П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Мостовской «29» июля 2020 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Селюдеевой О.Г.,
при секретаре Шульгиной Н.Н.,
с участием главного инспектора
Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1,
рассмотрев поступившие из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края материалы в отношении должностного лица-начальника районного управления образованием администрации муниципального образования Мостовский район ФИО2, <персональные данные>
УСТАНОВИЛ:
17.07.2020 в Мостовской районный суд из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника районного управления образованием администрации муниципального образования Мостовский район ФИО3 Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1.31 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2019 год в период с 12.08.2019 по 30.04.2019 проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности получения и использования в 2016-2018 годах (и при необходимости в других периодах)бюджетных средств частными дошкольными образовательными и частными общеобразовательными организациями (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края».
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон РФ об образовании) к полномочиям субъектов РФ отнесены вопросы финансового обеспечения получения образования в частных дошкольных образовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставлении им субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно статьям 1,2 Закона Краснодарского края от 03.03.2010 №1911-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования»вышеуказанные полномочия переданы с краевого на муниципальный уровень и реализуются за счет краевых субвенций.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.03.2014 №186 утвержден «Порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов)Краснодарского края на осуществление государственных полномочий в области образования».Согласно п.3.1 Порядка субвенции расходуются муниципальными образованиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края.
В целях финансового обеспечения исполнения переданных полномочий министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее- министерство образования) муниципальному образованию Мостовский район на основании Соглашений от 15.01.2016 №28/4, от 09.01.2017 №28/4, от 09.01.2018 №28/4, от 09.01.2019 №28/4, от 30.01.2020 №28/4 предоставлены средства краевого бюджета, в частности на 2016 год-5 627 800,0 рублей;2017-5 594 400,0 рублей;2018-5 625 200,0 рублей;2019-5 673 400,0 рублей и 2020-5 593 400,0 рублей. Функции по исполнению соглашений возложены на Районное управление образованием администрации МО Мостовский район (пункт 1 Соглашений 28/4 на 2016-2018 годы, пункт4 Соглашений 28/4 на 2019-2020 годы).
В соответствии со статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется муниципальным образованием в соответствии с Порядком, принятым для этих целей, который в свою очередь должен содержать общие требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг» и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 №541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными)учреждениями» (далее- Общие требования, Постановления Правительства №887,№541), а именно: Общие положения (цели предоставления субсидий, категории и критерии отбора получателей с указанием способов и порядка отбора); Условия и порядок предоставления субсидий (перечень документов предоставляемых получателем, порядок и сроки рассмотрения документов, основания для отказа в предоставлении субсидий, порядок расчета размера субсидии, требования которым должны соответствовать получатели и пр.);Требования к отчетности; Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий предоставления субсидий, ответственности за их нарушение и другие.
Однако проверкой установлено, что в нарушение ст.ст.78,78.1 БК РФ Постановлений Правительства №887, №541, постановления администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2014 №186, условий Соглашений с министерством образования от 15.01.2016 №28/4, от 09.01.2017 №28/4, от 09.01.2018 №28/4, от 09.01.2019 №28/4, от 30.01.2020 №28/4 Районное управление образованием заключило Соглашения от 18.01.2016 №1-1ф, от 10.01.2017 №1-1ф, от 27.07.2018 №1-1ф, от 10.01.2019 №1-1ф, от 09.01.2020 №1-1ф и предоставило краевые бюджетные средства частной общеобразовательной организации «Фавор» в отсутствии утвержденного Порядка. Кроме того, субсидии предоставлялись без соответствующей заявки (обращения)Учреждения, тогда как согласно вышеуказанным положениям БК РФ и Постановлениям Правительства №887, №541 предоставление субсидий частным организациям носит заявительный характер и предоставляются только после подтверждения претендента о соответствии установленным требованиям, а в случае несоответствия принимают решение об отказе в субсидировании.
Кроме того, согласно условиям Соглашений, заключенных с частной школой «Фавор», Районное управление образованием авансировало Учреждение, то есть предоставляло субсидии не на возмещение затрат, как предусмотрено ст.8 Закона РФ об образовании и ст.1 Закона №1911-КЗ, а на обеспечение деятельности как муниципальным учреждениям.
Объем краевых средств, перечисленных частной образовательной организации «Фавор», составил: в 2016 году-5 627 800,0 рублей;2017-5 594 400,0 рублей;2018-5 625 200,0 рублей;2019-5 673 400,0 рублей. В 2020 году на момент формирования отчета о результатах проверки (30.04.2020)-1 814 600,0 рублей.
Таким образом, Районное управление образованием, являясь главным распорядителем бюджетных средств и осуществляя функции исполнителя соглашения о предоставлении краевых субвенций, заключив соглашение и перечислив частной образовательной организации «Фавор» субсидии в отсутствие утвержденного муниципального Порядка, регламентирующего предоставление бюджетных средств частным образовательным организациям, нарушило условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Только 16.03.2020 постановлением администрации муниципального образования Мостовский район №212 утвержден Порядок и условия предоставлений субсидий в целях возмещения затрат частных образовательных организаций.
Распоряжением администрации муниципального образования Мостовский район от 17.07.2018 №340-л начальником Районного управления образованием назначен ФИО2. В соответствии с Должностной инструкцией начальник Районного управления образованием обязан вносить в установленном порядке на рассмотрение главы муниципального образования проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию управления образованием, осуществлять правовое регулирование в подведомственных сферах, организовывать работу по контролю за исполнением Закона РФ об образовании, федеральных, краевых и районных нормативных правовых актов. Начальник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
По результатам проведенного мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении № -56 П/2018 от 13.07.2020 года, согласно которому установлен факт события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, что в нарушение ст.ст.78,78.1 БК РФ, Постановлений Правительства РФ №887, №541, постановления главы администрации (губернатора)Краснодарского края от 21.03.2014 №186, условий Соглашений от 09.01.2019 №28/4 и от 30.01.2020 №28/4 о предоставлении субвенций, в период с 16.07.2019 по 16.03.2020, в рабочее время с 9-00 часов до 18-00 часов, в помещении Районного управления образованием по адресу:352570, Краснодарский край, Мостовский район, пгт.Мостовской, ул.Горького, д.139 должностным лицом-начальником Районного управления образованием ФИО2 межбюджетные трансферты из краевого бюджета в сумме 3 352 600,0 рублей использованы с нарушением условий их предоставления.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении –ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен.
Представитель контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1
доводы протокола поддержал, указав, что считает возможным применить в отношении ФИО4 административное наказание в виде административного штрафа, размер которого оставляет на усмотрение суда.
Заслушав лицо, участвующее в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, должностным лицом - начальником районного управления образованием администрации муниципального образования Мостовский район ФИО2 допущено нарушение, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе контрольного мероприятия контрольно-счетной палаты Краснодарского края установлено, что в период с 16.07.2019 до 16.03.2020 ( дата утверждения Порядка и условий предоставлений субсидий в целях возмещения затрат частных образовательных организаций) Районным управлением образования перечислены частной общеобразовательной организации «Фавор» краевые бюджетные средства в сумме 3 352 600,0 рублей.
В соответствии со статьями 78 и 78.1 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется муниципальным образованием в соответствии с Порядком, принятым для этих целей, который в свою очередь должен содержать общие требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг» и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 №541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными)учреждениями», а именно: Общие положения (цели предоставления субсидий, категории и критерии отбора получателей с указанием способов и порядка отбора); Условия и порядок предоставления субсидий (перечень документов предоставляемых получателем, порядок и сроки рассмотрения документов, основания для отказа в предоставлении субсидий, порядок расчета размера субсидии, требования которым должны соответствовать получатели и пр.);Требования к отчетности; Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий предоставления субсидий, ответственности за их нарушение и другие.
В нарушение ст.ст.78,78.1 БК РФ Постановлений Правительства №887, №541, постановления администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2014 №186, условий Соглашений с министерством образования от 15.01.2016 №28/4, от 09.01.2017 №28/4, от 09.01.2018 №28/4, от 09.01.2019 №28/4, от 30.01.2020 №28/4 Районное управление образованием заключило Соглашения от 18.01.2016 №1-1ф, от 10.01.2017 №1-1ф, от 27.07.2018 №1-1ф, от 10.01.2019 №1-1ф, от 09.01.2020 №1-1ф и предоставило краевые бюджетные средства частной общеобразовательной организации «Фавор» в отсутствии утвержденного Порядка. Кроме того, субсидии предоставлялись без соответствующей заявки (обращения)Учреждения, тогда как согласно вышеуказанным положениям БК РФ и Постановлениям Правительства №887, №541 предоставление субсидий частным организациям носит заявительный характер и предоставляются только после подтверждения претендента о соответствии установленным требованиям, а в случае несоответствия принимают решение об отказе в субсидировании.
Кроме того, согласно условиям Соглашений, заключенных с частной школой «Фавор», Районное управление образованием авансировало Учреждение, то есть предоставляло субсидии не на возмещение затрат, как предусмотрено ст.8 Закона РФ об образовании и ст.1 Закона №1911-КЗ, а на обеспечение деятельности как муниципальным учреждениям.
Таким образом, Районное управление образованием, являясь главным распорядителем бюджетных средств и осуществляя функции исполнителя соглашения о предоставлении краевых субвенций, заключив соглашение и перечислив частной образовательной организации «Фавор» субсидии в отсутствие утвержденного муниципального Порядка, регламентирующего предоставление бюджетных средств частным образовательным организациям, нарушило условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Распоряжением администрации муниципального образования Мостовский район от 17.07.2018 №340-л начальником Районного управления образованием назначен ФИО2. В соответствии с Должностной инструкцией начальник Районного управления образованием обязан вносить в установленном порядке на рассмотрение главы муниципального образования проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию управления образованием, осуществлять правовое регулирование в подведомственных сферах, организовывать работу по контролю за исполнением Закона РФ об образовании, федеральных, краевых и районных нормативных правовых актов. Начальник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 56-П/2020 от 13.07.2020 года, отчетом о результатах контрольного мероприятия от 30.04.2020; Соглашениями №28/4 от 09.01.2019, от 30.01.2020; реестром платежных поручений; постановлением администрации МО Мостовский район от 16.03.2020 №212 об утверждении Порядка и условий предоставления субсидий частным образовательным организациям; справкой централизованной бухгалтерии; должностной инструкцией и трудовым договором начальника РУО; распоряжением о назначении ФИО2; иными оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность представленных доказательств, соответствующих требованиям ст. 26.2 КоАП, позволяет определенно установить, что должностным лицом начальником районного управления образованием ФИО2 не были приняты все необходимые меры для соблюдения норм закона, за нарушение которых установлена административная ответственность. Ввиду данных обстоятельств суд приходит к выводу о совершении должностным лицом начальником районного управления образованием ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В силу ч. 1ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО2, является признание вины в совершенном правонарушении, о чем указано в протоколе об административном правонарушении № 56-П/2020 от 13.07.2020. В соответствии с требованиями ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица судом также не установлено. Учитывая изложенное, данные о личности ФИО2, характер и причины совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд приходит к выводу о том, что наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будет являться более целесообразным для достижения целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения противоправных действий в будущем.Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 15.15.3, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - начальника районного управления образованием администрации муниципального образования Мостовский район ФИО2, <персональные данные>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: получатель - УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/сч <***>) ИНН <***>, КПП 230901001, Банк получателя -Южное ГУ Банка России г. Краснодар, БИК 040349001, р/сч: <***>, ОКТМО 03701000, КБК 81011618020020000140 денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства ( в части бюджетов субъектов РФ).
Настоящее постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Мостовского районного суда О.Г. Селюдеева