ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-280/2013 от 14.11.2013 Матвеево-курганского районного суда (Ростовская область)

Дело №5-280/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

14 ноября 2013г. п. Матвеев Курган

Судья Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области Гриценко Н.В.,

с участием начальника отделения административных расследований таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни ФИО5,

рассмотрев поступившее из Таганрогской таможни дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика ТОО «Trans Solutions Almaty» юридический адрес: <адрес>, бизнес – идентификационный номер №, регистрационный номер №, раcчетный счет № в АО "___", <адрес>.

У С Т А Н О В И Л:

15.08.2013г. в 19 час 45 минут на т/п МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни на площадку прибытия товаров и транспортных средств, на таможенную территорию Таможенного союза прибыл грузовой состав транспортных средств - а/м <данные изъяты> р/н №, прицеп <данные изъяты>, р/н №, под управлением водителя фирмы ТОО «Trans Solutions Almaty»- гражданина Республики <данные изъяты> ФИО1, осуществляющего международную перевозку грузов из <адрес> в <адрес> по книжке CARNET TIR XW №.

Для регистрации сообщения о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза № 10319060/150813/0007041/001 водителем указанного состава транспортных средств ФИО1 в таможенный орган были поданы следующие документы: книжка CARNET TIR XW №, CMR №, упаковочный лист от 05.08.2013г.; инвойс № от 05.08.2013г., талон контроля при въезде № от 15.08.2013г., регистрационные документы на указанные транспортные средства.

В целях таможенного контроля указанного состава транспортных средств, прибывшего на таможенную территорию Таможенного Союза, был произведен таможенный осмотр (акт таможенного осмотра №10319060/150813/000121) с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (далее - МИДК) HVC Mobile 5586, р/н E 396 MA 161 rus. При анализе полученного рентгенографического изображения и сопоставлении представленных товаросопроводительных документов оператором анализа изображения было выявлено подозрение на возможные нарушения таможенного законодательства ТС, т.е. наличие товара, не заявленного в товаросопроводительных документах.

На основании сведений, установленных актом таможенного осмотра №10319060/150813/000121, были проведены таможенные досмотры (акты таможенных досмотров №10319060/160813/000123, №10319060/170813/000123). В результате таможенных досмотров выявлено, что в обозначенном оператором ИДК месте (метка №1) в грузовом отделении полуприцепа обнаружены товары, не указанные в товаросопроводительных документах, а именно:

1.      морозильные камеры вертикальной загрузки в количестве 36 штук с маркировкой «SIMFER, made in PRC, DD 120, 120L FREZER/DERIN, DONDURUCU, A+ENERJI» весом брутто 1065,6 кг;

2.      двухкамерные холодильники горизонтальной загрузки в количестве 10 штук, с маркировкой «SIMFER, made in PRC, BZ 2507, DOUBLE DOOR REFRIGERATOR, A+ENERJI», весом брутто 440 кг.

Сведения о наименовании данных товаров отсутствовали в представленных перевозчиком в таможенный орган товаросопроводительных документах CARNET TIR XW №, CMR №, инвойсе № от 05.08.2013г., упаковочном листе от 05.08.2013г.

Представитель ТОО «Trans Solution Almaty», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Часть 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Частью 2 статьи 1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС) предусмотрено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 151 ТК ТС местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.

В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" далее (Закон о таможенном регулировании), отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Закона о таможенном регулировании и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о таможенном регулировании ввозом товаров в Российскую Федерацию является фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом о таможенном регулировании.

В соответствии с ч. 1 ст. 193 Закона о таможенном регулировании ввоз товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, указанных в статье 156 Таможенного кодекса Таможенного союза, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, во время работы таможенных органов.

В силу ст. 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Статьей 159 ТК ТС предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

- документы на транспортное средство международной перевозки;

- транспортные (перевозочные) документы;

- документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

- о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

- наименование и адрес перевозчика товаров;

- наименование страны отправления и страны назначения товаров;

- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

- о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

- о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Согласно письму (вх.№19.5-01/00512 от 17.09.2013г.) получателя товара ФИО2 <адрес>, между ним и фирмой "___" (<адрес>) существует устный договор на поставку товаров на консигнации в Республику <данные изъяты>. По имеющейся устной договоренности фирма "___", <адрес>) должна была отгрузить в адрес ФИО2 в зафрахтованное им транспортное средство - а/м <данные изъяты>, р/н №, прицеп <данные изъяты>, р/н №, товар - духовые шкафы, кухонные печки, вытяжки и подставки для телевизоров в количестве 642 грузовых места. По какой причине фирма "___" <адрес> отгрузила в его адрес 36 морозильных камер и 10 двухкамерных холодильников, ФИО2 не известно.

В силу п. 19 ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 8 КДПГ при принятии груза транспортер обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их разметки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет возможности проверить правильность указаний, он должен сделать обоснованные оговорки в накладной, а также мотивировать все вероятные оговорки относительно груза и его упаковки. Причем эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если тот определенно не указал в накладной, что он их принимает. Вместе с тем ст.11 Конвенции указывает, что отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.

Нарушение обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем или получателем товара, с другой стороны, о представлении достоверных сведений о перевозке, не может повлиять на выполнение обязанностей перевозчика перед таможенными органами Российской Федерации, в том числе сообщать таможенному органу достоверные сведения о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков, весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, количестве грузовых мест.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность.

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действия перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по договорам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года).

Отсутствие таких оговорок свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства.

Согласно заключению эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону № 05-01-2013/1842 от 23.09.2013г., общая рыночная стоимость партии товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно морозильников бытовых электрических SIMFER DD 120L в количестве 36 штук, холодильников бытовых электрических SIMFER BZ 2507 в количестве 10 штук, по состоянию на 15.08.2013г. составила 448 968,32 рублей.

Тем самым перевозчиком ТОО «Trans Solution Almaty» были нарушены положения ст. 159 ТК ТС и совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России, что подтверждается следующими доказательствами: копией книжки CARNET TIR XW №/; копией CMR №; копией инвойса № от 05.08.2013г.; копией упаковочного листа от 05.08.2013г.; актами таможенного досмотра №10319060/160813/000123, №10319060/170813/000123; письмами ТОО «Trans Solution Almaty» от 22.08.2013 №66/08, от 11.09.2013г. №72/09; протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 26.08.2013г.; протоколом опроса водителя ТОО «Trans Solution Almaty» ФИО1 от 26.08.2013г.; письмом получателя товара ФИО2 от 17.09.2013г.; протоколом опроса ФИО3 от 03.09.2013г.; протоколом опроса ФИО4 от 04.09.2013г.; заключением эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону № 05-01-2013/1842 от 23.09.2013г.

Из материалов дела следует, что представитель перевозчика ТОО «Trans Solution Almaty» водитель ФИО1 во время проведения погрузки присутствовал лично, производил пересчет грузовых мест и их распределение в грузовом отсеке. На момент загрузки он не знал о количестве грузовых мест и характере груза, который должен был быть указан в товаросопроводительных документах, т.к. не имел этих документов на руках. После погрузки товара в транспортное средство он выехал с территории фабрики и направился в порт, из которого на пароме направился в <адрес>. В порту прибытия <адрес> сотрудник таможни <адрес> передал ему комплект документов, необходимых для международной перевозки товара. ФИО1 в товарно-транспортных документах номера машины и прицепа, а также количество и наименования товара не сверял.

Согласно информации, полученной от ТОО «Trans Solution Almaty», загруженные в а/м <данные изъяты>, р/н №, прицеп <данные изъяты>, р/н № коробки были маркированы на турецком языке, поэтому идентификация содержимого без вскрытия коробок была невозможна и не проводилась. Оговорки в товарно-транспортные документы не вносились. Водитель ФИО1 впервые осуществлял международную перевозку, его неопытность привела к тому, что таможенному органу были предоставлены недостоверные сведения о перевозимом грузе.

С учетом ст. 3 Конвенции о договоре международной перевозки грузов, КДПГ 1956 года перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.

Тот факт, что водитель ФИО1 своевременно не обнаружил наличие в грузовых местах товар – морозильные камеры и двухкамерные холодильники, не освобождает перевозчика ТОО «Trans Solution Almaty» от обязанности установить точное наименование всех принятых к перевозке товаров, проверить товаротранспортные документы на соответствие указанных в них сведений фактическим и сообщить таможенному органу Таможенного союза достоверные сведения о наименовании всех перевозимых товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

Перевозчиком ТОО «Trans Solution Almaty» не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ТОО «Trans Solution Almaty» избежать нарушения таможенного законодательства.

Кроме того, перевозчик ТОО «Trans Solution Almaty» допустил загрузку товаров в а/м при отсутствии товарно-транспортных документов, что не позволило своевременно осуществить проверку соответствия фактически загруженного товара и сверить фактическое наименование товаров со сведениями, указанными в товарно-транспортных документах, что позволило бы выявить товар – морозильные камеры и двухкамерные холодильники, не указанные в упаковочном листе от 05.08.2013г., инвойсе № от 05.08.2013г., CRM №; CARNET TIR №.

Таким образом, перевозчиком ТОО «Trans Solution Almaty» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, хотя возможность для этого имелась.

Действия ТОО «Trans Solution Almaty» правильно квалифицированы по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ по признаку «сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза».

Разрешая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, наличие смягчающего обстоятельства, которым признается совершение правонарушения впервые, поэтому, учитывая изложенное, а также характер допущенного нарушения, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, как того требует ст. 3.1 КоАП РФ, полагает, что ТОО «Trans Solution Almaty» необходимо назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ТОО «Trans Solution Almaty» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения - морозильники бытовые электрические SIMFER DD 120L в количестве 36 штук и холодильники бытовые электрические SIMFER BZ 2507 в количестве 10 штук, находящиеся на хранении в ПЗТК (бокс углубленного досмотра) т/п МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни (<адрес>), - конфисковать.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево- Курганский районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья Н.В. Гриценко