5-2/2020 (5-227/2019)
УИД №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 февраля 2020 года г. Оренбург
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Горбачева Т.В.,
с участием: законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО10ФИО11
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области – главного специалиста-эксперта ФИО4
при секретаре Князевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении:
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12», расположенного по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ с целью выполнения утвержденного плана проверок Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области на <данные изъяты> год была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12» (далее - МБДОУ № 12), находящегося по адресу: <адрес>
В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в МБДОУ № 12 по адресу: <адрес> в нарушение требований п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 в спальных помещениях группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (младшая группа), группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (старшая группа), на момент проверки используются переносные обогревательные приборы. Согласно требованиям п. 8.2 СанПин 2.4.1.3049-13, не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В рамках плановой проверки в связи с обращением гражданина, поступившего в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ в присутствии заведующего МБДОУ № 12 ФИО10 главного специалиста-эксперта ОНГДиП ФИО4, эксперта-физика ЛФФИиНП ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» ФИО5 проведены измерения параметров микроклимата в игровой и спальной группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (старшая группа), игровой и спальной группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет (подготовительная группа) на 2 этаже здания. Средства измерения: прибор комбинированный «ТКА-ПКМ», сведения о государственной поверке №, действителен до ДД.ММ.ГГГГ, лазерный дальномер <данные изъяты>», сведения о государственной поверке №, действителен до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам измерений установлено, что температура воздуха в игровой старшей и игровой подготовительной группы не соответствует требованиям п. 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», температура воздуха в игровой старшей группы составила 18,4 С, в игровой подготовительной группы 20 С, при нормативе 21-23 С, что подтверждается протоколом инструментальных измерений физических факторов №-н от ДД.ММ.ГГГГ, заключением санитарно-эпидемиологической оценки по результатам инструментальных измерений № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБДОУ № 12 был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, который был направлен в Промышленный районный суд г. Оренбурга для рассмотрения по существу.
В судебном заседании законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО10., ФИО11 пояснили суду, что не оспаривают обстоятельства, изложенные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, вину признают в полном объеме, обязуется устранить все выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства. В настоящее время указанные группы расформированы, дети находятся в других группах.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области – главный специалист-эксперт ФИО4 пояснила, что в ходе проведения плановой проверки МБДОУ № 12 были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства, а именно: в спальных помещениях группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (младшая группа), группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (старшая группа) используются переносные обогревательные приборы, также температура воздуха в игровой старшей и игровой подготовительной группы не соответствует требованиям п. 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13. Просила привлечь МБДОУ № 12 к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде приостановления деятельности, так как документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений в детском саду, не представлено.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьей 39 вышеназванного Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
В соответствии с п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
Согласно п. 8.7 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах. Согласно приложению №, температура воздуха в приемных, игровых младшей, средней, старшей групповых ячеек должна составлять не ниже 21-23 С.
Вина муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12» в совершении действий, указанных в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается пояснениями должностного лица и исследованными в судебном заседании доказательствами по делу, а именно:
- уставом МБДОУ № 12 от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 30-45),
- распоряжением органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки МБДОУ № 12 от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 21-26),
- заключением санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки по результатам инструментальных измерений № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому температура воздуха в игровой старшей и игровой подготовительной группы не соответствует требованиям п. 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (л.д. 19-20),
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым при осуществлении деятельности МБДОУ № 12 были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований: п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 и п. 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: в спальных помещениях группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (младшая группа), группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (старшая группа), использовались переносные обогревательные приборы; температура в игровой старшей группы составила 18,4 С, в игровой подготовительной группы 20 С, при нормативе 21-23 С, (л.д. 1-4,5-17),
- письменным объяснением заведующей МБДОУ № 12 ФИО10 согласно которому с нарушениями, выявленными в ходе проверки, последняя согласна (л.д. 18),
- предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 28-29).
Вышеперечисленная совокупность доказательств подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в МБДОУ № 12 по адресу: <адрес>, в нарушение требований п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 в спальных помещениях группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (младшая группа), группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (старшая группа), на момент проверки используются переносные обогревательные приборы, в нарушение п. 8.7 СанПин 2.4.1.3049-13 температура воздуха в игровой старшей группы составила 18,4 С, в игровой подготовительной группы 20 С, при нормативе 21-23 С.
Упомянутые выше доказательства проверены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, их совокупность достаточна для принятия решения по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и направившее его в суд, полагает необходимым квалифицировать действия МБДОУ № 12 по ст. 6.4 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований и может выражаться как в совершении действий (загрязнении и затоплении подвалов, использовании бытовых газовых приборов для обогрева помещений и т.д.), так и в бездействии.
Согласно ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Суд отмечает, что ст. 6.7. КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 6.4. КоАП РФ, так как, несмотря на то, что помещение детского сада является видом общественных помещений, однако, нарушение санитарных правил, регламентирующих гигиенические требования к условиям воспитания в дошкольном учреждении, в том числе применительно к зданию (помещению), соответственно влечет ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, предусмотренную ст. 6.7 КоАП РФ, а не ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, предусмотренную ст. 6.4 КоАП.
Кроме того, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, непосредственно ссылается на нормы и положения СанПиН 2.4.1.3049-13 - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», что непосредственно указывает на необходимость применения специальной нормы административной ответственности, связанной с нарушениями условий отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Несмотря на то, что санкция ст. 6.4 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в меньшем размере, чем санкция ст. 6.7 КоАП РФ, вместе с тем, санкцией ст. 6.4 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица, что является более строгим наказанием, чем наказание в виде штрафа независимо от его размера.
Таким образом, переквалификация действий (бездействий) юридического лица со ст. 6.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ не ухудшит положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом вышеизложенного, суд квалифицирует действия МБДОУ № 12 по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения МБДОУ № 12 требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а равно доказательств принятия последним исчерпывающих мер для соблюдения им требований указанного законодательства, юридическим лицом при рассмотрении дела не представлено.
Какие-либо неустранимые сомнения по делу, которые могли быть истолкованы в пользу МБДОУ № 12, отсутствуют.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При определении вида и меры наказания суд руководствуется требованиями статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении наказания МБДОУ № 12 в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Основания для признания совершенного МБДОУ № 12 административного правонарушения малозначительным и для применения по данному делу положений ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6.4, 6.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 12» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 и 1.3 ст.32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, по следующим реквизитам счёта:
получатель: УФК по Оренбургской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области), ИНН <***>, КПП 561001001, л/с <***>, р/с <***>, отделение Оренбург, БИК 045354001, КБК 14111628000016000140, ОКТМО 53701000, УИН 14104560007500032654.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Т.В. Горбачева
Постановление вступило в законную силу.