Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Магадан 14 июня 2016 года
Резолютивная часть постановления оглашена 10 июня 2016 года.
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Сидорович Е.В.,
с участием помощника прокурора г.Магадана Магомедовой О.И., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.11 КоАП РФ,
законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, 25.4 КоАП РФ,
рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица -
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Русская горнолыжная школа – <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Русская горнолыжная школа – Магадан» (далее – МАУ ДО «РГШ-Магадан») совершило административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка с участием гл.специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики <адрес> соблюдения МАУ ДО «РГШ-Магадан» требований законодательства об образовании в Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что МАУ ДОД «РГШ-Магадан» осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам «Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта с элементами сноуборда», «Горнолыжный спорт» и «Программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина».
В 2015-2016 учебном году в учреждении дополнительного образования укомплектованы и функционируют 33 учебные группы с численностью 423 учащихся.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства МАУ ДОД «РГШ-Магадан» реализует образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам по сноуборду, прыжкам на лыжах с трамплина и горнолыжному спорту без соответствующего разрешения (лицензии) на право осуществления образовательной деятельности.
В судебном заседании законный представитель юридического лица – и.о. директора МАУ ДО «РГШ-Магадан» ФИО1 вину юридического лица признала частично по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Дополнительно пояснила, что МАУ ДО «РГШ-Магадан» принимает все возможные меры по устранению правонарушения, обеспечению санитарно-эпидемиологических требований для учреждений дополнительного образования, а длительность процесса обусловлена необходимостью значительных финансовых затрат. Кроме того, полагала, что «программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» не требует наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности и указана в заключении гл.специалиста надзора и контроля в сфере образования ошибочно. Так как спортивная подготовка не отнесена к образовательной деятельности и не предусматривает реализацию образовательных программ, на нее не распространяются положения законодательства, регламентирующие образовательную деятельность в целом и лицензирование образовательной деятельности в части. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» лицензирование деятельности по спортивной подготовке также не предусматривается. Таким образом, МАУ ДО «РГШ-Магадан», реализуя программу спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина, разработанную на основании федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина, не нарушает требования законодательства об образовании в части лицензирования. В связи с этим, просит суд исключить из дела об административном правонарушении осуществление спортивной подготовки по данному виду спорта, а при назначении наказания учесть затруднительное финансовое положение юридического лица.
Участвующий в деле прокурор поддержала квалификацию действий МАУ ДО «РГШ-Магадан» по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, указав на то, что вина Учреждения подтверждается собранными доказательствами.
В судебном заседании допрошена гл.специалист отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО5, которая пояснила, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой г.Магадана проверки исполнения законодательства об образовании в МАУ ДО «РГШ-Магадан» было установлено, что Учреждение в 2015 году осуществляло образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам «Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта с элементами сноуборда», «Горнолыжный спорт» и «Программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» без наличия лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Настаивала на том, что «Программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» требует наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку при проверке представителем МАУ ДО «РГШ-Магадан» было представлено штатное расписание педагогов, список обучающихся детей и, кроме того в представленной Программе указано, что она является образовательной.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наказание, в частности для юридических лиц, в виде предупреждения, административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 91 Федерального закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации,
организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования.
В соответствии с п. 40 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
Приложением к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию (далее по тексту – Перечень).
Согласно п.п. 16, 17 Перечня лицензированию подлежит реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ.
В обоснование виновности МАУ ДО «РГШ-Магадан» в материалы дела представлены следующие доказательства, исследованные в ходе судебного заседания:
- постановление заместителя прокурора г.Магадана о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МАУ ДО «РГШ-Магадан»;
- устав МАУ ДО «РГШ-Магадан»;
- заключение гл.специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и молодежной политики Магаданской области по итогам совместной с городской прокуратурой проверки МБОУ МАУ ДО «РГШ-Магадан», согласно выводам которого в бездействии юридического лица имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ;
- объяснение директора МАУ ДО «РГШ-Магадан» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он подтвердил, что МАУ ДО «РГШ-Магадан» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта с элементами сноуборда», «Горнолыжный спорт» и «Программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина». Лицензия на образовательную деятельность в МАУ ДО «РГШ-Магадан» отсутствует. Основной причиной отсутствия лицензии является отсутствие финансирования в достаточном объеме. При этом о финансировании мероприятий, направленных на получение лицензии, заявки к учредителю МАУ ДО «РГШ-Магадан» не направлялись;
- приказ № года Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана «О передаче отделения прыжков на лыжах с трамплина»;
- копия дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области физической культуры и спорта с элементами сноуборда;
- копия программы спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина;
- копия дополнительной образовательной программы по горнолыжному спорту;
- списки учащихся МАУ ДО «РГШ-Магадан» на 2015-2016 учебный год;
- приказы о переводе учащихся на последующий учебный год, о зачислении учащихся в МАУ ДО «РГШ-Магадан».
Относимость, допустимость и достоверность собранных доказательств сомнений у судьи не вызывает.
Проанализировав исследованные в ходе судебного разбирательства и приведенные в постановлении доказательства в совокупности, судья приходит к выводу о наличии в действиях МАУ ДО «РГШ-Магадан» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и квалифицирует его действия как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна.
Доводы жалобы о том, что МАУ ДО «РГШ-Магадан» приняты все меры для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности и, таким образом, отсутствии вины в действиях юридического лица в совершенном правонарушении, не могут быть признаны несостоятельными.
Так, ч.2 ст.2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные в судебном заседании доводы законным представителем юридического лица и представленные им документы не свидетельствуют о принятии юридическим лицом всех зависящих от него, необходимых, достаточных и исчерпывающих мер для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Отсутствие у МАУ ДО «РГШ-Магадан» достаточного финансирования не является основанием для несоблюдения законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности и к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, не относится.
Доводы законного представителя МАУ ДО «РГШ-Магадан» о том, что «программа спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина» не требует наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности, по убеждению суда являются ошибочными.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Проанализировав представленные в деле доказательства, в том числе Программу спортивной подготовки по виду спорта прыжки на лыжах с трамплина, из содержания которой следует, что она является образовательной, включает в себя этапы подготовки (обучение жизненно-важным двигательным навыкам, обучение основам лыжной техники и пр.), учебный план, организацию и планирование учебно-тренировочного процесса, зачетные требования и т.д., прихожу к выводу, что МАУ ДО «РГШ-Магадан», реализуя указанную программу, осуществляет образовательную деятельность, которая в силу закона требует наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность МАУ ДО «РГШ-Магадан», предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, судьей не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также тот факт, что административное правонарушение совершено Учреждением впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, и приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения, полагая, что данный вид наказания способен обеспечить реализацию задач административной ответственности.
Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л а:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Русская горнолыжная школа – Магадан» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо непосредственно в Магаданский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В.Сидорович