ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-291/2022 от 15.02.2022 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

дело № 5-291/2022

уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2022-000244-48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Чита

Забайкальского края,

Экспедиционный тупик, д. 4 15 февраля 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Читы Забайкальского края Огурцова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Карбушевой И.Н., рассмотрев постановление заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Хомутовой Ю.В. от 13.01.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова Зорига Баторовича, ... года рождения, уроженца ... гражданина Российской Федерации, паспорт серии ... выдан Отделением УФМС России по Читинской области в Черновском районе г. Читы 05.09.2007, код подразделения ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ...

установила:

генеральный директор ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Б. обвиняется в совершении административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, заключающегося в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Пучковская Т.Н. поддержала постановление заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Хомутовой Ю.В. от 13.01.2022 о возбуждении в отношении генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, защитник лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к административной ответственности, - Аршинова И.А., не оспаривая совершение генеральным директором ООО «Кадара Голд» Лихановым З.Б. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, просила с учётом положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Лицо, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к административной ответственности, - генеральный директор ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Б. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах своей неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении дела об административном правонарушении в своё отсутствие не просил.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, судья рассмотрела дело об административном правонарушении в отсутствие указанного неявившегося лица.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, признаётся административным правонарушением.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, являясь административным правонарушением, квалифицируются по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Как следует из постановления заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Хомутовой Ю.В. от 13.01.2022 о возбуждении в отношении генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Б. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, прокуратурой Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края на основании решения заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края Хомутовой Ю.В. от 24.11.2021 о проведении проверки совместно со старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 2 Межрегионального управления Пробирной палаты России по Дальневосточному федеральному округу Черемисиной С.А. проведена документарная проверка исполнения ООО «Кадара Голд» федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в ходе которой установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.11.2021 ООО «Кадара Голд» (ИНН 75361775310, ОГРН 1197536004819), находящееся по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Романовский тракт, 75, стр. 2, пом. 3, в качестве юридического лица зарегистрировано с 15.08.2019, основным видом его деятельности является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (ОКВЭД 07.29.41), кроме того, им осуществляется торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами (ОКВЭД 46.72.23).

Генеральным директором ООО «Кадара Голд», как следует из указанной выписки, является Лиханов З.Б.

В соответствии с уведомлением от 19.08.2021 № ЮЛ7509003426 ООО «Кадара Голд» состоит на специальном учёте в Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты России по Дальневосточному федеральному округу как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Между ООО «Кадара Голд», действующим в качестве продавца, и ПАО «Промсвязьбанк», действующим в качестве покупателя, 03.03.2021 заключен договор купли-продажи золота № 2077-03-21-03, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить золото общей химически чистой массой 30 000 граммов.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её, а по своему характеру данная операция относится к операциям по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания её совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) её регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) её регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности); сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) её регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счёт другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) её регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) её регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Дополнительные требования в рассматриваемой сфере установлены подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209, подпунктом «а» пункта 1.4, пунктами 5.1, 5.4, подпунктом «и» пункта 4.1 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», утверждённой Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110.

В нарушение приведённых требований, сведения по сделкам, подлежащим обязательному контролю, направлены ООО «Кадара Голд» с нарушением установленных сроков, что следует из следующей таблицы:

Дата операции

Сумма операции

Платёжное поручение

Необходимость информирования Росфинмониторинга

Информирование Росфинмониторинга с нарушением сроков

п/п № 1

более 600 000 руб., да

п/п №2

более 600 000 руб., да

п/п №3

более 600 000 руб., да

п/п№4

более 600 000 руб., да

п/п№5

более 600 000 руб., ла

п/п№6

более 600 000 руб., да

п/п№7

более 600 000 руб., да

п/п№8

более 600 000 руб., да

п/п№9

более 600 000 руб., да

п/п№10

более 600 000 руб., да

п/п№11

более 600 000 руб., да

п/п№13 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№ 14

более 600 000 руб., да

п/п№ 15 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№16

более 600 000 руб., да

п/п№17 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№18

более 600 000 руб., да

п/п№21 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№22

более 600 000 руб., да

п/п№23 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№24

более 600 000 руб., да

п/п№25 аванс

более 600 000 руб., да

п/п №26

более 600 000 руб., да

п/п№29 аванс

более 600 000 руб., да

п/п№ 30

более 600 000 руб., да

При этом сведения по сделке на сумму на сумму 14 503 475,74 рублей (пункт 7 таблицы) отправлены 27.07.2021, тогда как первый платеж - аванс на сумму 12 435 281,47 рублей согласно платежному поручению № 13 прошёл 20.07.2021, соответственно, сведения об операции, сумма которой равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или превышает её, необходимо представить в Росфинмониторинг в течение трёх рабочих дней, следующих за днём совершения сделки. В данном случае необходимо было отправить два разных сообщения: по операции от 20.07.2021 на сумму 12 435 281,47 руб. (аванс), по операции от 23.07.2021 на сумму 2 068 194,27 рублей (расчёт) с учётом срока отправки каждого сообщения, подлежащего обязательному контролю.

Аналогичная ситуация по всем операциям (пункты 8 – 13 таблицы) с денежными средствами, где первый платеж - аванс на сумму, превышающую 600 000 рублей, подлежащую обязательному контролю и отправке в срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме того, формализованные электронные сообщения по операциям с денежными средствами содержат недостоверные сведения в графе «Документы, являющиеся основанием совершения операции». Все сообщения содержат информацию о документе, не являющимся подтверждением совершения операции с денежными средствами, а именно, - «Акт приёма-передачи ценностей» от ОАО «Красцветмет» уполномоченному представителю ПАО «Промсвязьбанк» - сотруднику ФРУП ЦСС. В то время как подтверждающим документом в данном случае выступает платёжное поручение.

Сообщения по операциям с иным имуществом (золото в слитках) направлены с недостоверными данными об участниках операции (сделки), а именно, в сообщениях указаны роли участников как Плательщик - ПАО «Промсвязьбанк», Получатель - ООО «Кадара Голд», однако при передаче имущества Получателем выступает ПАО «Промсвязьбанк», Продавцом/Поставщиком - ООО «Кадара Голд».

Таким образом, в проверяемый период (с 01.10.2020 по 24.11.2021), ООО «Кадара Голд» в Росфинмониторинг с нарушением сроков было направлено 16 формализованных электронных сообщений в соответствии со структурой 1-ФМ об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также 44 сообщения было представлено с указанием недостоверных данных.

Приведённые обстоятельства дополнительно подтверждены справкой о результатах проверки ООО «Кадара Голд», составленной старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производство, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 2 Межрегионального управления Пробирной палаты России по Дальневосточному федеральному округу Черемисиной С.А. 20.12.2021.

По собственному признанию защитника лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к административной ответственности, - Аршиновой И.А., генеральный директор ООО «Кадара Голд» Лиханов З.Б. является его единственным работником.

Учитывая изложенное, судья полагает вину генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Б. установленной и квалифицирует его действия по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырёхсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

При назначении генеральному директору ООО «Кадара Голд» Лиханову З.Б. административного наказания судья учитывает характер совершённого им административного правонарушения, обстоятельства его совершения, объект противоправного посягательства, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, кроме того, учитывает требования пропорциональности, справедливости и соразмерности наказания, его соответствие целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также требование индивидуализации административной ответственности.

При этом обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова З.Б., предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ судьёй не установлено.

Принимая во внимание изложенное, судья полагает возможным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, назначить генеральному директору ООО «Кадара Голд» Лиханову З.Б. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, полагая, что назначением данного наказания может быть обеспечено достижение целей наказания.

Одновременно судья не усматривает оснований для замены указанного административного наказания предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, поскольку факт совершения генеральным директором ООО «Кадара Голд» Лихановым З.Б. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, выявлен не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в силу пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относится к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановила:

признать генерального директора ООО «Кадара Голд» Лиханова Зорига Баторовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

УФК по Забайкальскому краю (прокуратура Забайкальского края)

л/сч 04911866140

КПП 753601001

ИНН 7536090055

ОКТМО 76701000

кор/счёт 40102810945370000063

р/счёт 03100643000000019100

Банк: Отделение Чита Банка России//УФК по Забайкальскому краю, г. Чита

наименование платежа – «Штраф за административное правонарушение»

БИК 017601329

КБК 41511690010016000140 (для зачисления в федеральный бюджет)

идентификатор 0.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 (десяти) суток со дня получения его копии.

Судья О.В. Огурцова