ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-2/5/2016
п. Опарино Кировская область 22 июня 2016 года
Судья Мурашинского районного суда Кировской области Жемчугова В. М.,
при секретаре Еременко Н.А.,
с участием представителей ОАО «Моломский ЛХЗ» - ФИО1, ФИО2,
представителя Управления Росприроднадзора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении ОАО «Моломский ЛХЗ», расположенного по адресу Ленина ул., д. 33, пгт. Заря, Опаринский район, Кировская область, 613835, ИНН <***>, КПП 432301001, филиал ОАО «Сбербанк России» - Кировское отделение № 8612 г. Киров, расчетный счет № <***> в отделении № 8612 Сбербанка России г. Киров, БИК 043304609, к/счет № 30101810500000000609, ОКПО 00279924, ОКВЭД 24.14.2, ОГРН <***> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
08 апреля 2016 года при проведении Управлением Росприроднадзора по Кировской области плановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении ОАО «Моломский ЛХЗ» установлено осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
ОАО «Моломский ЛХЗ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным решением общего собрания акционеров 28.06.2002. согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОАО «Моломский ЛХЗ» является производство прочих основных органических химических веществ, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 24.14.2).
ОАО «Моломский ЛХЗ» осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления I-V класса опасности, и эксплуатирует объект размещения отходов ОАО «Моломский ЛХЗ», расположенный в двух км к юго-западу от п. Заря Опаринского района и в 340 м западнее автодороги п. Заря - п. Маромица.
В 1992 году институтом по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства «Кировкоммунпроект» разработан рабочий проект «Полигон промышленных и бытовых отходов в п. заря Опаринского района Кировской области от 25.12.2003 № 625 утвержден акт государственной приемочной комиссии по вводу в соответствие с представленным ОАО «Моломский ЛХЗ» отчетом по основным средствам за период с 01.01.2016 по 29.02.2016 на балансе ОАО «Моломский ЛХЗ» находится объект капитального строительства - полигон (инвентаризационный № 00002118).
На основании договора аренды земельного участка от 01.01.2007 № 183, заключенного между муниципальным образованием Опаринск5ий муниципальный район Кировской области и ОАО «Моломский ЛХЗ», земельный участок с кадастровым № 43:23:310201:0006 площадью 24000 м2 предоставлен ОАО «Моломский ЛХЗ» для размещения свалки ТБО. Категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Данный земельный участок является ранее учтенным.
Полигон промышленных и бытовых отходов ОАО «Моломский ЛХЗ» введен в эксплуатацию в 2003 году.
На полигоне размещаются отходы, принадлежащие ОАО «Моломский ЛХЗ». По информации ОАО «Моломский ЛХЗ» на данный полигон не принимаются отходы от населения и организаций.
Согласно статистическому отчету сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления ОАО «Моломский ЛХЗ» по форме 2-ТП (отходы) за отчетный 2015 год на полигоне промышленных и бытовых отходов п. Заря размещено 191,280 тонн отходов:
- отходов мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) – 4,6т;
- отходов опилок натуральной чистой древесины – 186,7 т.
Согласно статистическому отчету сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления ОАО «Моломский ЛХЗ» по форме 2-ТП (отходы) за отчетный 2014 год на полигоне промышленных и бытовых отходов п. Заря размещено 2,9 тонн отходов:
- отходов мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) – 2,9 т.
Однако в ходе обследования территории полигона промышленных и бытовых отходов п. Заря, проведенного 15.03.2016 государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО3, ФИО10 в присутствии представителей ОАО «Моломский ЛХЗ» - заместителя главного инженера по ТБ и ОТ ФИО6 и инженера по охране окружающей среды ФИО14 зафиксированы следующие виды отходов: отходы деревообработки (кора, опил, сучья, горбыль, доски, отходы распиловки), отходы ТКО, шины. Также на полигоне зафиксированы отходы от чистки ретортного цеха пастообразной консистенции черного цвета, древесноугольная мелочь в смеси с опилками.
Также в рамках проведения плановой проверки на полигоне промышленных отходов п. заря, принадлежащего ОАО «Моломский ЛХЗ», государственными инспекторами Управления Росприроднакдзора по Кировской области ФИО3, ФИО10 с участием ведущего инженера сектора контроля почв, отходов и донных отложений филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО4 в присутствии представителей ОАО «Моломский ЛХЗ» - заместителя главного инженера по ТБ и ОТ ФИО6 и инженера по охране окружающей среды ФИО7 произведен отбор проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, а именно: смешанная проба отходов с полигона промышленных отходов п. заря, принадлежащего ОАО «Моломский ЛХЗ» для определения морфологического состава и класса опасности отхода.
Согласно протоколу анализа пробы отходов № 360-О от 22.03.2016по результатам биотестирования представленный образец отходов относится к III классу опасности (умеренно опасные). В соответствии с заключением по результатам экспертизы от 25.03.2016 № 8-О, проведенным филиалом «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отмечено высокое содержание растворимых в хлороформе нефтепродуктов (ориентировочно 1,34 или 13400 мг/кг), что обусловлено наличием в пробе отхода смолы черного цвета.
Образование отходов от чистки ретортного цеха пастообразной консистенции черного цвета, древесноугольной мелочи в смеси с опилками на ОАО «Моломский ЛХЗ№ подтверждается:
- инструкцией ООС-7 «О порядке обращения с отходами производства в ретортном цехе», утвержденной генеральным директором ОАО «Моломский ЛХЗ» ФИО5 10.06.2015;
- инструкцией ООС-3 «О порядке обращения с отходами производства в погрузочном цехе», утвержденной генеральным директором ОАО «Моломский ЛХЗ» ФИО5 10.06.2015;
- справкой «Отходы, образующиеся при производстве древесного угля», подписанной начальником производственно-технического отдела ОАО «Моломский ЛХЗ» ФИО9;
- актом обследования территории от 15.03.2016 № 1 и № 2;
- заключением по результатам экспертизы от 25.03.2016 № 8-О.
В соответствии со справкой, предоставленной ОАО «Моломский ЛХЗ» размещение отходов на полигоне осуществляется с 2003 года, ежегодно на полигоне размещается 404 т древесных и бытовых отходов.
Однако по состоянию на 08.04.2016 ОАО «Моломский ЛХЗ» инвентаризация отходов на полигоне не проведена.
Должностными лицами ОАО «Моломский ЛХЗ» -заместителем главного инженера по ТБ и ОТ ФИО6 и инженером по ООС ФИО7 Предоставлен акт обследования полигона промышленных бытовых отходов от 05.06.2014, в котором указано, что размещение промышленных отходов на полигоне не отвечает требованиям эксплуатации полигона, а именно: обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от населения, также в пожарном водоеме и нагорной канаве выявлено несанкционированное размещение бытовых отходов. В акте обследования должностными лицами было предложено (указано о необходимости) установить шлагбаум и очистить пожарный водоем и нагорную канаву от мусора. До настоящего времени шлагбаум не установлен. Зафиксировать факт очистки пожарного водоема и нагорной канавы от несанкционированного размещения отходов не представилось возможным.
ОАО «Моломский ЛХЗ» осуществляет хозяйственную и иную деятельность на полигоне промышленных и бытовых отходов, что подтверждается проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отчетами по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 – 2015 гг., протоколами отбора проб от 15.03.2016, актами обследования от 15.03.2016 с фотоматериалами и другими материалами проверки.
В соответствии с пп. 3.3 Устава, утвержденного решением общего собрания акционеров 28.06.2002, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
ОАО «Моломский ЛХЗ» не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, предусмотренной п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ОАО «Моломский ЛХЗ» осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
В судебном заседании законный представитель юридического лица – суду пояснил, что вину в совершении правонарушении признают. Меры к получению лицензии предпринимаются, в ближайшее время лицензия будет получена.
Выслушав объяснения законного представителя юридического лица, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об АП осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как видно из материалов дела ОАО «Моломский ЛХЗ» является юридическим лицом на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный регистрационный номер <***>, действует на основании Устава, утвержденного решением собрания акционеров ОАО «Моломский ЛХЗ» от 28 июня 2002 года. Основным видом деятельности ОАО «Моломский ЛХЗ» является производство прочих основных органических химических веществ, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 24.14.2).
Факт осуществления ОАО «Моломский ЛХЗ» деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) правонарушителем по существу не оспорен. Однако просят учесть что деятельность Общества по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов не связана с извлечением прибыли. Также просят обратить внимание на то, что Общество не может зарегистрировать право собственности на полигон промышленных отходов, а, следовательно, получить лицензию, из-за возникших разногласий между Министерством лесного хозяйства и МО Опаринский муниципальный район. Также считают, что при составлении протокола Управлением Росприроднадзора были нарушены требования ст.28.2 КоАП РФ, т.к. Общество не было извещено о времени и месте составления протокола, извещение об этом в конверте отсутствовало, о чем был составлен акт. В связи с этим просят административное дело прекратить.
Представитель Управления Росприроднадзора ФИО3 пояснила суду, что вина ОАО «Моломский ЛХЗ» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.20.ч.1 КоАП РФ подтверждается представленными документами. Общество было своевременно извещено о времени и месте составления протокола, доводы их в данной части считает несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «Моломский ЛХЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые дополнительно проверены судом: протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 08.04.2016, предписанием №13-36\04-16, актом обследования территории, фототаблицами, Уставом ОАО «Моломский ЛХЗ».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица – ОАО «Моломский ЛХЗ» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Также суд находит неубедительными доводы представителей ОАО Моломский ЛХЗ» о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении. Так, из объяснений представителя Управления усматривается, что материалы проверки и уведомление о времени и месте составления протокола с сопроводительным письмом были направлены Управлением в адрес ОАО «Моломский ЛХЗ» с указанием конкретных документов и количеством листов в приложении -92 листа. При этом в соответствии с Инструкцией по делупроизводству вся исходящая документация была проверяна специалистом на предмет комплектности вложения и зарегистрирована в журнале регистрации исходящих документов.
Не доверять данным объяснениям представителя у суда нет оснований, т.к. они подтверждаются представленными Управлением Росприроднадзора письменными доказательствами (квитанцией почтового отправления, выпиской из журнала регистрации исходящих документов). Кроме того, суд считает, что представленный ОАО «Моломский ЛХЗ» акт вскрытия почтового отправления не может служить бесспорным доказательством его ненадлежащего уведомления, поскольку составлен заинтересованными лицами, поэтому вызывает у суда сомнения и не может быть принят судом во внимание.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Моломский ЛХЗ», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ по делу не усматривается.
На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения юридического лица ОАО «Моломский ЛХЗ» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения. В качестве отягчающего вину обстоятельства суд в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ признает повторное привлечение к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения.
На основании изложенного, судья находит возможным назначить ОАО «Моломский ЛХЗ» России по Кировской области наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 29.1- 29.11 Кодекса РФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
ОАО «Моломский лесохимический завод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области в пгт. Опарино.
Судья :