ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-27/20 от 23.04.2020 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

5-27/2020

УИД 55RS0004-01-2020-001023-66

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении

23 апреля 2020 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., при секретаре судебного заседания Шкутовой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении

Казенного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (КУ «Детский дом № 3»),

Юридический адрес Учреждения: 644076, <...>,

ИНН: <***>, ОГРН: <***>.

Учреждение зарегистрировано 18.11.1997 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска,

установил:

12.03.2020 в Октябрьский районный суд г. Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении КУ «Детский дом № 3». В протоколе об административном правонарушении указано, что 04.03.2020 около 16 часов 00 минут, в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения Министерства образования Омской области (далее - Министерство) от 24.01.2020 «О проведении плановой выездной проверки казенного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - плановая проверка), установлено, что по адресу: 644076, <...> КУ «Детский дом № 3» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Учреждение имеет лицензию от 30.03.2016, регистрационный , серия с приложением (далее - лицензия) на право осуществления образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования по адресу: 644076, <...>, выданную Министерством.

Подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года (далее - Положение о лицензировании), предусмотрено наличие в штате Учреждения или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В Учреждении реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (далее - АООП ДО) в 4-х группах детей разного дошкольного возраста:

1 группа «Непоседы» - 5 воспитанников;

2 группа «Солнышко» - 5 воспитанников;

3 группа «Цыплята» - 4 воспитанника;

4 группа «Сказка» - 8 воспитанников.

Контингент воспитанников составляет 22 ребёнка в возрасте от 3-х до 7 лет.

Пунктом 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 (далее - Порядок), предусмотрено, что при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:.. . для детей с умственной отсталостью - не менее.. . 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.. .; для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее.. . 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).

При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов:.. . учитель-логопед,.. . тьютор, из расчета 1 штатная единица:.. . учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК):

в занятиях с учителем - логопедом нуждаются следующие воспитанники:

- ФИО11 (группа 12-часового пребывания «Сказка»);

- ФИО12 (группа 12-часового пребывания «Сказка»);

- ФИО13 (группа 12-часового пребывания «Сказка»);

- ФИО14 (круглосуточное пребывание);

- ФИО15 (круглосуточное пребывание);

в сопровождении тьютора нуждается:

- ФИО16 (группа 12-часового пребывания «Сказка»).

Однако в штатном расписании Учреждения, утвержденном приказом от 08.11.2019 , отсутствуют штатные единицы учителя-логопеда, тьютора. В Справке Учреждения о педагогических работниках от 12.02.2020, сведениях о педагогических работниках отсутствуют должности учителя-логопеда, тьютора.

Факт отсутствия необходимых должностей педагогических работников (учителя-логопеда, тьютора) для реализации АООП ДО в Учреждении подтверждается следующими документами:

- штатное расписание Учреждения, утвержденное приказом от 08.11.2019 ;

- заключения ПМПК, выданные обучающимся ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (учитель-логопед);

- заключение ПМПК, выданное обучающемуся ФИО8 (тьютор);

- справка Учреждения о педагогических работниках от 12.02.2020;

- сведения о педагогических работниках Учреждения;

- пояснения по вопросам проверки директора Учреждения ФИО1 от 12.02.2020, от 03.03.2020;

- экспертное заключение ФИО10.

В результате проверки Учреждения выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании, являются грубыми.

Таким образом, своим бездействием Казенное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Законный представитель КУ «Детский дом № 3» - директор ФИО1 в судебном заседании вину не признала, поскольку штатное расписание Учреждения утверждается Министерством образования. После выявления нуждаемости в учителе-логопеде и тьюторе директор обратилась в Министерство образования по вопросу внесения изменений в штатное расписание.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представили заявление с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя Министерства образования, подписанное составителем протокола – главным специалистом ФИО2

Заслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Административное наказание для юридических лиц установлено в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Министерства образования Омской области от 24 января 2020 года № 218 «О проведении плановой выездной проверки казенного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья», в ходе которой установлено наличие вышеуказанных нарушений лицензионных требований.

Подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусмотрено наличие в штате Учреждения или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Пунктом 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования предусмотрено, что при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:.. . для детей с умственной отсталостью - не менее.. . 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.. .; для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее.. . 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).

При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов:.. . учитель-логопед,.. . тьютор, из расчета 1 штатная единица:.. . учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании, являются грубыми.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Непредоставление детям с ограниченными возможностями здоровья педагогической помощи, в которой данные дети нуждаются в соответствии с образовательными программами дошкольного образования, свидетельствует о нанесении ущерба правам и законным интересам данных детей.

По результатам плановой выездной проверки Учреждению выдано предписание от 04.03.2020 № об устранении выявленных нарушений лицензионных требований - в срок до 04.09.2020 устранить нарушения, указанные в акте проверки, принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения лицензировании образовательной деятельности; не позднее 04.09.2020 представить отчет об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных копий подтверждающих документов.

Доказательствами виновности КУ «Детский дом № 3» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются:

- лицензия на осуществление образовательной деятельности от 30.03.2016 -п серии ;

- акт проверки от 04.03.2020 , в котором указано выявленное в ходе проверки нарушение требований Положения о лицензировании образовательной деятельности;

- протокол об административном правонарушении, составленный 04.03.2020 в отношении КУ «Детский дом № 3»;

- штатное расписание Учреждения, утвержденное приказом от 08.11.2019 ;

- заключения ПМПК, выданные обучающимся ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (учитель-логопед);

- заключение ПМПК, выданное обучающемуся ФИО8 (тьютор);

- справка Учреждения о педагогических работниках от 12.02.2020;

- сведения о педагогических работниках Учреждения;

- пояснения по вопросам проверки директора Учреждения ФИО1 от 12.02.2020, от 03.03.2020;

- экспертное заключение ФИО10;

- предписание об устранении нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КУ «Детский дом № 3» не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер по обеспечению наличия необходимых работников в штате Учреждения.

Доводы законного представителя КУ «Детский дом № 3» об отсутствии вины Учреждения в недостатке необходимых работников суд отклоняет, поскольку именно на образовательное учреждение возложена обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

- соблюдать права и свободы обучающихся.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Смягчающим административную ответственность обстоятельством, в соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ, суд признает принятие мер к устранению выявленных нарушений законодательства об образовательной деятельности.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, посягающего на конституционное право граждан на образование, учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося казенным учреждением, учитывает наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 75000,00 рублей.

Руководствуясь статьёй 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Признать Казенное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ИНН <***>, ОГРН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000,00 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Омской области (Министерство образования Омской области, л.с. 04522000080) 644002, <...>, ИНН <***>, КПП 550301001, ОКТМО 52701000000, наименование банка получателя: Отделение Омск г. Омск, БИК 045209001, р.сч. 40101810100000010000, КБК 01011601193010000140.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанция об оплате административного штрафа должна быть представлена в канцелярию Октябрьского районного суда г. Омска не позднее следующего рабочего дня, следующего за последним днем для уплаты штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Октябрьский районный суд г. Омска.

Судья ___________ Т.Г. Глазкова