющее в отношении ФГБНУ «ВНИИПРХ» функции и полномочия учредителя, ДД.ММ.ГГГГ установило Учреждению государственное задание на 2016 год по 5 государственным работам: «Выращивание осетровых и карповых видов рыб с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения»; «Проведение прикладных научных исследований»; «Разработка материалов, обосновывающих общие допустимые уловы (ОДУ) водных биоресурсов и материалов, обосновывающих возможные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается (рекомендованный вылов) во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, промысловых районах мирового океана, доступных Российскому рыболовству на предстоящий год и на перспективу, материалов корректировки ОДУ»; 4 «Осуществление государственного мониторинга водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях»; 5 «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности» (далее - «спецобъект») и 1 государственной услуги «Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по укрупненной группе направлений подготовки «06.00.00 Биологические науки»» для контингента, принятого на обучение на 1-й курс с 01.09.2015г.».

В соответствии с государственным заданием на 2016 год по государственной работе: «Выращивание осетровых и карповых видов рыб с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения» Учреждению установлено задание по трем направлениям, в том числе: осуществить формирование, содержание, эксплуатацию, учет ремонтно-маточных стад осетровых видов рыб («стерлядь») в количестве 197 особей и выращивание осетровых видов рыб («стерлядь») с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозятвенного значения молоди навеской 2,5 г количестве 587757 штук, из них 293 879 штук - в р.Ворона и 293 878 штук - в р.Цна Тамбовской области, а также выращивание водных биологических ресурсов («сазан») с их последующим выпуском III IV кварталах 2016г. в водные объекты рыбохозяйственного значения молоди навеской 20г. в количестве 555 907 штук, из них 95 907 штук - в Староскольское водохр. Белгородской обл., 200 000 штук - в р.Ворона и 260 000 штук - в р.Цна Тамбовской области.

Финансовое обеспечение государственного задания ФГБНУ «ВНИИПРХ» осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Росрыболовству Федеральным законом от 14 декабря 2015г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на предоставление субсидий бюджетным учреждениям.

В целях финансового обеспечения государственного задания ФГБНУ «ВНИИПРХ» на основании утвержденных Росрыболовством сметных затрат от ДД.ММ.ГГГГ по каждой из 5 работ, включенных в государственное задание, Учреждению определена субсидия в размере 104521 100,0 рублей, порядок и условия предоставления которой определены заключенным между Росрыболовством и ФГБНУ «ВНИИПРХ» Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение № ).

Установлено, что в нарушение пунктов 1.1, 2.1.1 и 2.3.1 Соглашения № и плановых назначений, определенных планом финансово-хозяйственной деятельности ФГБНУ «ВНИИПРХ» на 2016 год, за счет предоставленной ему в 1 квартале 2016 года субсидии оплачены расходы в сумме 935 126,19 рублей, не связанные с выполнением государственного задания, а именно, расходы по содержанию ремонтно-маточных стад осетровых видов рыб, не используемых при выполнении государственного задания, что подтверждено справкой, подписанной первым заместителем директора ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО4 б/д.

В декабре 2015 года первым заместителем директора ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО4 утверждено распределение незавершенного производства по видам рыб, сформированное и подписанное главным бухгалтером и главным рыбоводом Конаковского филиала, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ в бюджетную категорию неправомерно переведены: маточные стада бестера (15 штук) белуги (11 штук), русского осетра (2007 года генерации) (36 штук) и ремонтные стада лесного осетра (2010 года генерации) (12 штук), русского осетра (2009 года генерации) (26 штук) и гибрида стерляди и калуги (133штук).

В результате согласно справки, подписанной главным бухгалтером Конаковского филиала по итогам I квартала 2016 года, за счет субсидии отнесены и включены в Отчет об исполнении учреждением - ФГБНУ «ВНИИПРХ» Плана его финансов-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ (код формы по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения (деятельности): субсидии на выполнение государственного задания, расходы, не связанные с выполнением государственного задания в сумме 935126,19 рублей, в том числе на заработную плату в сумме 429 576,67 рублей, коммунальные услуги в сумме 228 657,17 рублей, корма и препараты в сумме 52 524,82 рублей, начисления на выплаты по оплате труда в сумме 129272,72 рублей, прочие работы и услуги в сумме 91 416,5 рублей, содержание имущества 814,25 рублей услуги связи в сумме 2864,06 рублей.

На дату совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ главным бухгалтером Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» в соответствии с приказом ФГУП «ВНИИПРХ» от ДД.ММ.ГГГГг. № 2-к являлась с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признала, поддержала приобщенные к материалам дела письменные объяснения, просила признать протокол об административном правонарушении незаконным и прекратить производство по делу за отсутствием события правонарушения. Кроме того, она сообщила, что в декабря 2015г. был коллегиально осуществлен перевод ремонтно-маточного стада (далее РМС) в количестве 233 штук рыбы различных осетровых пород из предпринимательской деятельности на бюджетное финансирование, в связи с тем, что не планировалось использовать это РМС для получения доходов от предпринимательской деятельности. Данное РМС не входило в госзадание на 2016г., полагает, что изменение плана финансово-хозяйственной деятельности в связи с переводом РМС в количестве 233 штук ФГБНУ «ВНИИПРХ» с Учредителем не согласовывалось. По результатам первого полугодия госзадание по государственной работе: «Выращивание осетровых и карповых видов рыб с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения» выполнено ими в полном объеме. Перевод РМС в количестве 233 штук обратно с бюджетного финансирования в предпринимательскую деятельность был осуществлен главным рыбоводом ДД.ММ.ГГГГг.

Представитель Счетной палаты РФ в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.Исследовав представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий в соответствии с Планами ФХД, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.

Согласно ст. 69.1 БК РФ субсидии бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

Перечень участников бюджетного процесса приводится в п. 1 ст. 152 БК РФ. Бюджетные учреждения в силу ст. 6 БК РФ участниками бюджетного процесса не являются. Следовательно, положения ст. 34 БК РФ не могут быть применены к бюджетному учреждению.

Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч. 1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются.

Однако следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. С учетом данного факта бюджетные учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого использования средств несут за это ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с распоряжением Счетной палаты РФ от ДД.ММ.ГГГГг. -ркм сотрудниками Счетной палаты проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства», в том числе и Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» за 2015 и за истекший период 2016г.

В ходе проведенной проверки установлено, что в первом квартале 2016г. Учреждением в лице Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» не соблюдался порядок использования средств субсидии, предоставленной ФГБНУ «ВНИИПРХ» в целях финансового обеспечения государственного задания на 2016г. по КБК ПРЗ 0411 ЦСР 2680690059 ВР 611 в сумме 935126,19 рублей.

По результатам проведенной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГг. (т. 1 л.д. 115 - 148).

Согласно п. 1 ст.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Счетной палате Российской Федерации" задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Т.о. протокол составлен уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции при участии главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО1 (т. 1 л.д. 5-15).

В связи с тем, что местом совершения вменяемого административного правонарушения является место нахождения Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении передано по подведомственности в Конаковский городской суд.

В целях реализации государственного задания между Росрыболовством и ФГБНУ «ВНИИПРХ» ДД.ММ.ГГГГг. заключено соглашение № о порядке и условиях предоставления в 2016 году ФГБНУ «ВНИИПРХ» субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ).

Из п. 2.1.1 данного соглашения следует, что в качестве государственных услуг утвержденного государственного задания являются:

оказание Учреждением государственных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.;

содержание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем, или приобретенного Учреждением за счет выделенных Учредителем на приобретение такого имущества;

на уплату в 2016г налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Таким образом, соглашением предусмотрен исчерпывающий перечень объектов, подлежащих финансированию по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Предоставленная Учреждению субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, в соответствии со ст. 69.1 БК РФ является средствами, относящимися к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

В соответствии со ст. 2 данного соглашения Росрыболовство обязуется предоставить Учреждению субсидию в размере 104 521 000 рублей, с учетом нормативных затрат: на выполнение Учреждением госуслуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.; на содержание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем, или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; на уплату в 2016г. налогов. При этом Росрыболовство вправе уточнять и дополнять отраслевых особенностей выполнения Учреждением госзадания, а Учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно и при необходимости обращаться в Росрыболовство с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в госзадании показателей качества или объема выполняемых госуслуг (л.д. 38-41).

Согласно приложению к данному соглашению в 1 квартале 2016г. подлежали перечислению субсидии из федерального бюджета на финансирование обеспечения выполнения госзадания Учреждению в размере 26 004 650 рублей (л.д. 42-44).

Копии платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГг. свидетельствуют о перечислении Росрыболовством из федерального бюджета Учреждению 26 004 650 рублей по соглашению между Росрыболовством и ФГБНУ «ВНИИПРХ» от ДД.ММ.ГГГГг. № на выполнение государственного задания (л.д. 60-64).

Данный факт подтвержден материалами дела и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривается.

Росрыболовство, осуществляющее в отношении ФГБНУ «ВНИИПРХ» функции и полномочия учредителя, ДД.ММ.ГГГГ установило Учреждению государственное задание на 2016 год по 5 государственным работам: 1. «Выращивание осетровых и карповых видов рыб с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения»; 2. «Проведение прикладных научных исследований»; 3. «Разработка материалов, обосновывающих общие допустимые уловы (ОДУ) водных биоресурсов и материалов, обосновывающих возможные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается (рекомендованный вылов) во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, промысловых районах мирового океана, доступных Российскому рыболовству на предстоящий год и на перспективу, материалов корректировки ОДУ»; 4. «Осуществление государственного мониторинга водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях»; 5. «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности» (далее - «спецобъект») и 1 государственной услуги «Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по укрупненной группе направлений подготовки «06.00.00 Биологические науки»» для контингента, принятого на обучение на 1-й курс с 01.09.2015г.».

В соответствии с государственным заданием на 2016 год по государственной работе: «Выращивание осетровых и карповых видов рыб с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения» Учреждению установлено задание по трем направлениям, в том числе: осуществить формирование, содержание, эксплуатацию, учет ремонтно-маточных стад осетровых видов рыб («стерлядь») в количестве 197 особей и выращивание осетровых видов рыб («стерлядь») с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения молоди навеской 2,5г количестве 587757 штук, из них 293 879 штук - в р.Ворона и 293 878 штук - в р.Цна Тамбовской области, а также выращивание водных биологических ресурсов («сазан») с их последующим выпуском III- IV кварталах 2016г. в водные объекты рыбохозяйственного значения молоди навеской 20г. в количестве 555 907 штук, из них 95 907 штук - в Староскольское водохр. Белгородской обл., 200 000 штук - в р.Ворона и 260 000 штук - в р.Цна Тамбовской области (л.д. 21-37).

Размер субсидий, предоставленных Учреждению на выполнение государственного задания в 2016 году, определен Росрыболовством на основании утвержденных им сметных затрат по каждой работе в разрезе подстатей расходов КОСГУ в соответствии с представленными Учреждениями сметными расчетами (т.1 л.д. 45).

Расходование субсидии на выполнение государственного задания осуществляется бюджетными учреждениями в соответствии с предусмотренным пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» планом финансово-хозяйственную деятельности учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

В соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, Росрыболовство приказом от 8 октября 2014 г. № 764 определило Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Росрыболовства» (далее - Порядок №764), согласно пунктам 3.6 и 3.7 которого план финансово-хозяйственной деятельности учреждения утверждается Росрыболовством после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и в течение года может уточняться при наличии соответствующих обоснований и расчетов на величину измененных показателей.

Согласно пункту 3.8 Порядка № 764 уточнение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, связанных с выполнением государственного задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного задания и размера субсидии на выполнение государственного задания.

В соответствии с утвержденным директором ФГБНУ «ВНИИПРХ» Положением о Конаковском филиале от ДД.ММ.ГГГГ подразделение наделено полномочиями по ведению бухгалтерского, налогового и статистического учета (п. 8) (л.д. 71). Бухгалтерский учет филиалом осуществляется в соответствии с Инструкциями 157н и 174н, отчетность формируется с учетом требований Инструкции 191н и 33н по филиалу и включается в сводную отчетность по Учреждению.

Пунктом 3.17 Устава ФГБНУ «ВНИИПРХ» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета. Изменение объема субсидий, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения Учреждением госзадания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении Учредителем госзадания в установленном порядке.

Находящееся на балансе Учреждение ремонтно-маточное стадо (233шт.) не включено в перечень особо ценного движимого имущества учреждения. Затраты на содержание маточного, ремонтного стада и молоди учитываются Конаковским филиалом ФГУП «ВНИИПРХ» обособлено по номенклатурам нарастающим итогом как незавершенное производство, по дебету счета 0.109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции» и отражаются в учете по фактической стоимости накопленных, прямых затрат. Расходы распределяются по видам финансового обеспечения деятельности: получение субсидий на выполнение государственного задания КФО 4; получение доходов от предпринимательской деятельности КФО 2. Начисление прямых расходов отражаются на счете аналитического учета 0.109.61.«Себестоимость готовой продукции, выполнение работ, услуг» (т.1 л.д. 75-80).

При распределении ремонтно-маточного стада осетровых видов рыб в рамках реорганизации, с ДД.ММ.ГГГГ Конаковским филиалом в бюджетной категории учитывается по счету 109.00 номенклатура - «Маточное стадо ленского осетра» в количестве 25 штук, используемых для проведения прикладных НИР в рамках государственного задания Учреждения, а также, для выполнения государственного задания по искусственному воспроизводству ВБР с 2016 года переведено в бюджетную категорию РМС стерляди в количестве 197 штук.

При этом как установлено в ходе проверки Учреждение, не имея возможность использовать ремонтно-маточное стадо других осетровых видов рыб (233 штуки) в рамках приносящей доход деятельности самостоятельно приняло решение об их переводе с 2016 года на бюджетную категорию. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1 (т.1 л.д. 96) и подписанной первым заместителем директора ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО4 справкой б/д (т.1 л.д.74).

Таким образом, в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения ФГБНУ «ВНИИПРХ» по итогам I квартала 2016 года Учреждением неправомерно отнесены на себестоимость готовой продукции по счету 0.109.61.«Себестоимость готовой продукции, выполнение работ, услуг» по КФО 4 (субсидий на выполнение государственного задания) затраты в сумме 935,1 тысячи рублей, связанные с содержанием РМС осетровых видов рыб, не используемых при выполнении государственного задания, в том числе маточного стада бестера (15 штук) - 44,7 тысяч рублей, маточного стада белуги (11 штук) - 130,0 тысяч рублей, маточного стадо русского осетра 2007г. (36 штук) - 133,6 тысяч рублей ремонтного стада ленского осетра 2010г. (12 штук) - 44,5 ремонтного стада русского осетра 2009г. (26 штук) - 210,3 тысячи рублей, ремонтного стада гибрида стерляди и калуги (133шт.) - 371,6 тысяч рублей.

Согласно представленным оборотно-сальдовым ведомостям по счету 0.109.61. «Себестоимость готовой продукции, выполнение работ, услуг» и счету 0.304.04 «внутренние взаиморасчеты» при формировании Отчета об исполнении плана его финансово хозяйственной деятельности по ф. 0503737 по Учреждению, на выплаты за счет субсидии на государственное задание (КФО 4) в I квартале 2016 года отнесены расходы по ремонтно-маточному стаду, не предусмотренные государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «ВНИИПРХ на 2016 год в сумме 935,1 тысячи рублей (т.1 л.д. 98).

В соответствии с ч. 2 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ данные действия являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Бухгалтерский и налоговый учет в обособленном структурном подразделении (филиале) без прав юридического лица: Конаковском филиале «Конаковский завод по осетроводству» (далее - Конаковский филиал) ведется отделом бухгалтерского учета, возглавляемым главным бухгалтером.

Вина главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения также подтверждается имеющимся в распоряжении суда материалами дела:

- положением о Конаковском филиале ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству»;

- утвержденным первым заместителем директора ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО4 распределением незавершенного производства на 01 января и ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 74);

- выписками из оборотно-сальдовых ведомостей по незавершенному производству (КФО 4 (за счет субсидий на государственное задание)) на 01 января и ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 75-80);

- подписанной главным бухгалтером Конаковского филиала ФИО1 справкой об организации бухгалтерского учета затрат на производство продукции для филиала (т.1 л.д. 81-88);

- отчетом об исполнении учреждением - ФГБНУ «ВНИИПРХ» плана его финансово хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ (код формы по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения (деятельности): субсидии на выполнение государственного задания (т.1 л.д. 89-92);

- отчетом об исполнении учреждением - Конаковским филиалом ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» плана его финансово- хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ (код формы по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения (деятельности): субсидии на выполнение государственного задания (т.1 л.д. 93-96);

- подписанной главным бухгалтером ФГБНУ «ВНИИПРХ» ФИО5 и главным бухгалтером Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» Яковлевой IО.К. справкой о дате представления отчета об исполнении учреждением - Конаковским филиалом ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» плана его финансово хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ (код формы по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения (деятельности): субсидии на выполнение государственного задания (т.1 л.д. 97);

- актом по результатам проверки ФГБНУ «ВНИИПРХ» от ДД.ММ.ГГГГг., зафиксировавшим факт нецелевого использования в 1 квартале 2016 года субсидии в сумме 935 126,19 рублей;

- уставом ФГБНУ «ВНИИПРХ», утвержденным приказом федеральное агентство по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому функции и полномочия Учредителя от имени Российской Федерации осуществляет федеральное агентство по рыболовству (п. 1.6), а изменение объема субсидий, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнением Учреждением госзадания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении Учредителем госзадания в установленном им порядке (п. 3.17).

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом ФГУП «ВНИИПРХ» от ДД.ММ.ГГГГг. -к на должность главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» назначена ФИО1 (т.1 л.д. 99), в должностные обязанности которой, согласно должностной инструкции, утвержденной директором ФГУП «ВНИИПРХ» ДД.ММ.ГГГГг. наряду с другими обязанностями входит организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и контроль за расходованием денежных средств (т.1 л.д. 100-104).

Суду не представлено доказательств того, что Конаковский филиал ФГУП «ВНИИПРХ» обращался в Росрыболовство с предложением внести соответствующие изменения в соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. № .

Следовательно, ФИО1, являясь главным бухгалтером Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» и лицом, согласно должностной инструкции, ответственным за целевое использование денежных средств учреждения, допустила направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением.

Суд не может согласиться с доводами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что поскольку ДД.ММ.ГГГГг. на все учтенные расходы за 1 квартал 2016г., связанные с содержанием ремонтно-маточного стада в количестве 233 штук, в регистрах бухгалтерского учета корректировочными проводками был оформлен возврат к прежнему значению экономического показателя, то её действия соответствуют требованиям, предусмотренным вторым абзацем п. 18 Инструкции Н, согласно которому техническая ошибка, обнаруженная до момента представления финансовой отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета, в зависимости от её характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, то в действиях главного бухгалтера Конаковский филиал ФГУП «ВНИИПРХ» ФИО1 отсутствует событие правонарушения.

Указанные утверждения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также и со ссылками на приказ Минфина России от 23 декабря 2010г. N 183н, основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации. Из приведенного письма Министерства финансов РФ не следует, что бюджетные учреждения вправе распоряжаться субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного задания произвольно.

Ссылка главного бухгалтера Конаковского филиала ФГУП «ВНИИПРХ» на то, что осуществление перевода РМС в количестве 233 штук в бюджетную категорию явилось следствием технической ошибки, а произведя возврат денежных средств в бюджет ДД.ММ.ГГГГг., т.е. до окончания проверки Счетной палатой, было устранено основание для квалификации её действий как нецелевое использование бюджетных средств, не является состоятельной.

Напротив, данное обстоятельство подтверждает тот факт, что средства субсидии сумме 935126,19 рублей были направлены в первом квартале 2016г. на содержание ремонтно-маточного стада в количестве 233 штук, неправомерно переведенных в бюджетную категорию, на цели, не предусмотренные соглашением в рамках государственного задания на 2016 год умышленно, по согласованию с ФГБНУ «ВНИИПРХ». При этом каких-либо правовых оснований для такого перевода РМС в количестве 233 штук в бюджетную категорию, т.е. на средства субсидии 2016 года у главного бухгалтера Конаковский филиал ФГУП «ВНИИПРХ» ФИО1 не имелось.

Действительно при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у учреждения может возникнуть потребность в изменении первоначальных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. В таком случае в него вносятся изменения.

В целях внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности и (или) сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299, - 0501016) (далее - сведения), составляются новые план и (или) сведения, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план и (или) сведения (п. 19 Приказа N 81н).

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в части средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не зависят от методики расчета нормативных затрат, используемой при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (Письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-13-06/3799, от 13.12.2013 N 02-01-011/54916). Учреждения самостоятельно выбирают направления расходования сумм субсидий, выделенных учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, размер этих направлений. Они вправе произвести перераспределение средств между статьями расходов в течение финансового года (в том числе на увеличение зарплаты, в случае достижения их экономии, образовавшейся в результате выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)) (Письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 13.12.2013 N 02-01-011/54916). В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, названные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением плана в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с законодательством РФ, не требуется.

Однако, указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств лежит на получателе бюджетных средств – ФГБНУ «ВНИИПРХ», и в том числе непосредственно – на главном бухгалтере филиала указанного бюджетного учреждения ФИО1

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ФИО1, согласно ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

В соответствии со ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 15.14, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

главного бухгалтера Конаковского филиала ФГБНУ «ВНИИПРХ» «Конаковский завод по осетроводству» ФИО1, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей в доход государства.

Штраф необходимо перечислить на счет администратора доходов федерального бюджета МОУ ФК (Счетная палата РФ) № 40101810500000001901, код классификации доходов федерального бюджета 30511690010016000140, БИК банка 044501002, ИНН <***>, КПП 770401001, ОКТМО 45383000, лицевой счет № <***>, наименование получателя: межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Счетная палата РФ), назначение платежа - штраф за административное правонарушение (штраф за нарушение бюджетного законодательства) по делу № 5-248/2016, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, будет привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неуплату штрафа в указанный выше срок.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Председательствующий Н.А. Колесникова