ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25/18 от 16.08.2018 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

№ 5-25/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 августа 2018 года с. Газимурский Завод

Судья Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края Епифанцева С.Ю.,

с участием представителя Контрольно-счетной палаты МР «Газимуро-Заводский район» Агеевой Е.А., главы администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.11 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А.,

у с т а н о в и л:

20 июля 2018 года в Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края поступили административные материалы в отношении главы администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А., совершившей административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.11 КоАП РФ – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а именно повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, при следующих обстоятельствах.

По результатам контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой муниципального района «Газимуро-Заводский район» в администрации сельского поселения «Батаканское» в рамках полномочий, установленных ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. были допущены нарушения требований к бухгалтерскому учету, утвержденные Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34, в том числе факты отсутствия регистров бухгалтерского учета (оборотная ведомость по движению основных средств и материальных ценностей; Главная книга; журналы операций по ведению кассовых, банковских операций; по учету расчетов поставщиками и подрядчиками; по расчетам с подотчетными лицами; по расчетам по оплате труда; по учету основных средств и материальных запасов).

За ревизуемый период с 01.12.2017г. по 01.05.2018г. ведение бухгалтерского учета осуществляли и.о. главного бухгалтера ФИО3 (находящаяся в декретном отпуске); с 09.01.2018г. по 31.01.2018г. по договору подряда от 09.01.2018г. ФИО4 (образование среднее, с прохождением курсов повышения квалификации (удостоверение от 16.03.2018г.); с 01.02.2018г. по 28.02.2018г. по договору подряда от 01.02.2018г. ФИО4; с 02.03.2018г. по трудовому договору от 01.03.2018г. (заключенному с нарушениями ст. 57 ТК РФ) ФИО4, временно исполняющая обязанности главного бухгалтера.

Должностные инструкции главного бухгалтера ( от 09.01.2018г.; от 01.02.2018г.; от 01.03.2018г.) утверждены подписью главы сельского поселения, ознакомлены под роспись, однако главой поселения не проводился контроль за ведением бухгалтерского учета. Таким образом, главой сельского поселения совершено противоправное, виновное действие (бездействие), выразившееся в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета, а именно: в администрации поселения не организовано ведение бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета, отсутствие регистров бухгалтерского учета, что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.11 КоАП РФ. Грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета, в частности отсутствие регистров бухгалтерского учета, первоначально установлены Контрольно-счетной палатой при проведении проверки за период с 01.10.2015г. по 01.02.2016г. (акт-ксп от 03.03.2016г.), материалы проверки направлены в прокуратуру (в связи с отсутствием на тот момент полномочий в КСП). В рамках повторной проверки (акт -ксп за период с 01.02.2016г. по 14.11.2016г.) установлены аналогичные нарушения. В результате решением Газимуро-Заводского районного суда от 01.02.2017г. Глава сельского поселения «Батаканское» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, однако нарушения не устранены. По указанным фактам нарушений требований федерального законодательства председателем Контрольно-счетной палаты муниципального района «Газимуро-Заводский район» 18 июля 2018 года был составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты МР «Газимуро-Заводский район» Агеева Е.А. пояснила, что нарушения по итогам предыдущей проверки не были устранены, в связи с чем, просила привлечь главу администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневу О.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.11 КоАП РФ.

В судебном заедании глава администрации сельского поселения «Батаканское» Коренева О.А. выразила несогласие о привлечении ее к административной ответственности по вменяемой статье 15.11 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснив, что являясь главой сельского поселения «Батаканское» не несет ответственность за деятельность администрации сельского поселения, в том числе ведение бухгалтерской документации, поскольку такая ответственность возложена на главу администрации сельского поселения, каковой она не является.

Заслушав доводы представителя Контрольно-счетной палаты МР «Газимуро-Заводский район» Агеевой Е.А., главы администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А., исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно п. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Часть 2 статьи 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Согласно примечанию к данной статье, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 420-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 420-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами,

Статьей 9 вышеуказанного закона установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу части 4 статьи 9 указанного Федерального закона первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Пункт 6 вышеуказанного Положения определяет, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Как следует из представленных материалов, при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации сельского поселения «Батаканское» муниципального района «Газимуро-Заводский район», в ходе которой установлено, что в нарушение п. 11, п. 158 приказа № 157н и ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не составляется журнал операций с безналичными денежными средствами, отсутствуют регистры бухгалтерского учета. По истечении каждого месяца данные обороты по счетам из журнала операций должны быть занесены в Главную книгу. Данный регистр бухгалтерского учета в администрации не составлялся (нарушение вышеуказанных документов), в результате отсутствия синтетического учета сверить обороты и остатки не представляется возможным, что влечет недостоверный бухгалтерский учет. Все аналогичные нарушения отмечены в акте проверки Контрольно-счетной палаты от 03.03.2016г., -ксп от 14.11.2016г. Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие регистров бухгалтерского учета по ведению кассовых, банковских операций; по учету расчетов поставщиками и подрядчиками; по расчетам с подотчетными лицами; по расчетам по оплате труда; по учету основных средств и материальных запасов не позволяет в полной мере контролировать достоверность, полноту и своевременность бухгалтерского учета, структуру задолженности и принимать необходимые меры по ее своевременному погашению. Решением Газимуро-Заводского районного суда № 12-5/2017 от 01.02.2017 глава сельского поселения «Батаканское» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ. По результатам проверки составлен акт от 28.06.2018 года № 01-09/6-ксп (л.д. 13-18).

Указанные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А., составленного 18 июля 2018г. председателем Контрольно-счетной палаты МР «Газимуро-Заводский район» Агеевой Е.А.

Оценив в совокупности все доказательства, судья приходит выводу о том, что факт совершения главой сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. административного правонарушения, как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета, а именно: в администрации поселения не организовано ведение бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета, отсутствие регистров бухгалтерского учета, нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд считает вину главы администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. доказанной, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18.07.2018г.; уставом сельского поселения «Батаканское», распоряжением Контрольно-счетной палаты муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 22.05.2018г. «О проведении планового контрольного мероприятия»; актом проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации сельского поселения «Батаканское» -ксп от 28.06.2018г. за проверяемый период 01.12.2017г. по 01.05.2018г.; копией должностной инструкции главного бухгалтера администрации сельского поселения «Батаканское» от 09.01.2018г.; иными документами.

В соответствии с требованиями ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, главой сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. в администрации поселения не организовано ведение бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета, отсутствуют регистры бухгалтерского учета.

Довод лица, привлекаемого к административной ответственности Кореневой О.А. о том, что на главу сельского поселения «Батаканское» не возложена организация контроля за деятельностью администрации сельского поселения «Батаканское» суд находит необоснованным, поскольку ч. 2 ст. 25 Устава сельского поселения «Батаканское», принятого решением Совета сельского поселения «Батаканское» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что глава поселения избирается на муниципальных выборах на срок 5 лет, возглавляет администрацию сельского поселения, является председателем Совета сельского поселения «Батаканское». В ч. 4 п. 26 указанного Устава установлено, что администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия, осуществляющий руководство администрацией сельского поселения.

При решении вопроса о квалификации действий лица по ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое дано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Согласно указанной норме повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Таким образом, положения ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ.

Учитывая, что решением Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 01.02.2017г постановление мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского района Забайкальского края от 09.01.2017г. было изменено и глава сельского поселения «Батаканское» Коренева О.А., привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ. Судебный акт вступил в законную силу 01.02.2017 года. Такое правонарушение не могло учитываться при решении вопроса о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2.9 КоАП РФ).

Иных сведений о совершении Кореневой О.А. в течение года административного правонарушения по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ в материалах дела не имеется.

Между тем, административная ответственность по ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ наступает за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, следовательно, состав вмененного правонарушения в действиях главы сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. отсутствует.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о переквалификации действий должностного лица главы администрации сельского поселения «Батаканское» на ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность должностного лица, в соответствии со ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований считать совершенное правонарушение малозначительным не усматриваю. Нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлиять на законность привлечения должностного лица к административной ответственности, не допущены.

Санкцией ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд считает возможным привлечь главу администрации сельского поселения Кореневу О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации и назначить ей административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Главу администрации сельского поселения Кореневу О.А., признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Забайкальскому краю (Комитет по финансам администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район»),

л/с 04913002240,

ИНН 7504000676 КПП 750401001

р/с 40204810100000000063 Отделение Чита

БИК 047601001

КБК 90211690050050000140

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджета муниципальных районов).

Доказательства уплаты штрафа подлежат направлению (представлению) в Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Разъяснить главе администрации сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А., что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Ю. Епифанцева