ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-299/2018 от 06.06.2018 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

г. Евпатория

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Каменькова И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее из Отдела МВД Российской Федерации по городу Евпатории, о привлечении Гордеева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, не работающего, фактически проживающего по адресу: <адрес>, по ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории ФИО3 в отношении Гордеева А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ.

Правонарушение заключается в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 10 мин. сотрудниками Отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, во время приема граждан установлено, что Гордеев А.В., являясь гражданином Украины, повторно в течение года нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно проживал без регистрации по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 146 суток суммарно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил положения требования п. 1 ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона №114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» является незаконно находящимся в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

В судебном заседании Гордеев А.В. вину в совершении вышеуказанного правонарушения не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он уже привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку правонарушение является длящимся, то оно не может быть признано повторным, вследствие чего он не может быть привлечен в административной ответственности дважды за одно и то же нарушение, поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, производство по делу просил прекратить.

В судебном заседании представитель Гордеева А.В. – Чернецкий Р.А. вину Гордеева А.В. в совершении правонарушения не признал, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, указав, что постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Данное постановление им не обжаловалось и вступило в законную силу, однако указанное правонарушение было совершено им неумышленно, поскольку решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт его постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в связи с чем он полагал, что фактически является гражданином Российской Федерации. О том, что указанное выше решение суда отменено по жалобе Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, ему было неизвестно, что и послужило причиной совершения правонарушения. В настоящее время в Отделе по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> на рассмотрении находится его заявление об оформлении разрешения на временное проживание, которое подано им ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения данного заявления является законным. Полагает, что в данном случае будет иметь место привлечение к административной ответственности за правонарушение, за которое он уже был привлечен к ответственности, поскольку данное правонарушение являлось длящимся и продолжалось по день вынесения постановления Евпаторийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд в случае признания его виновным не назначать наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку он проживает в <адрес> с 2012 года совместно со своей супругой ФИО6, являющейся гражданкой Российской Федерации, и несовершеннолетним сыном ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом территорию Крыма на продолжительное время практически никогда не покидал, возвращаться на территорию Украины не желает. Кроме того, в <адрес> проживает его мать ФИО5, которая также является гражданкой Российской Федерации.

Выслушав пояснения правонарушителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии в действиях Гордеева А.В. состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, исходя из следующего.

Ответственность по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Гордеев А.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на территории Российской Федерации, то есть в течение 180 суток суммарно, чем нарушил требования п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ.

При выявлении указанного факта, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 30 мин. в участковом пункте полиции ОМВД России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в отношении Гордеева А.В., был составлен протокол об административном правонарушении.

При этом, при составлении протокола об административном правонарушении в качестве выявленного правонарушения учитывался период выявленного правонарушения, пребывание на территории Российской Федерации более 90 суток суммарно в периоде 180 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как последующий период пребывания Гордеева А.В. в 180 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не мог быть вменен ему как правонарушение и отражен в протоколе об административном правонарушении, так как на момент его составления – ДД.ММ.ГГГГ, не истек срок законного пребывания Гордеева А.В. – 90 суток суммарно, так как он истекал ДД.ММ.ГГГГ, и только после истечения указанного срока, Гордеев А.В. обязан был покинуть территорию Российской Федерации, так как после указанной даты его пребывание нарушало требования пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона №115-ФЗ и повторно образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

На основании вышеизложенного возражения Гордеева А.В. и его представителя относительно того, что правонарушение является длящимся и Гордеев А.В. понес ответственность за указанное правонарушение и не может быть привлечен к административной ответственности повторно, не являются обоснованными.

Так, длящимся правонарушением являются действия или бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, характеризующегося непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.

Длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», четко определен период в течении которого иностранный гражданин имеет право находится на территории Российской Федерации, нарушение сроков пребывания в каждом из отдельных периодов, образует отдельный состав правонарушения, поэтому не может быть признано длящимся вследствие нарушения сроков пребывания на территории Российской Федерации в течении нескольких периодов подряд.

В соответствии с постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Гордеев А.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации за выявленное правонарушение – пребывание на территории Российской Федерации более 90 суток суммарно в периоде 180 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

После чего Гордеев А.В. находился на территории Российской Федерации, выехал из Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и вновь ДД.ММ.ГГГГ въехал на территорию Российской Федерации, и находится на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть в периоде 180 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – день обращения в Управление по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, находился на территории Российской Федерации в течение 146 суток суммарно, что превысило срок его пребывания в девяносто суток в течение каждого периода в 180 суток, и является повторным нарушением п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что образует состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

В связи с выявленным нарушением в отношении Гордеева А.В. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и его действия квалифицированы по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Днем истечения срока пребывания – 90 суток в периоде пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Гордеев А.В. обязан был выехать с территории Российской Федерации, однако указанного требования закона не исполнил, только ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

При этом выданная Управлением по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории ДД.ММ.ГГГГ справка об обращении Гордеева А.В. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не может служить основанием для освобождения Гордеева А.В. от ответственности за повторное нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, так как действия Гордеева А.В., образуют состав административного правонарушения с ДД.ММ.ГГГГ, а п. 2 ст. п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает продление сроков пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан при условии их соблюдения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что гражданин Украины Гордеев А.В. являясь иностранным гражданином, повторно в течении года нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, так как ранее привлекался согласно вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановления Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения административного правонарушения и вина Гордеева А.В. в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № РК 200065 от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Гордеева А.В., копией паспорта, копией миграционной карты и сведениями о периодах пребывания Гордеева А.В. на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в течении 180 суток суммарно, что превышает срок пребывания и нарушает требования п. 1 ст. 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и п. 12 ст. 27. Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», справкой, выданной Управлением по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории ДД.ММ.ГГГГ, об обращении Гордеева А.В. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, которые составлены надлежащим образом, получены с соблюдением требований закона и являются допустимыми доказательствами.

При таких обстоятельствах в действиях Гордеева А.В. имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, а именно повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, а именно – нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, который влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Согласно примечания ст. 18.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с законами РФ, определяется и международными договорами РФ.

В силу положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Российской Федерацией, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П сформулирована правовая позиция, согласно которой в целях индивидуализации наказания, обеспечения баланса основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, допускается, с учётом конкретных обстоятельств дела, назначение лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание приведённые выше нормы материального права, положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П, а также то, что в настоящее время Гордеев А.В. подал заявление о выдаче разрешения на временное проживание, что подтверждается справкой, выданной Управлением по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в дальнейшем планирует получить гражданство Российской Федерации, в Евпатории проживает его мать – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является гражданкой Российской Федерации, кроме того, его семья – супруга ФИО6, гражданка Российской Федерации и сын ФИО7, рожденный ДД.ММ.ГГГГ, также проживают в <адрес> и являются гражданами Российской Федерации, что подтверждает наличие на территории Российской Федерации крепких родственных, социальной и семейной связи, которые свидетельствуют о его устойчивой привязанности к данной территории, суд приходит к выводу, что применение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, является серьёзным, необоснованным вмешательством со стороны публичных властей в осуществление Гордеевым В.А. права на уважение его личной и семейной жизни. При таких обстоятельствах, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности наказания, суд считает возможным назначить Гордееву В.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, без его административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 3.10, частью 2 статьи 4.1, статьями 18.8, 25.1, 29.9, 29.10, частями 6,7 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Гордеева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Украина, гражданина Украины, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Административный штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: назначение платежа административный штраф.

Неуплата административного штрафа является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной в части 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Квитанция об уплате штрафа должна быть предоставлена в Евпаторийский городской суд Республики Крым, расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Ленина, 30.

В случае неуплаты, штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым (<адрес>) в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.А.Каменькова