ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-293/19 от 26.07.2019 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 5-293/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

26 июля 2019 года г.Брянск

Судья Фокинского районного суда г.Брянска Ляшенко Д.А., с участием представителей Брянской таможни по доверенности – ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), <...> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

19 марта 2019 года перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») к таможенному контролю должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля Фокинского таможенного поста Брянской таможни для цели получения разрешения на убытие с таможенной территории ЕАЭС в железнодорожном пункте пропуска железнодорожной станции Брянск-Льговский был представлен железнодорожный вагон , следующий от отправителя — АО <...><адрес> в адрес получателя — ЧАО <...><адрес> по товаротранспортной накладной от 13 марта 2019 года, товаросопроводительному документу от 12 марта 2019 года, счет-проформе от 13 марта 2019 года, вагонному листу на повагонную отправку от 12 марта 2019 года.

Согласно сведениям, заявленным в указанных документах, представленных для целей таможенного контроля, в железнодорожном вагоне через таможенную границу ЕАЭС перемещался товар <...> количество мест (кип) 330 шт., общим весом брутто 66330 кг. Таможенное оформление данного товара было произведено в Архангельской таможне по декларации на товары (ДТ) (согласно гр. 31 ДТ указанный товар является целлюлозой сульфатной беленой из хвойных пород древесины, бесхлорной).

19 марта 2019 года железнодорожный вагон с находящимся в нем товаром был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС, что подтверждается наличием соответствующих отметок о вывозе на ДТ и товаротранспортной накладной. После чего, 20 марта 2019 года данный вагон с товаром был возвращен железнодорожным перевозчиком ОАО «РЖД» в ЗТК станции Брянск-Льговский. Согласно представленному акту общей формы от 20 марта 2019 года, данный вагон не был принят к дальнейшей перевозке железной дорогой Украины по причине выявления коммерческой неисправности (превышения допустимой нагрузки на ось).

01 апреля 2019 года на вагонных весах «Рубин СД» железнодорожной станции Брянск-Льговский, имеющих свидетельство о поверке , действительное до 08 ноября 2019 года, под таможенным наблюдением было произведено взвешивание товара в железнодорожном вагоне , в результате которого установлено, что фактический вес находящегося в нем товара <...> в количестве 330 мест (кип) составил 67195 кг., что превышает вес, заявленный в вагонной ведомости к товаротранспортной накладной от 13 марта 2019 года, на 865 кг.

Таким образом, перевозчик ОАО «РЖД» в нарушение требований п.1 ст.89, п.п.1 и 2 ст.92 ТК ЕАЭС сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товара «Целлюлоза сульфатная беленая из хвойных пород древесины бесхлорная», перевозка которого производилась в железнодорожном вагоне , путем представления таможенному органу недействительных документов — товаротранспортной накладной от 13 марта 2019 года, товаросопроводительного документа от 12 марта 2019 года, вагонного листа на повагонную отправку от 12 марта 2019 года.

Представители Брянской таможни по доверенности ФИО1, ФИО2 в судебном заседании обстоятельства административного правонарушения, изложенные в составленном в отношении ОАО «РЖД» протоколе, подтвердили в полном объеме, указали на наличие доказательств совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, поскольку перевозчик имел как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемого им вагона и правильности составленных товаросопроводительных документов, что не было сделано. В данном случае ответственность по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ несет именно перевозчик – ОАО «РЖД». С учетом обстоятельств совершенного правонарушения и стоимости предмета административного правонарушения, фактического признания вины, полагали возможным назначить ОАО «РЖД» административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ОАО «РЖД» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом и заблаговременно, представитель указанного юридического лица в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

С учетом изложенного считаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя ОАО «РЖД».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из п.26 ст.2 ТК ЕАЭС, перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Согласно требованиям п.1 ст.89, п.п.1 и 2 ст.92 ТК ЕАЭС, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, а именно - передаточную ведомость на подвижной состав либо иные документы, допускающие их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также сообщить достоверные сведения, в том числе, о наименовании и весе перемещаемых товаров.

В силу изложенного, именно на перевозчика груза возложена обязанность о предоставлении достоверных сведений на перемещаемый за пределы ЕАЭС товар.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В этой связи учитываю, что с 01 ноября 1951 года введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее — СМГС). Этим соглашением устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 СМГС. Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран-участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог-участниц соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (ст.2 СМГС).

Согласно параграфу 1 ст.23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

В соответствии со ст.29 СГМТ, перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной.

В силу ст.27 Федерального закона от 10 мая 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

В соответствии со ст.18 этого Федерального закона, перевозчик вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам.

Таким образом, перевозчик, в данном случае – ОАО «РЖД», был вправе проверять состояние груза, прибывшего в исправном транспортном средстве при отсутствии следов доступа, однако, от этого уклонился и необходимых мер по представлению для осуществления таможенного контроля надлежаще оформленного груза и достоверных сведений в отношении него, в том числе, о количестве грузовых мест, наименовании и весе перемещаемых товаров, не принял, в связи с чем предоставил в таможенный орган для таможенного оформления и контроля товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, а также товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о перемещаемом товаре.

В связи с изложенным полагаю, что ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, предусматривающее административную ответственность юридического лица за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

При этом, согласно примечанию 2 к ст.16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются документы, в том числе, содержащие недостоверные сведения.

Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, помимо показаний участвующих в судебном заседании лиц, подтверждается:

- докладной запиской от 08 апреля 2019 года дз, содержащей информацию о выявлении признаков административного правонарушения;

- копией товаротранспортной накладной от 13 марта 2019 года;

- копией товаросопроводительного документа от 12 марта 2019 года;

- копией счет-проформы от 13 марта 2019 года;

- копией вагонного листа на повагонную отправку от 12 марта 2019 года;

- копией ДТ ;

- копией письма ж/д станции Брянск-Льговский от 20 марта 2019 года ;

- копией акта общей формы от 20 марта 2019 года;

- копией акта таможенного наблюдения от 01 апреля 2019 года;

- копией результатов измерения веса состава в динамике от 01 апреля 2019 года;

- копией акта таможенного досмотра от 04 апреля 2019 года;

- протоколом опроса свидетеля ФИО4 от 23 апреля 2019 года

- протоколом опроса свидетеля ФИО5 от 23 апреля 2019года;

- протоколом опроса свидетеля ФИО6 от 07 июня 2019 года;

- протоколом опроса свидетеля ФИО7 от 07 июня 2019 года;

- протоколом опроса свидетеля ФИО8 от 08 июня 2019 года;

- протоколом опроса свидетеля ФИО9 от 09 июня 2019 года.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывают.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, доказана.

Действия ОАО «РЖД» квалифицируются по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в силу п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения, так как ОАО «РЖД» совершило рассматриваемое административное правонарушение, будучи подвергнутым наказанию за совершение однородных административных правонарушений в области таможенного дела.

При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего и отягчающего административную ответственность обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на правонарушителя, и прихожу к выводу о необходимости назначения ОАО «РЖД» административного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации в собственность Российской Федерации товара, явившегося предметом административного правонарушения, – целлюлозы сульфатной беленой из хвойных пород древесины бесхлорной общим весом брутто 865 килограммов.

Постановление может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Д.А. Ляшенко