ПОСТАНОВЛЕНИЕ (не вступило в законную силу)
(МОТИВИРОВАННОЕ)
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
15 января 2016 года г.Чита, <адрес>
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Судья Черновского районного суда города Читы Петров А.В.,
при секретаре Чебан Ю.С.,
рассмотрев в помещении суда, в городе Чите, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Забтрейд» (юридический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ в МИ ФНС № 2 по г.Чите, генеральный директор – М.), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
02.02.2015 ООО «Забтрейд» на Читинский таможенный пост Читинской таможни в электронном виде подана предварительная таможенная декларация на товары, которой присвоен регистрационный номер № (далее - ЭД). В соответствии с графой 5 ЭД к таможенному декларированию представлены товары двух наименований (товар № 1 - пневматические буровые анкероустановщики, товар № 2 – лебёдка с приводом от электрического двигателя).
В соответствии с графами 31, 33, 35, 38, 42, 45 ЭД по товару № 1 заявлены следующие сведения: пневматические буровые анкероустановщики в разобранном виде. Серии МКТ. Модель: МКТ-120С. Код ОКП: 36 6100. Состоит из мотор-редуктора, пневмоопоры, рычага управления, масленки с шлангом и иными частями (согласно технической документации), ЗИП комплект: предусмотрен. Предназначены для бурения шпуров (отверстий) по углю и породе и установки анкерных стержней и тросов. Анкероустановщики не используются в качестве ручных инструментов. Крепятся к станине. Идут в комплекте с ЗИП. Технические параметры: диапазон рабочих давлений МПА 0,4-0,63, номинальное давление МПА 0,5, номинальная скорость вращения об/мин 220, номинальный крутящий момент НМ 230, холостой ход вращения об/мин500, мощность КВТ 2,7, верхний предел раздвижности мм 2500 3000 3600, минимальная высота мм 1155 1280 1430. Серийные заводские номера: 86109, 86116, 86110, 86105, 86077, 86114, 86104, 86050, 86107, 86076, 86070, 86112, 86113, 86051, 86066, 86068, 86078, 86053, 86103, 86065, 86064, 86067, 86072, 86062, 86060, 86104, 86113, 86108, 86054, 86102. Анкероустановщики изготовлены фирмой: JIANGYIN EXCELLENT MACHINERY CO., LTD (в соответствии с техническими условиями TENANT ALLIANCE LTD.) Всего: 30 шт. Вес брутто 2205,000 кг, вес нетто 1674,000 кг, код EТН ВЭД ЕАЭС 8430 49 000 9, цена товара 33000,00 долларов США. Таможенная стоимость товара рассчитана декларантом первым методом «по стоимости сделки с ввозимыми товарами» и составила 2 274 660,30 рублей.
Получателем товаров, декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно граф 8,9,14 ЭД является ООО «Забтрейд».
Согласно гр. 54 ЭД декларация на товары оформлена и представлена на Читинский таможенный пост для проведения таможенного оформления директором ООО «Забтрейд» М. (Решение учредителя № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с проверкой информации о возможном правонарушении – заявлении недостоверных сведений о товарах, заявленных в ЭД №, проведен таможенный осмотр товаров, представленных к таможенному декларированию. Результаты таможенного осмотра зафиксированы в акте таможенного осмотра №. В ходе таможенного контроля также назначена таможенная экспертиза в отношении товара, заявленного в ЭД № под номером 1 (Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы № от 04.02.2015).
На основании Решения о назначении таможенной экспертизы таможенным экспертом ЭИО (пгт. Забайкальск) ЭКС филиала ЦЭКТУ г.Иркутска С. проведена идентификационная экспертиза, по результатам которой вынесено заключение таможенного эксперта № от 25.03.2015. Исходя из выводов эксперта товар, заявленный в ЭД под номером 1, представляет собой: анкероустановщик буровой пневматический вертикального типа модели МКТ-120С, в частично разобранном виде, неукомплектованный рукавами высокого давления с емкостью для масла (масленкой) в комплекте с ЗИП. Обладает свойством ручных машин. Состоит из: 1) опорной стойки с телескопическим четырехсекционным штоком, в нижней части стойки имеется опорный конус для фиксации стойки на поверхности грунта. 2) корпуса, внутри которого установлен пневматический двигатель в сборе с редуктором, и выходным валом. На корпусе установлен глушитель выхода отработанного воздуха. Оборудование оснащено системой подачи воды, для промывки шпуров при бурении. 3) рукояти управления, шарнирно закреплённой к корпусу двигателя, с установленной на ней нажимного рычага, двух клавиш управления клапанами подачи воздуха и воды. В комплекте с оборудованием имеется ЗИП комплект, который состоит из: слесарного инструмента для ремонта и обслуживания оборудования, уплотнительных колец и сальников, шприца смазочного. Анкероустановщики предназначены для бурения шпуров (отверстий) по углю и породе и установки анкерных стержней и тросов. Принадлежность объекта исследования к категории ручного инструмента установлено таможенным экспертом при изучении конструкционных особенностей исследуемого объекта, анализа нормативной документации и изучения справочной информации и обусловлено следующим:
1. Анкероустановщик буровой пневматический вертикального типа, серии МКТ снабжен встроенным пневматическим двигателем;
2. При работе вес анкероустановщика частично воспринимается оператором до момента заглубления бура в породу;
3. Оператор управляет всеми процессами работы бурового пневматического анкероустановщика при помощи органа управления рукояти с расположенными на ней рычагом скорости вращения бура, и двумя клавишами управления подачи воздуха на пневмоопору и подачи воды для промывки шпура. Так же, оператор в процессе работы в ручную направляет бур к месту бурения, удерживает анкероустановщик в заданном направлении, перемещает анкероустановщик в забое;
4. На корпусе пневматического двигателя анкероустановщика и на опорной стойке (пневмоопоре), имеются ручки для переноски;
5. На анкероустановщике отсутствуют, какие либо технологические элементы, предназначенные для установки и крепления анкероустановщика к каким либо горным самоходным машинам и манипуляторам. Технические параметры анкероустановщика: номинальная скорость вращения 500 об/мин, усилия подачи 7,5 кН, вес оборудования 54 кг., номинальное давление воздуха 0,5 мПа, вращающего момента при максимальной нагрузке 230 Н.м., длина в рабочем положении (в разложенном) 3657±50 мм, длина в транспортном положении (в сложенном) 1426±50 мм. Всего анкероустановщиков такого типа - 30 шт.
Защитник ООО «Забтрейд» Филиппов А.Н., действующий на основании доверенности, в суде оспаривал обоснованность привлечение общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, указав следующее.
ООО «Забтрейд» были предприняты необходимые меры по изучению классификационного решения по пневматическим буровым анкероустановщика; общество провело анализ практики декларирования идентичных и однородных товаров в таможенных органах по всей России с документальным подтверждением и указанием регистрационных сведений прецедентов декларирования; приведен процесс исследований и изучения пояснений к товарным позициям 8430 и 8467 и соотнесение основных положений пояснений с фактическими характеристиками товара; представлен анализ перевода технического писания товара, представленного при декларировании.
Представитель Читинской таможни ФИО1, действующая на основании доверенности, полагала, что в действиях ООО «Забтрейд» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, более того, Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, что подтверждается постановлением Читинской таможни от 09.10.2014г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, вынесенным в отношении ООО «Забтрейд».
Выслушав защитника ООО «Забтрейд», представителя Читинской таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 179, 180, 181, 183 ТК ТС, товары подлежат письменному таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии ТК ТС. Согласно ст. 181 ТК ТС декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах (наименовании, описание, классификационном коде по EТН ВЭД ЕАЭС, описание упаковок, количество в килограммах – вес брутто, вес нетто) и других сведений, необходимых для таможенных целей.
По результатам таможенной экспертизы в отношении товара, заявленного в ЭД № под номером 1, общим количеством 30 шт, вынесено решение о классификации товара в соответствии с EТН ВЭД ЕАЭС – товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8467 11 900 0 (классификационное решение от 30.03.2015 №).
Принятие классификационного решения влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом 8430 49 000 9 EТН ВЭД ЕАЭС - составляет 0 % от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость - 18 %. На товары, классифицируемые под кодом 8467 11 900 0 EТН ВЭД ЕАЭС – ввозная таможенная пошлина составляет 10 % от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость - 18 %.
При подаче таможенной декларации ООО «ЗАБТРЕЙД» произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей (по товару № 1: НДС – 409438,85 рублей - 18% от величины таможенной стоимости 2274660,3 рублей).
С учетом результатов идентификационной экспертизы и вынесенного классификационного решения размер подлежащих уплате таможенных платежей по товару № 1 составляет 677848,77 рублей, в т.ч.: ввозная таможенная пошлина - 227466,03 рублей, НДС – 450382,74 рублей.
Таким образом, ООО «Забтрейд» в декларации на товары № при декларировании товара под номером 1, заявлены недостоверные сведения об описании товара (способ применения), коде EТН ВЭД ЕАЭС, при этом такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 268 409,92 рублей.
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенным органом таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исходя из положений ст. 79 ТК ТС ООО «Забтрейд» является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей.
Заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ЕАЭС либо иных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. ст. 4, 186, 190 ТК ТС, ООО «Забтрейд» является декларантом, и, следовательно, выступает субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ООО «Забтрейд» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
По данному факту 06.05.2015 должностным лицом Читинского таможенного поста Читинской таможни возбуждено дело об административном правонарушении № в отношении ООО «Забтрейд» по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Предметом административного правонарушения выступает товар, заявленный в ЭД № как анкероустановщики буровые пневматические вертикального типа модели МКТ-120С, в частично разобранном виде, неукомплектованный рукавами высокого давления, с емкостью для масла (масленкой) в комплекте с ЗИП. Общее количество – 30 штук.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ является общественные правоотношения, регулируемые таможенным законодательством в части касающейся порядка таможенного декларирования и таможенного контроля.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров в форме, определенной законодательством государств- членов таможенного союза.
В соответствии с основными правилами интерпретации (далее ОПИ) для юридических целей классификации товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической комиссии осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно информации отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни (далее - ОТНПТ и ТО Читинской таможни) в декларации на товары № (далее - ДТ) сведения о товаре № 1 декларантом были заявлены как «Пневматические буровые анкероустановщики в разобранном виде серии MKT. Модель: MKT -120C». Классификация товара декларантом при подаче ДТ осуществлена в товарной подсубпозиции 8430 49 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (… бурильные и проходческие машины: прочие). В соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) для юридических целей классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (наименование в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112) осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (Правило 1). Исходя из текста товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются «Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные». Коллегия Евразийской экономической комиссии рекомендовала государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI) (далее - Пояснения), прилагаемые в Рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (наименование в редакции Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2014 № 19). В соответствии с пояснениями к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включаются машины для бурения скважин в горных породах, угле и т.д., а также машины ударно-вращательного бурения, у которых бур может поворачиваться при бурении. Однако в данную товарную позицию не включаются подобные устройства ручные, имеющие пневматический или гидравлический привод или собственный двигатель (товарная позиция 8467). В соответствии со статьей 138 ТК ТС в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания, назначается таможенная экспертиза. На основании статьи 138 ТК ТС таможенным органом в отношении товара № 1, сведения о котором были заявлены в ДТ, была назначена первичная таможенная экспертиза. Согласно выводам таможенного эксперта, изложенным в его заключении от 25.03.2015 №, товар № 1, сведения о котором были заявлены в ДТ, идентифицирован как «Анкероустановщик буровой пневматический вертикального типа модели МКТ-120С. Обладает свойством ручных машин (механизированный инструмент). В качестве движущей силы используется сжатый воздух, подаваемый от внешней компрессорной установки». Установление принадлежности объекта исследования к категории ручного инструмента приведено таможенным экспертом в разделе 2.3 его заключения. Отнесение объекта таможенным экспертом к указанной категории было установлено при ответе на поставленный вопрос № 2 о возможности отнесения товара исходя из его массы, размера, наличия приспособлений (устройств крепления) и т.д., с учетом положений пояснений товарной позиции 8467 ТН ВЭД ЕАЭС, к инструменту ручному? В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования. Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Таможенный эксперт идентифицирует объект как «Анкероустановщик буровой обладающий свойством ручных машин (механизированный инструмент)». С учетом пояснений к товарной позиции 8467 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются инструменты, имеющие в своем составе электродвигатель, двигатель, работающий от сжатого воздуха (или поршень, работающий от сжатого воздуха), двигатель внутреннего сгорания или любой другой двигатель (например, небольшую гидравлическую турбину); двигатель, работающий от сжатого воздуха, обычно приводится в действие от внешнего источника сжатого воздуха. Указанные инструменты включаются в данную товарную позицию, только если они являются ручными инструментами. Выражение «ручные инструменты» означает инструменты, которые предназначены для удержания в руке во время использования, а также более тяжелые инструменты (такие как трамбовка для уплотнения грунта), которые являются переносными, то есть могут быть подняты и вручную перенесены оператором, особенно в процессе выполнения работы, и которые рассчитаны также на управление и задание направления перемещения рукой во время работы. Для предупреждения возникновения во время работы усталости, вызванной воздействием их полной массы, такие инструменты могут применяться со вспомогательными опорными устройствами (например, треногами, домкратными стойками, подвесной подъемной талью). При соблюдении указанных выше условий в данную товарную позицию включаются, inter alia и бурильные машины, бурильные молотки и тому подобное. Соблюдение таких условий отражены в пунктах 2.2 и 2.3 заключения таможенного эксперта. Таким образом, в соответствии с ОПИ 1 и последующего применения ОПИ 6 спорный товар следует классифицировать товарной позиции 8467 11 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем: вращательного действия (включая комбинированные вращательно-ударного действия): прочие). Товар, идентифицированный таможенным экспертом как «Анкерустановщик буровой обладающий свойством ручных машин (механизированный инструмент)», с установленным пневматическим двигателем, как это отражено в его заключении, с учетом пояснений к товарным позициям 8430 и 8467 ТН ВЭД ЕАЭС, возможно классифицировать в товарной позиции 8467 ТН ВЭД ЕАЭС (Инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем) по ОПИ 1 без последующего применения ОПИ 2 – ОПИ 5. Соответственно решение Читинского таможенного поста от 30.03.2015 № РКТ 10612050-15/000049, принятое в отношении товара, сведения о котором были заявлены в ДТ, является правомерным. В дополнение также сообщено, что ООО «Забтрейд» не обращалось в ОТНПТ и ТО таможни за консультацией по порядку определения классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД.
Оснований не доверять выводам эксперта не имеется по следующим основаниям: таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания (ч.1 ст. 138 ТК ТС). Правомерность выводов эксперта может быть подтверждена его компетентностью, а именно: наличием специального образования, подготовки и аттестацией эксперта в необходимой области производства экспертиз. Кроме того, согласно ч.3 ст. 140 ТК ТС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза и перед началом производства экспертизы предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Исследования в отношении спорного товара проводились экспертом С., имеющим высшее образование, квалификация – инженер-механик, экспертная специальность – производство экспертиз технических объектов (товаров) и транспортных средств; эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 19.26 КоАП РФ, о чем имеется его подпись в заключение от 25.03.2015 №.
Согласно статье 143 ТК ТС повторная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.
Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 и более таможенных экспертов, за исключением таможенного эксперта, проводившего первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты, проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта они не участвуют.
В отношении заявленного ООО «Забтрейд» товара в ЭД под номером 1 на основании ходатайства ООО «Забтрейд» Читинским таможенным постом назначена повторная идентификационная экспертиза, результаты которой изложены в заключение таможенных экспертов от 04.09.2015 №. При проведении повторной таможенной экспертизы руководителем Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления экспертам разъяснены права и обязанности таможенного эксперта, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Таможенного союза. Эксперты предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеются подписи таможенных экспертов в заключение таможенных экспертов от 04.09.2015 №.
Исходя из выводов таможенных экспертов (Г. и Ч.), товар № 1 по ДТ № идентифицирован как пневматический анкероустановщик вертикального типа модели МКТ-120-С – ручная пневматическая машина (механизированный инструмент) ударно-вращательного действия. Сведения о товаре № 1, заявленные в ДТ № не соответствуют его фактическим характеристикам: по способу использования (ручная машина), по конструктивному исполнению (отсутствуют какие-либо конструктивные элементы, предназначенные для установки и крепления анкероустановщика к станине, опорной плите, стене, верстаку, полу), по комплектности (отсутствуют рукава высокого давления с емкостью для масла (масленкой). Анкероустановщик оснащен ручками для переноски, ручки расположены на корпусе пневматического двигателя и на опорной стойке. Кроме установленных ручек для переноски на анкероустановщике отсутствуют какие-либо конструктивные элементы, предназначенные для установки и крепления анкероустановщика к каким-либо горным самоходным машинам и манипуляторам. Перемещение вручную (переноска) анкероустановщика модели МКТ-120-С массой 54 кг., имеющего ручки для двух человек, возможно силами двух рабочих. Анкероустановщик модели МКТ-120-С оснащен рукоятью управления шарнирно закрепленной к корпусу двигателя, с установленной на ней нажимным рычагом, и двумя клавишами управления клапанами подачи воздуха и воды. Рукоять предназначена для удержания анкероустановщика оператором в процессе работы двумя руками. Непрерывного удержания товара в руке не происходит.
Таким образом, полученные результаты повторной таможенной экспертизы не противоречат выводам эксперта С., изложенным им в заключение таможенного эксперта от 25.03.2015 №.
Кроме того, техническое описание (техническая документация) на указанные анкероустановщики, представленное ООО «Забтрейд» при декларировании товара, также содержит информацию о возможности его ручной переноски (из перевода текста за счет средств экспертно-криминалистической службы - филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес>).
Письмо ПАО «ППГХО» от 17.02.2015 № «О классификации ТН ВЭД ТС», представленное директором ООО «Забтрейд» М. в ходе административного расследования, не является нормативно-правовым актом, носит информационный характер и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза ПАО «ППГХО» не уполномочено давать разъяснения по порядку отнесения товаров к определенному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, данный документ не может служить доказательством по делу об АП.
Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности является Конституция РФ, а также Федеральный закон Российской Федерации № 73-ФЗ от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее 73-ФЗ). Заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Согласно ст. 25 73-ФЗ на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени дает письменное заключение и подписывает его. Подпись эксперта удостоверяется печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении эксперта должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы, основания производства экспертизы, сведения об органе или лице, назначившем экспертизу, сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте, которому поручено производство экспертизы, предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы дела, представленные эксперту для производства экспертизы, сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Представленное ООО «Забтрейд» заключение эксперта № от 10.04.2015 года не может быть принято вещественным доказательством по делу, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям: в представленном заключении отсутствует время производства экспертизы, предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопрос об идентификации товара перед экспертом не ставился.
Таким образом, ООО «Забтрейд» при декларировании товара № 1 в ЭД № заявлены недостоверные сведения о товаре (описание, коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС), что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в рассматриваемом случае выражается в заявлении декларантом (ООО «Забтрейд») при декларировании недостоверных сведений о товаре, что повлекло за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Понятие административного правонарушения, как оно определено ст. 2.1 КоАП РФ, специально выделяет в качестве обязательного признака вину физического или юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность ООО «Забтрейд» как лица, ответственного за полное и достоверное (соответствующее действительности) декларирование товара, и, следовательно - за уплату таможенных платежей, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции России, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию России и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частноправовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда России (постановление от 27.04.2001г. № 7-П). Наличие указанных обязанностей ООО «Забтрейд» не оспаривается и их наличие у ООО «Забтрейд» установлено в процессе производства по делу.
В соответствии со ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров, уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.
На основании Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД, а также о грузовых местах.
На основании ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.188 ТК ТС, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Следовательно, ООО «Забтрейд», выступая в качестве декларанта товаров, было обязано в декларации на товары заявить достоверные сведения о товаре.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда России от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
С учетом положений ст. 401 ГК РФ, определяющих понятие непреодолимой силы, можно утверждать, что под характеристикой обстоятельств, названных Конституционным Судом РФ «чрезвычайными, объективно непредотвратимыми» понимается непреодолимая сила. Под обстоятельствами, имеющими характер «непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля обязанных лиц», следует понимать обстоятельства, которые, не являясь непреодолимой силой, сродни ей по степени своего влияния на надлежащее исполнение обязанностей обязанным лицом, и находятся за пределами влияния и возможностей лица на их преодоление. Обстоятельств с подобной характеристикой (т.е. - обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «Забтрейд») материалами административного дела не установлено и ООО «Забтрейд» в ходе административного расследования не представлялось.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В силу изложенного классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре с недостоверными характеристиками, которые имеют значение для этой классификации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным и достоверным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Забтрейд» принимались все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего таможенного законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения декларантом требований таможенного законодательства, в ходе производства по делу об АП не установлено и Обществом не представлялось. А представление при таможенном декларировании перевода технической документации несоответствующего действительности, свидетельствует о недолжной организации деятельности в Обществе.
Правила определения, отнесения товаров к определенной группе, подгруппе, товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС являются общедоступными, следовательно, при достаточной степени заботливости и осмотрительности у ООО «Забтрейд» имелась возможность более внимательно ознакомиться с правилами интерпретации к ТН ВЭД, запросить у производителя подробную информацию, необходимую для классификации в таможенных целях и, следовательно, для достоверного декларирования товара, а при отсутствии таковой обратиться в экспертные службы для проведения исследований в установленном законом порядке. Заключая внешнеторговый контракт ООО «Забтрейд» также должно было оговорить точный предмет сделки с учетом возможности в дальнейшем достоверного заявления сведений в таможенной декларации на товары.
М., являясь руководителем Общества, зная правила таможенного декларирования, должен был обратить внимание на правила классификации ввезенных товаров. Действия М., направленные на заявление сведений в таможенной декларации о спорном товаре без надлежащего ознакомления с документами, инициативы по проведению экспертизы, обращения за консультациями в таможенный орган по классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС свидетельствуют о недолжном отношении данного лица к исполнению возложенных на него обязанностей.
Согласно п. 5, 6 ст. 25 ТК ТС таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с настоящей главой. Таможенные органы, определенные законодательством государств-членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты. Таким образом, в случае возникновения сомнений, затруднений относительно заявления правильного описания товара, а также его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, декларант мог обратиться в таможенный орган для получения предварительного классификационного решения по данному товару, но не воспользовался предоставленным ему правом.
Из выше изложенного следует, что ООО «Забтрейд» формально подошло к декларированию товара в декларации на товары №.
Таким образом, Обществом не были предприняты все необходимые (достаточные) меры для соблюдения таможенного законодательства в части заявления достоверных сведений о товарах, что повлекло за собой заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, которые послужили основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
ООО «Забтрейд» являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, при достаточной степени заботливости и осмотрительности, в целях заявления в таможенной декларации достоверных сведений о ввезенных на территорию Таможенного союза товарах, могло и должно было в полной мере использовать предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, права.
Таким образом, при достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «Забтрейд» могло соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, в действиях ООО «Забтрейд» усматривается субъективная сторона (т.е. вина) административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Каких - либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО «Забтрейд» в ходе административного расследования не установлено и ООО «Забтрейд» не представлялось.
Таким образом, ООО «Забтрейд» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В действиях ООО «Забтрейд» присутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Вина ООО «Забтрейд» в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копией ЭД № (л.д. №), копией контракта № от 19.03.2014 (л.д. №), копиями товаросопроводительных документов (л.д. №), копией технического описания на товар – анкероустановщик (л.д. №), копией заключения таможенного эксперта от 25.03.2015 № (л.д. №), копией Решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 30.03.2015 № РКТ-10612050-15/000049 (л.д. №), копией заключения экспертов от 04.09.2015 № (л.д. №), информацией ОТНПТ и ТО Читинской таможни от 06.10.2015 (л.д. №).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Забтрейд», в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, судом не установлено.
Доводы представителя Читинской таможни о том, что обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Забтрейд» в соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, постановление исполнено ДД.ММ.ГГГГ), суд находит не подлежащим применению в силу следующего.
В силу п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ отягчающими административную ответственность обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В обоснованием доводов об имеющихся отягчающих обстоятельствах по делу Читинской таможней представлено постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО «Забтрейд», в соответствии с которым Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> (л.д.__). Как следует из приложенного к нему таможенного приходного ордера, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме (л.д.__).
В силу вышеприведенной нормы закона (ст.4.6 КоАП РФ) лицо считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как установлено, постановление от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в полном объеме путем уплаты штрафа ДД.ММ.ГГГГ
Настоящее же дело (протокол об административном правонарушении № от 06.10.2015г. по ст.16.2 ч.2 КоАП РФ) рассмотрено 13.01.2016г., т.е. с момента исполнения постановления по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ) и до момента рассмотрения настоящего дела (13.01.2016г.) прошло более года, т.е. лицо – ООО «Забтрейд» уже не будет считаться подвергнутым данному наказанию, соответственно, обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Забтрейд», предусмотренных п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, а также иных отягчающих обстоятельств судом не усматривается.
В процессе производства по делу товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался, арест на него не накладывался, издержек нет.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «Забтрейд» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин, а именно – 134 204 руб. 96 коп. без конфискации.
Разъяснить, что согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам.
Банк получателя ОПЕРУ – 1 Банка России, <...>
БИК 044501002
Счет № 40101810800000002901
Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
ИНН <***>
КПП 773001001
ОКТМО 45328000
При заполнении платежных поручений в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля:
(101) – двузначный показатель статуса плательщика
(61) – ИНН получателя <***>
(103) – КПП получателя 773001001
(16) – получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
(104) – КБК 153 116 040 000 16 000 140 (штраф)
КБК 153 113 029 910 16 300 130 (издержки)
(105) значение кода ОКТМО 45328000
(107) код таможенного органа 10612000 (Читинская таможня)
В графе платежного поручения «назначение платежа» обязательно указать: «В счет уплаты штрафа по постановлению 10612000-853/2015».
УИН штрафа – 15310106120000853159
Взыскатель: Читинская таможня, <адрес>, зарегистрирована в качестве юридического лица 13.11.1996, ИНН <***>.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, обязано направить судье.
В случае невыполнения указанных требований лицо будет нести ответственность в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа.
Должностные лица и орган, составившие протокол об административном правонарушении, должны проконтролировать добровольную уплату правонарушителем административного штрафа и направить судье районного суда в течение 10 дней с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения постановления, письменную информацию об исполнении либо неисполнении постановления.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд с момента получения или вручения копии постановления путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.
Судья А.В. Петров