ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-28/19 от 27.06.2019 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Дело №5-28/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 июня 2019 года г.Цимлянск

Судья Цимлянского районного суда Ростовской области Карапуз М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Россия, проживающего по адресу: <адрес>, по ст. 9.22 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.03.2019 и представленных материалов, в ходе проведения административного расследования и рассмотрения документов, представленных Гарантирующим поставщиком и сетевой компанией АО «ДОНЭНЕРГО» государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору ФИО2 в отношении должностного лица – директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 установлено:

В адрес Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило заявление Гарантирующего поставщика -ЦЭ от 15.01.2019, вх. от 22.01.2019 о незаконном возобновлении АО «ДОНЭНЕРГО» подачи электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина» без устранения оснований для введения ограничения режима потребления и несоответствии данных действий должностного лица АО «ДОНЭНЕРГО» требованиям п. 46 ОПФРР, а также требованиям п. 19 Правил ограничения.

п. 46 ОПФРР - «При заключении договора энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, по предыдущему договору энергоснабжения электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены указанного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии»;

п. 19 Правил ограничения, абзац 1 - «Возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления», абзац 7 - «В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения - «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения, в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности)», под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения.

Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

При определении должностного лица АО «ДОНЭНЕРГО» и его соответствия установленному критерию, учитываются данные :

Наличие факта возобновления АО «ДОНЭНЕРГО» подачи электроэнергии на электроустановки потребителя без устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления и получения уведомления от Гарантирующего поставщика.

Наличие задолженности потребителя перед Гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.

Документами, определяющими должностное лицо являются: Приказ АО «ДОНЭНЕРГО» от 16.04.2018 «О распределении функциональных обязанностей между руководством филиалов акционерного общества «ДОНЭНЕРГО», Положение о филиале АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС от 13.07.2017 , Приказ о приеме работника на работу на должность директора филиала от 31.12.2014 -Л, письмо АО «ДОНЭНЕРГО» от 05.02.2019 .

Документами, свидетельствующими о факте возобновления подачи электроэнергии на электроустановки потребителя, являются: письмо АО «Донэнерго» в адрес ОАО «Цимлянские вина» от 19.10.2018 , письмо ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 , письмо ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 26.11.2018 , акты АО «Донэнерго» проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора (средства) учёта электрической энергии от 15.11.2018 и с указанием факта подачи электроэнергии на электроустановки потребителя 15.11.2018 (по распоряжению ).

Документами, свидетельствующими о наличии задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), является Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2019 по делу № А53-39493/2018 и акт сверки взаимных расчетов за 9 месяцев 2018 года, предоставленные Гарантирующим поставщиком ООО «Центрэнерго».

Заявление Гарантирующего поставщика -ЦЭ от 15.01.2019 послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, проведении административного расследования с последующей передачей данного дела в Цимлянский районный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Директор филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.112), в суд не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, в связи с чем, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с ч.2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предоставил письменные пояснения по делу об административном правонарушении (л.д.79-84), согласно которым указал следующее: с 06.03.2019г. он переведен с должности директора филиала ВМЭС на должность заместителя директора по общим вопросам филиала ВМЭС АО «Донэнерго». В его функции не входит решение производственно-хозяйственных вопросов, касающихся осуществления руководства текущей деятельности филиала, в том числе по вопросам ограничения режима потребления электроэнергии. Он считает, что на момент возбуждения и рассмотрения административного производства, он не мог быть признан надлежащим субъектом административного производства по п. 2 ст. 9.22 КоАП РФ. Ранее к административной ответственности по п.2 ст. 9.22 КоАП РФ не привлекался. При решении вопроса о возобновлении подачи электроэнергии ОАО «Цимлянские вина» он вынужден учитывать указания руководящего состава Аппарата управления АО «Донэнерго». Кроме того, потребитель ОАО «Цимлянские вина» не использовал свои возможности по обжалованию действий гарантирующего поставщика и сетевой компании в судебном порядке, а использовал рычаги административного воздействия, в том числе обращаясь в Министерство топлива и энергетики Ростовской области. Материальный ущерб никакой из заинтересованных сторон в результате возобновления подачи электроэнергии потребителю ОАО «Цимлянские вина» не был причинен. Рассмотрение административного производства при его возбуждении Государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору было проведено неполно. К рассмотрению заявления ООО «Центрэнерго» (Гарантирующего поставщика) -ЦЭ от 15.01.19г не были привлечены другие заинтересованные лица, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», действующий гарантирующий поставщик, ОАО «Цимлянские вина», потребитель. Он считает, это имеет существенное значение по следующим причинам. Основанием по введению ограничения режима потребления электрической энергии ОАО «Цимлянские вина» явилась неоплата долга, взысканного по решению Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.19 по делу №А53-39493/18, принятого в пользу ООО «Центрэнерго». Поставщиком был неверно выбран способ защиты своего права не соответствующий статусу потребителя на момент введения ограничительных мер. (уведомление от 31.08.18г ). Определением Арбитражного суда Ростовской области по делу №А53-35814/2017 от 18.07.18г по делу о несостоятельности (банкротстве) введена процедура наблюдения в отношении ОАО «Цимлянские вина». Считает, что в указанной ситуации имеется правовая коллизия между исполнением Закона РФ «Об электроэнергетике» №135-Ф3 от 26.03.2003г. и Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 195-ФЗ от 30.12.2001г. При этом приоритет имеют нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство). ООО «Центрэнерго», как кредитор, должно было в соответствии со ст. 71 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №195-ФЗ от 30.12.2001г. направить свое требование временному управляющему для включения в реестр кредиторов в сроки, указанные в объявлении, опубликованном на сайте Издания Коммерсант ( от 28.07.18г. 03.09.18г. было получено АО «Донэнерго» уведомление от 31.08.18г. от ООО «Центрэнерго» о введении ограничения режима потребления электрической энергии. 31.10.18 года публичный договор энергоснабжения ЭС-15 от 01.11.15г, заключенный между ООО «Центрэнерго» и ОАО «Цимлянские вина» был расторгнут по инициативе ООО «Центрэнерго». При таких обстоятельствах, считает, что ООО «Центрэнерго» злоупотребило своим правом, что противоречит ст. 8 ГК РФ. По сути, действия АО «Донэнерго» по возобновлению подачи электроэнергии потребителю ОАО «Цимлянские вина» явились приведением правового положения потребителя в соответствии с требованиями законодательства о несостоятельности (банкротстве). 30.09.2014 между АО «Донэнерго» и ООО «Центрэнерго» был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) ОПЭ (далее - Договор) предмет которого являлось оказание Исполнителем (АО «Донэнерго») услуги по передаче электрической энергии Заказчика (ООО «Центрэнерго»), путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей. ООО «Центрэнерго» 03.09.2018 направило в адрес АО «Донэнерго» уведомление о введении с 13.09.2018 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ОАО «Цимлянские вина» на основании абз. 2 пп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила ограничения). Во исполнение уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии, 13.09.2018 АО «Донэнерго» произвело введение полного режима ограничения потребления электрической энергии в отношении ОАО «Цимлянские вина». 01.10.2018 в адрес АО «Донэнерго» поступило уведомление ООО «Центрэнерго» о расторжении Договора в связи с расторжением договора энергоснабжения от 01.11.2015 ЭС-15, заключенного между ООО «Центрэнерго» и ОАО «Цимлянские вина». 04.10.2018 между АО «Донэнерго» и ООО «Центрэнерго», также было заключено соглашение о расторжении Договора с 31.10.2018. Согласно ч. а) п. 4 Правил ограничения, ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения. С учетом изложенного, следует констатировать, что договорные правоотношения сторон между АО «Донэнерго» и ООО «Центрэнерго» прекращены с 31.10.2018. В виду расторжения вышеуказанных договоров, в целях недопущения бездоговорного потребления электрической энергии, 19.10.2018 АО «Донэнерго» направило в адрес ОАО «Цимлянские вина» письмо о необходимости заключить договор, обеспечивающий продажу (поставку) электрической энергии. 15.11.2018 в адрес АО «Донэнерго» поступило уведомление о заключении договора энергоснабжения между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ОАО «Цимлянские вина» с периодом действия с 15.11.2018 по 30.11.2018, а также о необходимости подачи напряжения электрической энергии на объекты потребителя (ОАО «Цимлянские вина»). В соответствии с поступившей от ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заявкой, 15.11.2018 АО «Донэнерго» произвело подачу электрической энергии на энергопринимающие устройства ОАО «Цимлянские вина». Также, 26.11.2018 в адрес АО «Донэнерго» поступило уведомление ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о включении с 01.12.2018 в договор энергоснабжения ООО «Региональная сбытовая компания» от 01.08.2018 точек поставки электрической энергии ОАО «Цимлянские вина». Таким образом, сетевая компания АО «Донэнерго» выполнила заявку гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о подаче электрической энергии. При этом, согласно п.46 Постановления Правительства РФ №442, на сетевую компанию не возложена обязанность контроля вступления в силу договорных отношений потребителя при заключении договора с новым гарантирующим поставщиком. На основании вышеизложенного, с учетом требований Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», Основных положений регулирования розничных рынков, утв. Постановлением Правительства № 442, он считает, что в его действиях состав административного правонарушения отсутствует.

Государственный инспектор Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство (л.д.110-111), согласно которому просит суд провести рассмотрение дела № 5-28/2019 в отношении должностного лица, директора филиала ВМЭС АО «Донэнерго» ФИО1 по ст. 9.22 ч. 2 КоАП РФ, назначенное на 27.06.2019, без его участия. Позиция Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в отношении данного дела изложена в протоколе от 11.03.2019 , а именно: Директор филиала ВМЭС АО «Донэнерго» ФИО1, в период действия своих полномочий, своими действиями нарушил требования, предъявляемые в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии: возобновил подачу электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина», в отношении которых введено полное ограничение режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения, без устранения оснований для введения ограничения режима потребления, без устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии. Ограничение режима потребления ОАО «Цимлянские вина» введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления в этом случае понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения - Гарантирующего поставщика. В этом усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод», часть 2 - «Невыполнение сетевой организацией обязанной осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии».

Суд, изучив обстоятельства дела и представленные материалы, позицию участников процесса, находит, что вина должностного лица – директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана полностью и подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 11.03.2019 (л.д.7-13), составленным государственным инспектором Волгодонского территориального отдела по государственному энергетическому надзору ФИО2, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, а указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявлением о совершении административного правонарушения и привлечении виновного к административной ответственности от 15.01.2019 -ЦЭ (л.д. 16-19);

- уведомлением о расторжении договора энергоснабжения ЭС-15 от 01.11.2015 в одностороннем порядке от 12.09.2018 (л.д.22);

- уведомлениями о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ОАО «Цимлянские вина» от 31.08.2018 -ЦЭ, -ЦЭ (л.д.23-24, 25-26);

- актом ограничения режима потребления электрической энергии от 13.09.2018 (л.д.27-28);

- актом ограничения режима потребления электрической энергии от 13.09.2018 (л.д.29-30);

- письмом АО «ДОНЭНЕРГО» в адрес ОАО «Цимлянские вина» от 19.10.2018 (л.д.33);

- письмом ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 (л.д.34);

- письмом ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 26.11.2018 (л.д.35);

- актами АО «ДОНЭНЕРГО» проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора (средства) учёта электрической энергии от 15.11.2018 , с указанием факта подачи электроэнергии на электроустановки потребителя 15.11.2019 (по распоряжению ) (л.д.36-37, 38-39);

- решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2019 по делу № А53-39493/2018 (л.д.40-46);

- актом сверки взаимных расчетов за период: 9 месяцев 2018 года (л.д.47).

Изложенные доказательства суд считает допустимыми и достаточными для установления вины директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает, что факт совершения правонарушения установлен, как и установлена вина директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность по части 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии.

Данный порядок предусмотрен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно пункту 9 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемое исполнителю (субисполнителю) инициатором введения ограничения, должно содержать следующую информацию: основание введения ограничения режима потребления; информацию об уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления, а в случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил, также информация об уведомлении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; информацию о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 Правил, с указанием контактной информации потребителя; информацию, содержащуюся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления.

Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования и рассмотрении имеющихся документов выявлено, что должностное лицо АО «ДОНЭНЕРГО» - директор филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС, в период действия своих полномочий, своими действиями нарушил требования, предъявляемые в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно:

п. 46. ОПФРР и п. 19 абзац 1, абзац 7 Правил ограничения - возобновлена подача электрической энергии на электроустановки потребителя при заключении нового договора энергоснабжения ОАО «Цимлянские вина», в отношении которых введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии по предыдущему договору энергоснабжения, ранее даты и времени отмены указанного ограничения режима потребления, без устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения указанного ограничения режима потребления электрической энергии. (В рассматриваемом случае ограничение режима потребления ОАО «Цимлянские вина» введено, в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения - Гарантирующего поставщика. Возобновление подачи электрической энергии в этом случае также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении. Данных о поступлении денежных средств или о заключении таких соглашений от Гарантирующего поставщика не поступало);

п. 12 абзац 2, абзац 3, абзац 4, п. 12(4), п. 12(5) Правил ограничения - не осуществлял контроль соблюдения потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления (данное ограничение режима потребления осуществлено потребителем самостоятельно и не вводилось с объектов электросетевого хозяйства АО «ДОНЭНЕРГО»), путем проведения проверок введенного ограничения режима потребления, не реже чем один раз в 30 дней, при этом первая проверка не осуществлена в срок, не превышающий 10 дней после дня введения полного ограничения режима потребления, указанного в уведомлении о введении ограничения режима потребления энергопринимающих устройств ОАО «Цимлянские вина», по итогам осуществления проверки введенного ограничения режима потребления исполнителем не составлялся акт проверки, не направлялось потребителю уведомление о необходимости обеспечения доступа, содержащее дату и время проведения проверки введенного ограничения режима потребления;

п. 19 абзац 4 Правил ограничения - подача электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина» осуществлена АО «ДОНЭНЕРГО» без получения в установленном порядке от Гарантирующего поставщика уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления, уведомление о возобновлении подачи электрической энергии от Гарантирующего поставщика в адрес АО «ДОНЭНЕРГО» не поступало;

п. 19(1) Правил ограничения - АО «ДОНЭНЕРГО» при возобновлении подачи электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина» не составлен акт о возобновлении подачи электрической энергии, содержащий необходимую информацию;

п. 28 Правил ограничения – не введено незамедлительно полное ограничение режима потребления в отношении энергопринимающих устройств ОАО «Цимлянские вина», в связи с нарушением потребителем режима полного ограничения режима потребления, при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения указанного ограничения режима потребления и не уведомлен инициатор введения ограничения о факте вфявления нарушения потребителем полного ограничения режима потребления.

Судом установлено и как следует из представленных материалов 01.11.2015 между ООО «Центрэнерго» - энергосбытовая организация и ОАО «Цимлянские вина» - потребителем был заключен договор энергоснабжения ЭС-15 по условиям которого ООО «Центрэнерго» обязалось осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения, а ОАО «Цимлянские вина» обязалось оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное, из чего следует приоритет в регламентации отношений по снабжению электрической энергии специального (в том числе и подзаконного) регулирования по отношению к соответствующим нормам ГК РФ.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает ст. 1 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии со статьей 37 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках, правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров, определяются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, которые были утверждены постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012.

Из содержания пунктов 55, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что в рамках договора энергоснабжения энергосбытовая организация обязана урегулировать отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Между ООО «Центрэнерго» и АО «ДОНЭНЕРГО» был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) ОПЭ от 30.09.2014.

Пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые предусматривают наличие обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, порядок введения ограничений и возмещения убытков, возникших в связи с введением ограничений.

Подпунктом «б» пункта 2 данных Правил определено, что ограничение режима потребления электрической энергии (далее также ограничение) вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил в случае неисполнения обязательств по оплате ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным предварительным письменным уведомлением потребителя, которое направляется не позднее чем за 10 дней до даты введения ограничения режима потребления и должно содержать, в частности: размер задолженности; дату предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем. Из содержания пункта 6 Правил следует, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится на основании письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, которое, в силу пункта 8 Правил, направляется способом, согласованном в договоре.

31.08.2018 года ООО «Центрэнерго» направило в адрес ОАО «Цимлянские вина» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии (исх. -ЦЭ). В качестве основания введения ограничения режима потребления электрической энергии указан подпункт «б» пункта 2 Правил.

В соответствии с условиями заключенного договора с учетом дополнительных соглашений, ОАО «Цимлянские вина», в установленном Правилами порядке, было уведомлено о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Из содержания пункта 7 Правил следует, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления.

Согласно уведомлению -ЦЭ от 31.08.2018 ОАО «Цимлянские вина», обязано было ввести самостоятельное ограничение не позднее 12 часов 00 минут 13 сентября 2018 года. Однако, в нарушение действующих правил и условий договора, ОАО «Цимлянские вина» не осуществило самостоятельное ограничение режима потребления электрической энергии.

Из содержания раздела II Правил следует, что при не осуществлении самостоятельного ограничения ограничение вводится сетевой организацией.

31.08.2018 года ООО «Центрэнерго» направило уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ОАО «Цимлянские вина» -ЦЭ в адрес сетевой организации АО «Донэнерго», на основании которого было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии АО «Цимлянские вина» о чем были составлены акт и акт .

Выше установленные обстоятельства не оспаривались представителем лица привлекаемого к административной ответственности, вместе с тем находят свое подтверждение в представленных материалах дела об административном правонарушении.

В силу пункта 19 Правил возобновление подачи электрической энергии осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления. В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым подпункта «б» пункта 2 Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на момент его рассмотрения судом АО «Цимлянские вина» не устранило обстоятельства, послужившие основанием для введения ограничения, доказательств обратному суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что АО «Цимлянские вина» был заключен договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 01.11.2018 , действующий на период с 01 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. 15 ноября 2018 года Обществом был заключен новый договор с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 15.11.2018 сроком действия с 15 ноября 2018 года по 01 декабря 2018 года. На данный момент снабжение электрической энергией энергоустановок Общества осуществляется на основании договора энергоснабжения Р от 14.11.2018, заключенного с ООО «Региональная сбытовая компания» сроком действия с 01 декабря 2018 года.

Следует отметить, что в силу пункта 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, исполнение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, услуг по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Таким образом, как следует из материалов дела, при проведении административного расследования и рассмотрении имеющихся документов выявлено, что директор филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 в период действия своих полномочий нарушил требования, предъявляемые в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно незаконно возобновил подачу электрической энергии на электроустановки ОАО «Цимлянские вина» без устранения оснований для введения ограничения режима потребления, что является нарушением требований п. 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и требований п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, как следствие не принял все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы о том, что ФИО1 с 06.03.2019г. переведен с должности директора филиала ВМЭС АО «Донэнерго» на должность заместителя директора по общим вопросам филиала ВМЭС АО «Донэнерго», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ФИО1 присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении от 11.03.2019, в протоколе об административном правонарушении указана его должность – АО «ДОНЭНЕРГО», директор филиала ВМЭС, в графе указанные сведения подтверждаю стоит его подпись, на момент совершения административного правонарушения он являлся директором филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС, в связи с чем перевод с должности директора филиала на должность заместителя директора не освобождает ФИО1 от административной ответственности как должностного лица.

С учетом установленных и указанных выше обстоятельств, доводы жалобы относительно того, что что на момент возбуждения и рассмотрения административного производства, ФИО1 не мог быть признан надлежащим субъектом административного производства по п. 2 ст. 9.22 КоАП РФ, суд находит не состоятельными.

Доводы о том, что по сути, действия АО «Донэнерго» по возобновлению подачи электроэнергии потребителю ОАО «Цимлянские вина» явились приведением правового положения потребителя в соответствии с требованиями законодательства о несостоятельности (банкротстве), не могут быть приняты судом как основания для освобождения должностного лица от ответственности за совершенное правонарушение, поскольку являются не обоснованными, опровергаются собранными по делу доказательствами. Суду не приведено оснований не правомерности привлечения директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 к административной ответственности.

С учетом изложенного, доводы о законности возобновления снабжения электрической энергией электроустановок, и обоснованности действий должностного лица директора ФИО1 на заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации договорах энергоснабжения, а также о том, что при решении вопроса о возобновлении подачи электроэнергии ОАО «Цимлянские вина» он вынужден учитывать указания руководящего состава Аппарата управления АО «Донэнерго» и как следствие о необходимости прекращения в отношении последнего производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд находит не состоятельными. Данные доводы, равно как и иные доводы письменных пояснений также не освобождают ФИО1 как должностного лица от ответственности за совершенное им административное правонарушение.

Наряду с изложенным, суд учитывает, что соответствии с п. 21 Правил ограничения в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемые в соответствии с пунктом 19 Правил ограничения:

- приостанавливается исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

- потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в ОПФРР;

- потребление электрической энергии не может быть квалифицировано как потребление в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) по правилам пункта третьего статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (Акцепт).

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 общих положений Правил под бездоговорным потреблением электрической энергии следует понимать - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Следовательно, действия директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 правильно квалифицированы по ч.2 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии.

Санкция ч.2 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1, в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения и его общественную опасность, личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая, что директор филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекался, суд считает необходимым применить к нему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции в размере 10000 рублей.

По мнению суда, вид и размер данного наказания будет способствовать обеспечению достижения целей наказания, с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения будет являться достаточным, соразмерным и справедливым.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора филиала АО «ДОНЭНЕРГО» ВМЭС ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа: УФК по Ростовской области (Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, л/сч. 04581494530), ИНН <***>, КПП 230901001,

Счет: 401 018 103 034 9001 0007,

Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону,

БИК банка получателя: 046015001,

КБК: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, налагаемые Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»: 49811641000016000140, ОКТМО: 60712000,

Наименование платежа: ФИО1 административный штраф по постановлению суда.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Цимлянский районный суд Ростовской области.

Судья М.Ю. Карапуз