58 RS 0<№>-46
дело <№>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
8 февраля 2024 года (объявлена резолютивная часть) 9 февраля 2024 года (изготовлено мотивированное постановление)
г. Никольск Никольского района
Пензенской области
Судья Никольского районного суда Пензенской области Раздрогин Н.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица – администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области, имеющего юридический адрес: <...> (ОГРН <***>, ИНН<***>, КПП 582601001)
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог и улиц в границах населенного пункта с. Большое Пермиево Никольского района Пензенской области в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил в области безопасности дорожного движения, 30 ноября 2023 года, в 12 час. 13 мин., не приняла мер по обустройству участков дорог на ул. Речная от д. № 23 до пересечения с автодорогой «г. Городище -г.Никольск - с. Б.Пермиево» (10 км.+700 м.), на ул. Мирная от д. № 8 до д. № 17 и на ул. Центральная от д. № 1 до д. № 35 с. Большое Пермиево Никольского района Пензенской области стационарным электрическим освещением, чем нарушила п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; п. 13.7 ст. 3 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»; п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-03 «О Безопасности дорожного движения»; п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», создав угрозу безопасности дорожного движения,
Глава администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области ФИО4 в судебном заседании, согласившись с вышеуказанным административным правонарушением, пояснил, что освещение на перечисленных в протоколе об административном правонарушении улицах с. Большое Пермиёво Никольского района не было установлено из-за неудовлетворительного финансирования их муниципального образования.
Законный представитель юридического лица ФИО1, действующая на основании доверенности от 25 декабря 2023 года, не оспаривая вины администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области во вменяемом ей административного правонарушения, просила учесть низкое имущественное положение и дотационный бюджет представляемого ею юридического лица.
ФИО6 – начальник ОГИБДД МО МВД РФ «Никольский», допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, обстоятельства административного правонарушения, изложенные им в протоколе об административном правонарушении от 28 декабря 2023 года, подтвердил полностью.
Выслушав законных представителей юридического лица и свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о доказанности виновности администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Кроме объяснений ФИО4 и ФИО6, виновность данного юридического лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения была подтверждена в судебном заседании также следующими доказательствами:
-Протоколом об административном правонарушении 58 ВА № 554613 от 28 декабря 2024 года (л.д. 65, 66), в котором описано вышеуказанное административное правонарушение.
-Протоколом обследования в рамках государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения от 30 ноября 2023 года (л.д. 6, 7), в котором были зафиксированы вышеуказанные нарушения.
-Уставом Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области» (л.д. 29-54), согласно которому к вопросам местного значения Казарского сельсовета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Казарского сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 4).
Пункт 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, требует, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из п. 6.9.1 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённого Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, следует, что средняя освещённость на дорожном покрытии, равномерность освещённости и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176; горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и её равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённые Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают в числе прочих: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а в соответствии с п. 13.7 ст. 3 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» горизонтальная освещённость при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Оценив в совокупности вышеперечисленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что факт совершения администрацией Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области вышеуказанного административного правонарушения нашёл своё подтверждение, так как из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что данное учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения, в нарушение требований п. 13 вышеуказанных Основных положений, п. 6.9.1 ГОСТ, Р 50597-93, п. 4.6.1.1, п. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» не обеспечило содержание дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, допустив отсутствие на перечисленных выше участках автомобильных дорог, расположенных в с. Большое Пермиево Никольского района Пензенской области, стационарного электрического освещения.
При этом из описания административного правонарушения, вменяемого администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области, считаю необходимым исключить нарушение подп. «а» п. 13.2 ст. 3 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», так как указанные в нём требования безопасности относятся к дефектам проезжей части, а не освещённости дорог.
В судебном заседании было установлено, что участки автодорог в с. Большое Пермиево Никольского района Пензенской области, на которых было допущено отсутствие стационарного электрического освещения, относится к вопросам местного значения Казарского сельсовета.
Согласно же п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как уже отмечалось выше, пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, а п. 13 Основных положений предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
Под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которую осуществляют: для местных дорог - уполномоченные органы местного самоуправления (ст. 15 данного Федерального закона).
К вопросам местного значения Казарского сельсовета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Казарского сельсовета, включая с. Большое Пермиево, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Однако эти полномочия администрацией Казарского сельсовета по выполнению работ по обустройству стационарного электрического освещения автомобильных дорог в с. Большое Пермиево были реализованы ненадлежащим образом.
Таким образом, администрация Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области должна нести административную ответственность за совершение вышеуказанного административного правонарушения.
Противоправные, виновные действия юридического лица – администрации Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений.
Обстоятельствами, смягчающими данному юридическому лицу административную ответственность, в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаю оказание указанным лицом содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Оснований для признания совершённого административного правонарушения малозначительным не усматривается.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Однако при этом следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в реальном причинении кому-либо или чему-либо вреда, а в создании угрозы участникам дорожного движения и в пренебрежительном отношении к соблюдению установленных законодательством требований о безопасности дорожного движения. При этом установленный законодателем значительный размер штрафа, указывают о высокой степени общественной опасности такого административного правонарушения.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, влечёт наложение на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, административного штрафа в размере от 200000 до 300000 руб.
По рассматриваемому делу об административном правонарушении в отношении Казарского сельсовета прихожу к выводу, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав этого юридического лица, которое имеет дотационный бюджет.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи II раздела настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, который согласно части 3.3 той же статьи КоАП РФ не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи II раздела настоящего Кодекса
Администрация Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области хоть и допустила нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, однако следует учесть, что причиной этого послужило неудовлетворительное имущественное положение данного юридического лица, имеющего дотационный бюджет, поэтому полагаю возможным, основываясь также на принципах разумности и справедливости, признать данные обстоятельства исключительными, и снизить размер назначаемого административного штрафа в качестве административного наказания на основании ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
При определении размера назначаемого административного штрафа данного юридического лица, учитываю также вышеуказанное смягчающее административную ответственность обстоятельство.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо – администрацию Казарского сельсовета Никольского района Пензенской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и за его совершение назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Штраф в указанном размере подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по реквизитам: наименование получателя платежа - УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области); ИНН получателя платежа - 5834011778; КПП получателя платежа - 583601001; кор. счёт - 40102810045370000047; номер счёта получателя платежа - 03100643000000015500; БИК банка - 015655003, КБК -18811601121010001140, ОКТМО - 56653000 (протокол об административном правонарушении 58 ВА № 554613, постановление по делу № 5-2/2024), УИН 18810458230160002253.
При уплате административного штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа на основании ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Никольский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья