№ 5-267/2020
УИД 66-RS004-01-2020-004347-04
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Долгодеревенское 18 августа 2020 года
резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2020 года
постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2020 года
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Гладких Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кабирове Д.Ф.,
рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Современные горные технологии»,
У С Т А Н О В И Л:
Главный государственный инспектор Межрегионального отдела горного надзора Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление Ростехнадзора) ФИО1 направил в суд административный материал в отношении общества с ограниченной ответственностью «Современные горные технологии» (далее – ООО «Современные горные технологии») для рассмотрения по существу и принятия решения о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статье 9.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДАТА на «Руднике с открытым способом разработки» по АДРЕС в деятельности ООО «Современные горные технологии» при ведении взрывных работ на Томинском месторождении ООО «Томинский ГОК» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.
Представитель Уральского управления Ростехнадзора в судебном заседании подтвердил указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, представил письменные пояснения.
Защитники ООО «Современные горные технологии» ФИО2, ФИО3 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признали в части, представили письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения участников производства по делу, судья приходит к следующим выводам.
Часть 2 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов». Данный Федеральный закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего закона; других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
Работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Судья установил, что ООО «Современные горные технологии» имеет лицензию № от ДАТА на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
ДАТА и ДАТА ООО «Современные горные технологии» осуществляло взрывные работы на «Руднике с открытым способом разработки» (регистрационный номер А56-72819-0001, II класс опасности) на основании договора подряда №-ПД на выполнение буровзрывных работ от ДАТА, заключенного с АО «Томинский ГОК», а также совместно согласованных проекта массового взрыва блока скважин № от ДАТА, проекта массового взрыва блока скважин № от ДАТА, согласно которому взрыв произведен ДАТА.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведенной проверки по многочисленным жалобам жителей Челябинской области, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
1. Ведение ООО «Современные горные технологии» взрывных работ на Томинском месторождении ООО «Томинский ГОК» с отступлением от типового проекта буровзрывных работ.
ДАТА на блоке скважин № гор.240/235 работы велись с высотой уступа 7-8 м вместо проектной высоты 5 м; использовалась сетка скважин 5,5 х 5,5 м вместо проектной 4,5 х 5,5 м, применялась увеличенная линия наименьшего сопротивления по подошве (W) 7-9 м без разработки дополнительных мероприятий по ее снижению; в скважинах №,18, 19 применялся увеличенный удельный расходы 0,96-1,3 кг/м.куб вместо проектного 0,8 кг/м.куб; на ситуационном плане введена опасная зона 400 м вместо расчетной 500 м, а также не указан путь отхода и укрытия взрывника, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 165, 166, 427, 430 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.
2. Ведение ООО «Современные горные технологии» взрывных работ на Томинском месторождении ООО «Томинский ГОК» с отступлением от типового проекта буровзрывных работ.
ДАТА ООО «Современные горные технологии» велись взрывные работы на блоке скважин № гор.230/220, при этом использовалась сетка скважин 6,5 х 6,5 м вместо проектной 4,5 х 5,5 м, в скважинах использовалась увеличенная длина заряда 5,4 м место 4,4 м, на ситуационном плане введена опасная зона 400 м вместо расчетной 500 м, а также не указан путь отхода и укрытия взрывника, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 165, 166, 427, 430 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.
3. Не указан порядок допуска людей к местам ведении взрывных работ с учетом замеров представителей вспомогательной горно-спасательной команды или профессионального аварийно-спасательного формирования о снижении концентрации ядовитых продуктов взрыва в воздухе до установленных ПДК, а также осмотра мест взрыва, в Мероприятиях по обеспечению безопасности персонала по предупреждению отравления людей пылью взрывчатых веществ и ядовитыми продуктами взрывов», что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 158, 442 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.
4. Не определен порядок подготовки и проведения массовых взрывов на предмет оповещения организаций находящихся вблизи мест проведения взрывных работ, органов местного самоуправления и населения, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 429 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.
5. Не разработана и не согласована с территориальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности программа подготовки вспомогательного персонала, участвующего в заряжании скважин и оцеплении опасной зоны, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 69 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.6. Не прошел обучение вспомогательный персонал, участвующий в заряжании скважин и оцеплении опасной зоны, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 65 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» от ДАТА№, зарегистрированного в Минюсте РФ ДАТА№.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитники ООО «Современные горные технологии» не отрицали факт отступления от параметров, рассчитанных в типовых проектах, согласованных с АО «Томинский ГОК», указанных в пунктах 1, 2 и 3 протокола об административном правонарушении, однако считают, что данные нарушения не образуют состав административного правонарушения.
С указанными доводами судья не соглашается по следующим основаниям.
Согласно п. 165 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДАТА№ (далее – Правила безопасности при взрывных работах, Правила) типовой проект буровзрывных (взрывных) работ должен выполняться с учетом утвержденного проекта разработки месторождения, результатов экспериментальных и промышленных взрывов, научно-технических разработок, передового производственного опыта по взрывным работам в аналогичных условиях, требований настоящих Правил.
Согласно п. 166 Правил безопасности при взрывных работах проекты буровзрывных и взрывных работ должны содержать решения по безопасной организации работ с указанием основных параметров буровзрывных работ; способам инициирования зарядов; расчетам взрывных сетей; конструкциям зарядов и боевиков данные о способе заряжания; предполагаемому расходу взрывчатых материалов определению запретной зоны и способа ее охраны; определению опасной зоны и охране этой зоны с учетом объектов, находящихся в ее пределах (здания, сооружения, коммуникации); проветриванию района взрывных работ и другим мерам безопасности, дополняющим в конкретных условиях требования настоящих Правил.
При производстве взрывных работ (работ с взрывчатыми материалами) необходимо проводить мероприятия по обеспечению безопасности персонала, предупреждению отравлений людей пылью взрывчатых веществ и ядовитыми продуктами взрывов (п. 158 Правил).
Допуск рабочих и специалистов на рабочие места после производства массовых взрывов разрешается после получения ответственным руководителем массового взрыва сообщения от уполномоченного представителя вспомогательной горно-спасательной команды или профессионального аварийно-спасательного формирования (службы) о снижении концентрации ядовитых продуктов взрыва в воздухе до установленных ПДК, но не ранее чем через 30 минут после взрыва, рассеивания пылевого облака и полного восстановления видимости, а также осмотра мест (места) взрыва (п. 442 Правил).
Таким образом, отступление от основных параметров взрывных работ, несоблюдение вышеуказанных пунктов Правил является нарушением требований промышленной безопасности к использованию взрывчатых веществ, что образует состав административного правонарушения административного правонарушения.
Как пояснил представитель Уральского управления Ростехнадзора, нарушения, отраженные в пунктах №, 2 протокола свидетельствуют об изменении проектных решений, что явилось одной из причин, повлиявших на увеличение величины опасной зоны по распространению ударно-воздушной волны.
Доводы защитников ООО «Современные горные технологии» об отсутствии нарушений, указанных в п. 4 протокола (не определен порядок подготовки и проведения массовых взрывов на предмет оповещения организаций находящихся вблизи мест проведения взрывных работ, органов местного самоуправления и населения), в судебном заседании также не подтвердились.
Согласно п. 165 Правил организация, ведущая взрывные работы, должна информировать территориальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, о проводимых массовых взрывах.
В силу п. 429 Правил в каждой организации, ведущей взрывные работы, должен быть разработан документ, определяющий порядок подготовки и проведения массовых взрывов, который утверждает технический руководитель организации, ведущей взрывные работы, или лицо, его замещающее. Порядок подготовки и проведения массовых взрывов с привлечением подрядной организации должен определяться совместным документом заказчика и подрядчика.
В порядке подготовки и проведения массовых взрывов должны быть предусмотрены меры оповещения о массовых взрывах персонала организации, ведущей взрывные работы, и организаций, расположенных вблизи мест проведения взрывных работ, органов местного самоуправления (в необходимых случаях) и населения.
Наличие распоряжения в адрес АО «Томинский ГОК» о производстве массового взрыва не свидетельствует о фактическом оповещении организаций находящихся вблизи мест проведения взрывных работ, органов местного самоуправления и населения. Кроме того, утверждалось распоряжение о проведении взрывных работ ДАТА, однако фактически работы проведены ДАТА.
Вместе с тем, судья соглашается с доводами защитников ООО «Современные горные технологии» о том, что к вспомогательному персоналу, участвующему в заряжении скважин, не относится группа оцепления, которая не допускается к обращению с взрывчатыми материалами.
Согласно п. 69 Правил взрывники, включая взрывников, обслуживающих смесительно-зарядные и зарядные машины и устройства, а также заведующие складами ВМ должны проходить обучение по программам, разработанным и утвержденным организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Рабочие других профессий, связанных с обращением с взрывчатыми материалами, должны проходить обучение по программам, разработанным и утвержденным организациями по согласованию с территориальными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Согласно п. 65 Правил персонал, связанный с обращением с взрывчатыми материалами (взрывники, заведующие складами ВМ, заведующие зарядными мастерскими, раздатчики взрывчатых материалов, лаборанты складов ВМ, рабочие, обслуживающие пункты механизированной подготовки, пункты изготовления взрывчатых веществ, смесительно-зарядные и зарядные машины, и другие лица, по роду своей деятельности связанные с обращением с взрывчатыми материалами), для получения права работы с взрывчатыми материалами (право производства взрывных работ) должен проходить соответствующее обучение и не иметь медицинских противопоказаний.
Согласно материалам дела, персонал, участвующий в заряжании скважин, прошел необходимое обучение и аттестацию.
При таких обстоятельствах, является необоснованным указание в пунктах 5 и 6 протокола об административных правонарушениях на нарушение юридическим лицом пунктов 65 и 69 Правил.
Вместе с тем данное обстоятельство, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ, при наличии иных правонарушений требований промышленной безопасности к использованию взрывчатых веществ, перечисленных в протоколе об административном правонарушении. Количество нарушений на состав административного правонарушения не влияет.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическим лицом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований закона.
При таких обстоятельствах, в действиях ООО «Современные горные технологии» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от предприятия меры по их надлежащему выполнению, что явилось причиной совершения административного правонарушения, событие правонарушения судья считает доказанным.
Судья также учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, при участии представителя ООО «Современные горные технологии».
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Современные горные технологии» в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ подтверждается представленными письменными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении в отношении ООО «Современные горные технологии» от ДАТА, в которых описаны вышеуказанные обстоятельства;
- типовым проектом буровзрывных (взрывных) работ на карьерах АО «Томинский ГОК», утвержденным АО «Томинский ГОК» и ООО «Современные горные технологии» в 2019 году;
- проектом массового взрыва блока скважин № от 03ДАТА, согласно котором взрыв произведен ДАТА;
- проектом массового взрыва блока скважин № от ДАТА, согласно которому взрыв произведен ДАТА;
- наряд-путевками на производство взрывных работ ДАТА, ДАТА, ДАТА;
- договором подряда №-ПД на выполнение буровзрывных работ от ДАТА, заключенному между АО «Томинский ГОК» и ООО «Современные горные технологии».
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, а их совокупность – достаточной для разрешения дела по существу.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит доказанной вину юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ.
Санкция ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает для юридических административное наказание в виде наложения административного штрафа от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания за совершенное административное правонарушение с учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств (частичное признание вины).
Судья также учитывает, что правонарушение не является длительным, с момента производства взрывных работ прошло более четырех месяцев, в настоящее время нарушений при производстве взрывных работ не установлено.
При таких обстоятельствах, судья считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается. Обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Современные горные технологии» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
ИНН <***>, КПП 667101001, ОКТМО 75701000,
банк получателя – Отделение Челябинск г. Челябинск,
Р/с: <***> УФК по Челябинской области (Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
БИК 047501001 КБК 49811601091010001140
УИН 49866712008620000004
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в Сосновский районный суд Челябинской области.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья