Дело № 5-248/2021
УИД 75RS0025-01-2021-001091-11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита 15 апреля 2021 года
Судья Читинского районного суда Забайкальского края Галанова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с. Беклемишево, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 672516, <...> корп. 6, корп.8,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении АА №000232 №4 от 05.04.2021, 02.04.2021 в 09:00 часов установлен факт грубого нарушения лицензионных требований МДОУ детский сад с. Беклемишево. На основании приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 20.02.2020 г. № 188 проведена плановая документарно-выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования. В ходе проверки выявлен факт несоблюдения лицензионных требований, предусмотренных пп. «в», «д» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490, выразившийся в отсутствии разработанной и утвержденной дополнительной общеобразовательной программы, отсутствия в санитарно-эпидемиологическом заключении № 75.КМ.15.000.М.000028.04.11, выданном МДОУ 07.04.2011, указания на соответствие санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности в части реализации программ дополнительного образования.
Своими действиями МДОУ детский сад с. Беклемишево совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)
В судебном заседании заведующая МДОУ детский сад с. Беклемишево ФИО1 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила, вину в совершении правонарушения признала.
Представитель Министерства образования и науки Забайкальского края ФИО2 пояснила в судебном заседании, что в ходе проверки с заведующей учреждения проводилась консультативная работа о необходимости выполнения требований и о порядке их выполнения.
Изучив представленные доказательства, заслушав участников процесса, прихожу к выводу об обоснованности привлечения МДОУ детский сад с. Беклемишево к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Санкция названной части предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в сумме от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч.2). К основным образовательным программам относятся образовательные программы дошкольного образования (п.1 ч.3), к дополнительным образовательным программам относятся, в том числе дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (п.1 ч.4).
Согласно ч.ч.5,6 названной статьи образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
В силу абз.11 п. 2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе образовательной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно пп. «в,д», п.7 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наличие в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Нарушение указанных условий лицензирования признается грубым в силу пп. «а» п. 9 Положения.
В период с 05.03.2021 по 02.04.2021 Министерством образования и науки Забайкальского края на основании приказа от 20.02.2021 №188 проведена плановая документарно-выездная проверка МДОУ детского сада с. Беклемишево, расположенного по адресу: <...> корп. 6, корп.8, в ходе которой выявлено, что при осуществлении Учреждением образовательной деятельности нарушены лицензионные требования, установленные в пп. «в, д» п. 7 Положения, что выразилось в отсутствии разработанной дополнительной общеобразовательной программы и санитарно-эпидемиологического заключения по образовательным программам дополнительного образования.
По данному факту 05.02.2021 в отношении Учреждения ведущим специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Забайкальского края был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения заведующей Учреждения ФИО1 не оспаривается и подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении № 4 от 05.04.2021, актом проверки № 48 от 02.04.2021, выпиской из ЕГРЮЛ, лицензией серии 75ЛО1 №0000299 от 12.09.2013, санитарно-эпидемиологическим заключением №75.КМ.15.000.М.000028.04.11 от 07.04.2011, объяснениями заведующей Учреждения ФИО1 от 05.04.2021, также сведениями навигатора дополнительного образования детей.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они согласуются между собой и являются достаточными для установления вины МДОУ в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Смягчающим обстоятельством в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ признаю совершение административного правонарушения впервые, а также признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не усматриваю.
При определении вида и размера наказания прихожу к следующему.
Оснований для признания совершенного МДОУ детский сад с. Беклемишево правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а равно для применения положений ст. ст. 4.1.1, 3.4. КоАП РФ не имеется, поскольку административное правонарушение совершено в области лицензионного законодательства, целью которого является, в том числе предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, в частности Учреждением было допущено нарушение, выразившееся в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения по образовательным программам дополнительного образования, что направлено на непосредственную защиту жизни и здоровья детей и сотрудников.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания, с учетом характера правонарушения, всех обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания, сведений о виновном лице, а также принимая во внимание, что лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является муниципальным учреждением, ранее к административной ответственности не привлекалось, считаю необходимым назначить МДОУ детский сад с. Беклемишево наказание в виде административного штрафа в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - в сумме семьдесят пять рублей, что при выявленных нарушениях в деятельности данного юридического лица, с учетом конкретных обстоятельств дела, будет соответствовать целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений.
На основании ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Беклемишево виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере семьдесят пять тысяч рублей.
Уплату штрафа произвести по реквизитам:
ИНН/КПП <***>/770201001, Единый казначейский счет, открытый в Операционном департаменте Банка России – 4001810045370000002, Казначейский счет, открытый в Межрегиональном операционном УФК г.Москва – 03100643000000019500, БИК 024501901, ОГРН <***>, ОКПО 00083397, ОК;ОГУ 1322520, ОКТМО 45379000.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления, путем принесения жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Галанова Д.И.