Дело № 5-302/2019
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Курчатова, д. 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«29» апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев 26 апреля 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
акционерного общества «Морская судоходная компания «Востоктранссервис», юридический адрес: 690033, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 18 марта 1999 года администрацией города Владивостока Приморского края, поставленного на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю 13 октября 1993 года, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» (далее – АО «Востоктранссервис», Общество) при осуществлении промышленного рыболовства в части специализированного промысла минтая на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261, выданного Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 27 декабря 2018 года, посредством зафрахтованного судна СРТР «Пролив Лонга», находящегося под управлением капитана ФИО1, в период времени с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года в Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря (6105.4), исключительной экономической зоне Российской Федерации в усредненных географических координатах 53?40" северной широты 154?15" восточной долготы добыло (выловило) минтай в количестве 72 994,32 кг с использованием трала разноглубинного 107/460 м, не соответствующего технической документации, а также требованиям Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 385), а именно:
не соблюдено требование применять покрытие по всему периметру тралового мешка, по длине равное 3/4 длины тралового мешка, поскольку силовое покрытие было распространено (применено) на всю длину тралового мешка;
не соблюдено требование прикреплять к нижней части тралового мешка до половины его периметра мат (сетное полотно с размером (шагом) ячеи равным или большим, чем размер (шаг) ячеи мешка, с навязанными на него прядями волокнистого материала), поскольку мат (сетное полотно синего цвета с навязанными на него прядями волокнистого материала оранжевого цвета) полностью перекрывало нижнюю и боковые пласти тралового мешка, то есть 75% его периметра;
не соблюдено требование прикреплять к концевой части мешка сетной клапан (фартук) внутрь мешка до 0,8 м, поскольку клапан (фартук) был прикреплен внутрь мешка на 1,3 м.
АО «Востоктранссервис» о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, законный представитель ФИО2 в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.
В представленном в судебном заседании защитником Брыкиным А.В. ходатайстве генерального директора АО «Востоктранссервис» ФИО2 поставлен вопрос о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование чего законный представитель юридического лица ссылался на положения заключенного с ООО «Камкорн и Ко» договора фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер), согласно которым указанное юридическое лицо несет ответственность за соблюдение правил рыболовства. Также указал, что ранее АО «Востоктранссервис» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях не привлекалось. Кроме того, ссылаясь на тяжелое материальное положение юридического лица, связанное с наличием задолженности перед иными юридическими лицами, просил о применении штрафа в однократном размере стоимости водных биоресурсов, явившихся предметов административного правонарушения, в случае признания вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Защитник Копытов И.А., действующий на основании ордера от 11 марта 2019 года № 007069, о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, ходатайство защитника Копытовой С.И. об отложении рассмотрении дела определением судьи от 26 апреля 2019 года оставлено без удовлетворения, в связи с чем на основании ч. 5 ст. 25.5, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие защитника Копытова И.А.
Защитник Копытова С.И., действующая на основании ордера от 25 апреля 2019 года № 006391, при рассмотрении дела пояснил, что затрудняется высказать позицию относительно вмененного юридическому лицу административного правонарушения, поскольку не согласовала ее с руководством юридического лица. Полагала об отсутствии оснований считать, что юридическим лицом допущено нарушение в части ненадлежащего размера ячеи орудия лова, что следует из представленного ответа Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» от 9 апреля 2019 года на запрос адвоката Копытова И.А.
Защитник Брыкин А.В., действующий на основании доверенности от 24 апреля 2019 года, затруднился высказать свое отношение относительно вмененного юридическому лицу административного правонарушения. Представил ходатайство ФИО2 о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, о применении штрафа в однократном размере стоимости водных биоресурсов в связи с материальным положением юридического лица.
Выслушав защитников Копытову С.И., Брыкина А.В., исследовав материалы, обстоятельства дела об административном правонарушении, дополнительно представленные материалы, прихожу к выводу о виновности АО «Востоктранссервис» в совершении административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром, соблюдать установленные правила, нормы, сроки пользования животным миром.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.4 Федерального закона от 18 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования.
В силу положений ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 385 (далее - Правила рыболовства).
Положениями названных Правил рыболовства установлено, что при осуществлении рыболовства запрещается применять орудия добычи (вылова), имеющие размер и оснастку, а также размер (шаг) ячеи, не соответствующие требованиям Правил рыболовства (п. 11.10); запрещается применять при специализированном промысле минтая во всех районах добычи (вылова) разноглубинные тралы с двухслойными траловыми мешками, приспособлениями, которые могут перекрыть ячею или уменьшить ее размер (абз. 3 п. 18.3); разрешается применять покрытие по всему периметру тралового мешка, по длине равное 3/4 длины тралового мешка и по ширине равное ширине покрываемых пластей тралового мешка, с размером (шагом) ячеи вдвое большим, чем размер (шаг) ячеи тралового мешка; прикреплять к нижней части тралового мешка до половины его периметра мат (сетное полотно с размером (шагом) ячеи равным или большим, чем размер (шаг) ячеи мешка, с навязанными на него прядями волокнистого материала) равный длине покрытия тралового мешка, либо навязывать пряди волокнистого материала непосредственно на покрытие, к нижней его части до половины периметра мешка (абз. 7 п. 18.3); прикреплять к концевой части мешка сетной клапан (фартук) для заделки мешка гайтяном, используя сетное полотно с любым размером (шагом) ячеи, внутрь мешка до 0,8 м, выступающий за его конечную кромку до 1,0 м (абз. 8 п. 18.3); при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства применяются стандартные орудия добычи (вылова), изготовленные в соответствии с технической документацией (п. 19).
Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности.
Частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
В силу ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно определению о проведении административного расследования от 6 марта 2019 года, поводом для возбуждения дела в отношении АО «Востоктранссервис» явилось обнаружение должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: в результате проверки, проведенной 6 марта 2019 года в усредненных географических координатах 51°32? северной широты и 156°01? восточной долготы, в Камчатско-Курильской промысловой подзоне (6105.4), в исключительной экономической зоне Российской Федерации, рыбопромысловой деятельности судна СРТР «Пролив Лонга» было установлено, что указанное судном под руководством капитана ФИО8 в период времени с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года в усредненных географических координатах 53?40" северной широты 154?15" восточной долготы, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря (район 6105.4) при осуществлении промышленного рыболовства в части специализированного промысла минтая добыло минтай в количестве 72 994 кг с использованием трала разноглубинного, не соответствующего требованиям Правил рыболовства (том 1 л.д. 1-7).
Так, 6 марта 2019 года в период времени с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут (камчатское время) в усредненных географических координатах 51°29? северной широты и 156°02? восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации в акватории Камчатско-Курильской промысловой подзоны (6105.4) Охотского моря должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в составе инспекторской группы с участием капитана судна ФИО8 и в присутствии понятых был произведен досмотр судна СРТР «Пролив Лонга», принадлежащего ООО «Камкорн и Ко», в ходе которого на промысловой палубе судна был обнаружен разноглубинный трал, оборудованный: селективной вставкой из дели зеленого цвета в длину 10 метров с размером ячеи примерно 110 мм; траловым мешком длиной около 21,5 метра, изготовленным из дели оранжевого цвета, с размером ячеи примерно 115-118 мм. К траловому мешку оранжевого цвета по всему периметру прикреплено покрытие, изготовленное из дели оранжевого и синего цветов по длине, равной длине тралового мешка (21,5 метра) с размером ячеи примерно 220-240 мм. К верхним топенантам тралового мешка из дели оранжевого цвета прикреплен мат (сетное полотно) синего цвета с размером ячеи примерно 96-98 мм с навязанными на него прядями из синтетического материала оранжевого цвета. К концевой части тралового мешка прикреплен сетной клапан (фартук) из дели желто-синего цвета с размером ячеи примерно 30-50 мм для заделки мешка гайтяном, длина внутрь 125-126 см, выступающий за его конечную кромку на 82-86 см. Данный разноглубинный трал применялся при специализированном промысле минтая указанным судном в период с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года согласно данным промыслового журнала рег. № 230/19-860/2019. В указанный период судно осуществляло специализированный промысел минтая в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261. Согласно записям в промысловом журнале рег. № 230/19-860/2019 за вышеуказанный период вылов составил 72 994 кг минтая-сырца. На момент начала осмотра в разноглубинном трале, обнаруженном на промысловой палубе, находился минтай-сырец в количестве около 6 тонн.
При промере ячеи в селективной вставке и траловом мешке использовался щуп, который вводился своим самым узким концом в открытые ячеи в направлении перпендикулярно сетному полотну так, чтобы измерить продольную ось ячеи, растянутой диагонально по длине. Измерения внутреннего размера ячеи указанной части тралового мешка при специализированном промысле минтая производилось плоским клинообразным щупом толщиной 2 мм, изготовленным из металла со скосом 2 см на каждые 8 см его длины и нанесенными на нем делениями.
Данные сведения зафиксированы в протоколе досмотра транспортного средства, от участвовавших при досмотре понятых и капитана судна ФИО8 замечаний, дополнений по поводу произведенных в их присутствие процессуальных действий и зафиксированных в протоколе сведений не поступило (том 1 л.д. 8-14).
В ходе досмотра судна СРТР «Пролив Лонга» проводилась видеосъемка, результаты которой зафиксированы на DVD-диске, приложенном к протоколу досмотра (том 1 л.д. 15).
Протоколом об изъятии вещей и документов от 6 марта 2019 года в рамках производства по настоящему делу об административном правонарушении с участием капитана ФИО8 в присутствии понятых на борту судна СРТР «Пролив Лонга» было произведено изъятие:
- оригинала журнала учета выпуска готовой продукции и движения сырья за рейс (технологический журнал) № 004/013, начатого 28 февраля 2019 года, в количестве 55 листов;
- оригинала промыслового журнала рег. № 230/19-860/2019, начатого 28 февраля 2019 года, в количестве 102 листа;
- оригинала судового журнала № 10/338, начатого 7 ноября 2018 года, в количестве 108 листов;
- паспорта на сетную часть трала 107/460м, фабричный № 109 от 28 сентября 2018 года, в количестве 1 лист;
- паспорта на сетную часть трала 107/460м, фабричный № 108 от 28 сентября 2018 года, в количестве 1 лист;
- схемы селективной вставки № КТ-С-90R от 25 февраля 2008 года, в количестве 1 лист;
- схемы тралового мешка № КТ-С-90 от 19 января 2010 года;
- разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261 от 27 декабря 2018 года с дополнениями в количестве 2 листов.
Изъятые документы были приобщены к материалам дела об административном правонарушении в отношении АО «Востоктранссервис», предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возражений, дополнений по поводу произведенных в их присутствие процессуальных действий и зафиксированных в протоколе сведений от понятых и капитана судна не поступило (том 1 л.д. 19-21).
Согласно акту от 14 марта 2019 года старший дознаватель отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по ходатайству защитника Копытова И.А. от 14 марта 2019 года передал вышеуказанную промысловую, судовую и иную документацию, изъятую протоколом об изъятии вещей и документов от 6 марта 2019 года, защитнику Копытову И.А. (том 2 л.д. 7, 8).
В соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261, выданным Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 27 декабря 2018 года, АО «Востоктранссервис» посредством судна СРТР «Пролив Лонга», находящегося у него во фрахте, в период с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года, со 2 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года разрешена добыча (вылов) в Западно-Камчатской промысловой подзоне (6105.2) минтая в количестве 80 т, в Камчатско-Курильской промысловой подзоне (6105.4) минтая в количестве 20 т, а также в период с 1 января 2019 года по 28 февраля 2019 года, с 1 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года разрешена добыча (вылов) в Северо-Охотоморской промысловой подзоне (6105.1) сельди тихоокеанской в количестве 739,503 т с применением трала разноглубинного 107/460 м пр. ОАО «Рыболовецкий колхоз «Новый мир» (564) (траловый).
Обязательным условием разрешения является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, а также требований в открытом море, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для рыбохозяйственного бассейна (л.д. 32).
Протоколом наложения ареста на товары, транспортные средства и иное имущество от 6 марта 2019 года в качестве меры обеспечения производства по настоящему делу в усредненных географических координатах 51°29? северной широты и 156°02? восточной долготы Охотского моря в акватории Камчатско-Курильской промысловой подзоны (район 6105.4) с участием капитана судна ФИО8 в присутствии понятых на борту судна СРТР «Пролив Лонга» наложен арест на:
- разноглубинный трал в количестве 1 шт., оборудованный селективной вставкой из дели зеленого цвета в длину 10 метров, с размером ячеи примерно 110 мм; траловым мешком длиной около 21,5 метра, изготовленного из дели оранжевого цвета, с размером ячеи примерно 115-118 мм. К траловому мешку оранжевого цвета по всему периметру прикреплено покрытие, изготовленное из дели оранжевого и синего цветов по длине, равной длине тралового мешка (21,5 метра) с размером ячеи примерно 240 мм. К верхним топенантам тралового мешка из дели оранжевого цвета прикреплен мат (сетное полотно) синего цвета с размером ячеи примерно 96-98 мм с навязанными на него прядями из синтетического материала оранжевого цвета. К концевой части тралового мешка прикреплен сетной клапан (фартук) из дели желто-синего цвета, с размером ячеи примерно 30-50 мм для заделки мешка гайтяном, длина внутрь мешка 125-126 см, выступающий за его конечную кромку на 82-86 см;
- рыбную продукцию: минтай б/г мороженый в количестве 41 380 кг (2 069 мест), вес одного места 20 кг/нетто; икра минтая мороженая в количестве 3 352,5 кг (149 мест), вес одного места 22,5 кг/нетто, находящуюся в морозильных трюмах судна СРТР «Пролив Лонга»,
переданные в дальнейшем на хранение капитану судна СРТР «Пролив Лонга» ФИО8, которому объявлено о запрете распоряжаться (в случае необходимости и пользоваться) имуществом, на которое наложен арест. Заявления, дополнений по поводу произведенных в их присутствие процессуальных действий и зафиксированных в протоколе сведений от понятых и капитана судна не поступило (том 1 л.д. 136-139).
Согласно акту опломбировки от 6 марта 2019 года государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов третьего отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО7 и капитаном судна СРТР «Пролив Лонга» ФИО8 в присутствии понятых была произведена опломбировка
- горловины и лаза морозильного трюма № 2, горловины морозильного трюма № 1, двух входных дверей (правый, левый борт) в горловину морозильного трюма № 1 (внутри трюма объединенные), с находящейся в них рыбной продукцией: минтай б/г мороженый 41 380 кг (2 069 мест), а также икра минтая мороженная 3 352,5 кг (149 мест).
На каждую горловину и лаз установлено по одной свинцовой пломбе, всего три пломбы с оттиском с одной стороны «КРИОМБР ФПС РФ», с другой стороны «№ 029», на входные двери (правый, левый борт) в горловину морозильного трюма № 1 по одной пластиковой пломбе на каждой двери: дверь левого борта № 11831974, дверь правого борта № 11831973;
- разноглубинного трала, оборудованного селективной вставкой из дели зеленого цвета в длину 10 метров, с размером ячеи примерно 110 мм; траловым мешком длиной около 21,5 метра, изготовленного из дели оранжевого цвета, с размером ячеи примерно 115-118 мм. К траловому мешку оранжевого цвета по всему периметру прикреплено покрытие, изготовленное из дели оранжевого и синего цветов по длине, равной длине тралового мешка (21,5 метра) с размером ячеи примерно 240 мм. К верхним топенантам тралового мешка из дели оранжевого цвета прикреплен мат (сетное полотно) синего цвета с размером ячеи примерно 96-98 мм с навязанными на него прядями из синтетического материала оранжевого цвета. К концевой части тралового мешка прикреплен сетной клапан (фартук) из дели желто-синего цвета, с размером ячеи примерно 30-50 мм для заделки мешка гайтяном, длина внутрь мешка 125-126 см, выступающий за его конечную кромку на 82-86 см. Вышепоименованный трал расположен на промысловой палубе СРТР «Пролив Лонга».
На части разноглубинного трала установлено четыре свинцовые пломбы с оттиском с одной стороны «КРИОМБР ФПС РФ», с другой стороны «№ 029» (том 1 л.д. 142-143).
Согласно представленному в деле протоколу от 7 марта 2019 года в качестве меры обеспечения производства по настоящему делу судно СРТР «Пролив Лонга» 7 марта 2019 года было доставлено в порт Петропавловск-Камчатский (том 1 л.д. 144).
Как следует из содержания представленного в материалах дела протокола наложения ареста на товары, транспортные средства и иное имущество от 7 марта 2019 года, указанным процессуальным документом должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в рамках производства по настоящему делу с участием капитана судна СРТР «Пролив Лонга» в присутствии понятых был наложен арест на рыболовное судно СРТР «Пролив Лонга», порт приписки – Петропавловск-Камчатский, бортовой номер ПК-1947, номер ИМО 7229320, позывной радиосигнал УБЗЗ, национальная принадлежность - Российская Федерация, с находящимся на борту устройствами, механизмами, оборудованием и имуществом, которое в дальнейшем передано на хранение капитану судна ФИО8 Объявлено о запрете распоряжаться (в случае необходимости и пользоваться) имуществом, на которое наложен арест. Перед началом, в ходе либо по окончании наложения ареста на судно от участвующих при производстве данного процессуального действия лиц, заявления не поступили (том 1 л.д. 145-147).
Должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на основании поступившего 13 марта 2019 года в отдел дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ходатайства генерального директора АО «Востоктранссервис» ФИО2 судну СРТР «Пролив Лонга» был разрешен выход за пределы порта Петропавловск-Камчатский и использование его в промысловой деятельности без снятия ареста (том 2 л.д. 4, 5).
Арестованный протоколом наложения ареста на товары, транспортные средства и иное имущество от 6 марта 2019 года траловый мешок (в сборе) был отгружен с судна и передан по акту приема-передачи от 12 марта 2019 года на ответственное хранение генеральному директору ООО «Камкорн и Ко» ФИО9, по месту его хранения по адресу: Камчатский край, Елизовский район, ул. Магистральная, д. 13 (территория спецплощадки) (том 1 л.д. 220).
Согласно сведениям промыслового журнала рег. № 230/19-860/2019, начатого 28 февраля 2019 года, судовых суточных донесений, аналитической справки, судно СРТР «Пролив Лонга» в период с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года осуществляло специализированный промысел минтая тралом разноглубинным 107/460 м по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261 в Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря (район 6105.4), в результате чего добыло 72 944 кг сырца минтая (том 1 л.д. 39-47, 118-125, 176-183).
Из данных журнала учета выпуска готовой продукции и движении сырья за рейс № 004/013, начатого 28 февраля 2019 года, следует, что судном СРТР «Пролив Лонга» из 72 944 кг сырца минтая была изготовлена рыбопродукция в виде: «минтай б/г мороженый» в количестве 2 069 мест, общим весом 41 380 кг/нетто, «икра минтая ястычная мороженая» в количестве 149 мест, общим весом 3 352,5 кг/нетто (том 1 л.д. 49-64).
Согласно протоколу опроса свидетеля от 6 марта 2019 года, ФИО8 с 7 февраля 2019 года является капитаном судна СРТР «Пролив Лонга», принадлежащего ООО «Камкорн и Ко». 14 февраля 2019 года данное судно совместно с экипажем вышло в рейс с целью осуществления рыболовства в промысловых подзонах Охотского моря. К промыслу приступили 28 февраля 2019 года в Камчатско-Курильской промысловой подзоне (район 6105.4), где судно СРТР «Пролив Лонга» осуществляло специализированный промысел минтая. Трал, которым осуществляли промысел в данном районе, привезли на судно 13 февраля 2019 года. Трал шел в комплекте с селективной вставкой и траловым мешком. Документация на селективную вставку и траловый мешок уже была на борту судна, а документы на трал подвезли вместе с ним. На переходе в район промысла все части трала были собраны в одно орудие добычи. Формированием разноглубинного трала занимался трал-мастер ФИО10 по его (Тутуевского.) указанию. С 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года части тралового мешка не менялись, не ремонтировались, ловили одним орудием добычи, ничего не меняли. Он сказал трал-мастеру до подхода в район добычи, чтобы он (Полятычко) привел орудие добычи в соответствие с требованиями Правил рыболовства. Полятычко сказал, что трал готов к осуществлению специализированного промысла минтая. При досмотре судна 6 марта 2019 года при нем (Тутуевском) был измерен траловый мешок, покрытие которого составляло 4/4 его длины, то есть на всю его длину. Фартук (сетной клапан) доходил внутрь мешка на длину до 125 см, а можно лишь на 80 см. Весь добытый сырец добыт данным тралом. С указанным нарушением согласен. В указанный период добыча осуществлялась по разрешению № 252019010261, пользователь АО «Востоктранссервис» (том 1 л.д. 129-130).
Из протокола опроса свидетеля ФИО8 от 12 марта 2019 года также следует, что промысел осуществляли с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года в интересах АО «Востоктранссервис» по промышленной квоте. Добыча - специализированный промысел минтая производился в Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Усредненными географическими координатами промысловой деятельности судна СРТР «Пролив Лонга» в период с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года являлись 53?40" северной широты и 154?15" восточной долготы. Промысел осуществляли орудием, которое в настоящий момент (12 марта 2019 года) находилось на промысловой палубе судна СРТР «Пролив Лонга» (том 1 л.д. 172-174).
Из протокола опроса свидетеля от 6 марта 2019 года следует, что на судне СРТР «Пролив Лонга» ФИО10 являлся мастером добычи (трал-мастер) с 14 февраля 2019 года. На переходе в район промысла он по указанию капитана судна ФИО8 вооружил разноглубинный трал, соединил сетную часть, селективную вставку и траловый мешок, полученные 13 февраля 2019 года, в одно орудие добычи. В процессе добычи с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года траловый мешок не менялся, не ремонтировался. В процессе досмотра судна осмотровой группой Полятычко участвовал в измерении тралового мешка, покрытие которого составляло 4/4 его длины, то есть на всю длину мешка с размером ячеи вдвое большим, чем размер ячеи тралового мешка. Фартук имел размеры 80-86 см на внешнюю сторону мешка, внутрь мешка на 125 см. Требования, предъявленные к тралу для специализированного промысла минтая, Полятычко знает, однако не в полной мере проконтролировал размеры указанных частей, чем допустил упущение. Полятычко согласился с нарушением (том 1 л.д. 133-134).
Из протоколов опроса свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 от 8 марта 2019 года, являющихся членами траловой команды судна СРТР «Пролив Лонга», следует, что орудие лова, находившееся на промысловой палубе судна СРТР «Пролив Лонга», только одно. Данным орудием лова (разноглубинным тралом) судно СРТР «Пролив Лонга» осуществляло промысел минтая в период с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года включительно. Разноглубинный трал в ходе промысла не ремонтировался, не чинился, не изменялся. Разноглубинный трал имел покрытие, длина которого была равна длине самого тралового мешка. Фартук (сетной клапан) доходил внутрь мешка на длину более 1 метра. В процессе добычи траловая команда подчинялась трал-мастеру ФИО10 и капитану судна ФИО8 (том 1 л.д. 150-152, 155-157, 159-161, 163-165, 168-170).
С целью установления точных характеристик орудия лова, обнаруженного на промысловой палубе судна СРТР «Пролив Лонга», его соответствия технической документации на основании определения старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 11 марта 2019 года по делу была назначена техническая экспертиза орудия лова, проведение которой было поручено экспертам Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО») ФИО16 и ФИО17, перед которыми были поставлены соответствующие вопросы (том 1 л.д. 217-219).
Экспертами Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО») ФИО16 и ФИО18 подготовлено заключение по технической экспертизе от 22 марта 2019 года № 01-09/748, в котором указанными экспертами сделаны следующие основные выводы:
1. Конструктивные и технические характеристики тралового мешка и разноглубинного трала, в общем случае, устанавливаются технической документацией на конкретное орудие добычи (вылова), что регулируется пунктом 19 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 385. Технические характеристики тралового мешка и разноглубинного трала для специализированного промысла минтая устанавливаются п. 18.3 Правил рыболовства.
2. Разноглубинный (пелагический) трал предназначен для буксировки в толще воды. Конструктивной особенностью разноглубинного трала является отсутствие сквера и грунтропа, а также наличие вертикальной и горизонтальной плоскостей симметрии.
Трал 107/460 м, представленный на экспертизу, по своим параметрам соответствует указанным выше признакам и классифицирован как разноглубинный канатный трал 107/460 м.
Представленный на техническую экспертизу разноглубинный трал 107/460 м состоит из канатной и сетной частей (передняя часть трала), селективной вставки и тралового мешка:
— канатная часть трала изготовлена набором канатных элементов с ромбической структурой ячеи из полипропиленовых канатов;
— сетная часть (мотня) трала выполнена четырехпластной, изготовлена из капронового сетного полотна с ромбической структурой ячеи;
— селективная вставка представляет собой четырехпластный цилиндр длиной по топененту 10,0 м, изготовлена из полиэтиленового сетного полотна с квадратным расположением ячеи шагом 60 мм, установлена между сетной частью (мотней) трала и траловым мешком;
— траловый мешок длиной 21,6 м выполнен четырехпластным цилиндрической формы, состоит из основного сетного полотна и силового покрытия по всему периметру и всей длине основного сетного полотна мешка трала. По нижней и боковым пластям тралового мешка установлено сетное полотно - мат, длиной 14,8 м, для предохранения мешка от истирания и повреждения о слип судна при подъеме мешка с уловом на промысловую палубу.
3. В процессе проведения технической экспертизы представленного на экспертизу орудия добычи (вылова) (разноглубинный трал 107/460 м) было установлено следующее:
1) канатная и сетная (передняя часть) части трала соответствует представленной технической документации.
2) селективная вставка длиной (здесь и далее параметр - установленный при измерении/по технической документации) по топенанту 10,0/10,0 м, соответствует представленной технической документации (паспорту) на орудие добычи (вылова).
3) траловый мешок длиной 21,6/23,1 м не соответствует представленной технической документации (паспорту) на орудие добычи (вылова). Вместе с тем в представленной технической документации (паспорте) на орудие добычи (вылова) указана восьми метровая часть тралового мешка без силового покрытия, которая фактически отсутствует в представленном на экспертизу траловом мешке.
4) поверх основного сетного полотна тралового мешка установлено силовое покрытие длиной по топенанту 21,6/27,6 м, что не соответствует представленной технической документации (паспорту) на орудие добычи (вылова).
5) предохранительное сетное полотно - мат длиной 14,8/- м, установленное по нижней и боковым пластям тралового мешка, отсутствует в представленной технической документации (паспорте) на орудие добычи (вылова).
6) в концевой части тралового мешка прикреплен сетной клапан (фартук) для заделки мешка гайтяном, прикрепленный к кромке основного сетного полотна мешка внутрь (разрешенная правилами рыболовства) - 1,32 (0,8) м, наружу 1,0 (1,0) м. Данный конструктивный элемент и его параметры, как правило, не указываются в технической документации на орудия добычи (вылова) и установлены п. 18.3 Правил рыболовства.
Представленное на техническую экспертизу орудие добычи (вылова) разноглубинный трал 107/460 м не соответствует имеющейся технической документации, что является нарушением п. 19 Правил рыболовства.
4. Представленный на техническую экспертизу разноглубинный трал 107/460 м имеет явные характерные признаки эксплуатации: износ канатных элементов, сетематериалов, потертости узлов основного сетного полотна и покрытия тралового мешка, топенантов, дележных стропов, а также наличие внутри тралового мешка единичных экземпляров рыбы (минтая).
5. На экспертизу траловый мешок представлен единой конструкцией (в виде основного сетного полотна с силовым покрытием, оснащенным предохранительным матом (сетным полотном) и сетным клапаном (фартуком) для заделки мешка гайтяном в концевой части) соединенный с селективной вставкой распускной шворкой.
В представленном на экспертизу траловом мешке отсутствует восьмиметровая часть тралового мешка без силового покрытия, которая указана в представленной технической документации (паспорте) на орудие добычи (вылова). Это позволяет утверждать, что в конструкцию тралового мешка были внесены изменения, не предусмотренные технической документацией (паспортом) на орудия добычи (вылова).
6. В процессе проведения технической экспертизы были установлены следующие характеристики представленного на экспертизу тралового мешка.
Траловый мешок длиной 21,6 м выполнен четырехпластным цилиндрической формы. Основное сетное полотно мешка состоит из дели, изготовленной из плетеного шнура диаметром 6 мм в два сложения, образованного из мононитей полиэтилена оранжевого цвета с размером/шагом ячеи 131,8/65,9 мм.
Поверх основного сетного полотна оранжевого цвета по всей длине 21,6 м, начиная от концевой части, установлено силовое покрытие из полиэтиленовой дели оранжевого цвета с размером/шагом ячеи 268,8/134,4 мм, изготовленное из того же материала, что и основное полотно. Поверх силового покрытия оранжевого цвета на всю ширину нижней и боковых пластей установлено предохранительное сетного полотно - мат, длиной 14,8 м, изготовленное из плетеного шнура диаметром 5 мм в два сложения из мононитей полиэтилена синего цвета с навязанными на него прядями волокнистого материала оранжевого цвета.
Измеренный фабричный шаг ячеи основного сетного полотна тралового мешка из плетеного шнура диаметром 6 мм в два сложения из мононитей полиэтилена оранжевого цвета составил 65,9 мм (среднее значение шага ячеи между одиннадцатью узлами вытянутых ячей вдоль сетного полотна машинной вязки, замеренное под нагрузкой, равное весу 100-метровой нити (веревки) из которой вывязано сетное полотно). Среднеквадратическое отклонение составило ±1,58 мм (приложение А).
Измеренный фабричный шаг ячеи силового покрытия тралового мешка из плетеного шнура диаметром 6 мм в два сложения из мононитей полиэтилена оранжевого цвета составил 134,4 мм (среднее значение шага ячеи между одиннадцатью узлами вытянутых ячей вдоль сетного полотна машинной вязки, замеренное под нагрузкой, равное весу 100-метровой нити (веревки) из которой вывязано сетное полотно). Среднеквадратическое отклонение составило ±4,43 мм (приложение Б).
В концевой части тралового мешка прикреплен сетной клапан (фартук) для заделки мешка гайтяном, из плетеного шнура диаметром 3 мм из мононитей полиэтилена желтого цвета с шагом ячеи 30 мм. Сетной клапан (фартук) прикреплен к кромке основного сетного полотна мешка внутрь/наружу — 22 яч.(1,32 м)/18 яч.(1,0 м).
7. Траловый мешок разноглубинного трала 107/460 м, представленный на экспертизу, не соответствует требованиям пункта 18.3 Правил рыболовства по следующим позициям:
не соблюдено требование применять покрытие по всему периметру тралового мешка, по длине равное 3/4 длины тралового мешка. Силовое покрытие распространено на всю длину тралового мешка;
не соблюдено требование прикреплять к нижней части тралового мешка до половины его периметра мат (сетное полотно с размером (шагом) ячеи равным или большим, чем размер (шаг) ячеи мешка, с навязанными на него прядями волокнистого материала). Мат (сетное полотно синего цвета с навязанными на него прядями волокнистого материала оранжевого цвета) полностью перекрывает нижнюю и боковые пласти тралового мешка, те есть 75% его периметра;
не соблюдено требование прикреплять к концевой части мешка сетной клапан (фартук) внутрь мешка до 0,8 м. Клапан (фартук) прикреплен внутрь мешка на 1,3 м.
Все вышеуказанные отклонения в траловом мешке от требований п. 18.3 Правил рыболовства снижают селективные качества траловой системы и способствуют увеличению прилова минтая длиной менее установленной промысловой меры (молоди).
8. Представленное в составе трала на экспертизу покрытие тралового мешка не является приспособлением, которое перекрывает ячею основного сетного полотна и уменьшает ее размер (п. 18.3 Правил рыболовства). Пунктом 18.3 Правил рыболовства разрешается применять силовое покрытие по всему периметру тралового мешка, равное 3/4 длины тралового мешка и по ширине равное ширине покрываемых пластей тралового мешка. Эта мера направлена на обеспечение селективности тралового мешка и создания необходимой прочности, поскольку покрытие служит силовым каркасом, установление размера (шага) ячеи покрытия вдвое большего, чем размер (шаг) ячеи основного сетного полотна тралового мешка, минимизирует возможность перекрытия или уменьшения размера ячеи, т.е. снижения селективных качеств мешка. Кратный размер (шаг) ячеи сетного полотна мешка и его покрытия обеспечивает выполнения этого требования, так как при наложении друг на друга покрытие не перекрывает и не уменьшает размер ячеи.
9. Полноценное ведение специализированного промысла минтая в отсутствие силового покрытия тралового мешка представленной конструкцией трала невозможно, поскольку в этом случае не будут обеспечены прочностные характеристики тралового мешка при его подъеме с уловом по слипу на палубу судна. Вместе с тем, использование силового покрытия по всей длине тралового мешка снижает селективные качества траловой системы и способствуют увеличению прилова минтая длиной менее установленной промысловой меры (молоди).
На основании вышеустановленного экспертами сформулирован вывод, что используемый на судне СРТР «Пролив Лонга» траловый мешок для разноглубинного трала для специализированного лова минтая не соответствует требованиям п. 18.3 Правил рыболовства (том 1 л.д. 222-230).
Не доверять изложенным экспертами в заключении выводам оснований не имеется, поскольку перед дачей заключения экспертам разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выводы экспертов, приведенные в заключении, достаточно подробны и мотивированы (том 1 л.д. 222-223).
Для определения видового состава продукции, находящейся на борту судна СРТР «Пролив Лонга», установления точного количества, а также установления объемов использованного сырца, из которого была произведена рыбопродукция, обнаруженная 6 марта 2019 года на борту судна СРТР «Пролив Лонга», а также сведений о рыночной стоимости сырца по состоянию на февраль-март месяцы 2019 года в рамках производства по настоящему делу определением должностного лица ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 11 марта 2019 года была назначена производственно-технологическая экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО19, которой на экспертизу была предоставлена продукция, находящаяся в трюме судна СРТР «Пролив Лонга», а также копии промыслового и технологического журналов судна СРТР «Пролив Лонга» (том 1 л.д. 198-200).
12 марта 2019 года после просчета экспертом ООО «Камчатский центр независимой оценки» арестованной продукции, находящейся в трюме судна СРТР «Пролив Лонга», рыбопродукция в виде «минтай обезглавленный мороженый» в количестве 2 069 мест (вес одного места 20 кг/нетто) общим весом 41 380 кг/нетто, «икра минтая ястычная мороженая» в количестве 149 мест (вес одного места 22,5 кг/нетто) общим весом 3 352,5 кг/нетто отгружена с судна СРТР «Пролив Лонга» и передана по акту приема-передачи от 12 марта 2019 года на ответственное хранение генеральному директору ООО «Камкорн и Ко» ФИО9 по месту хранения по адресу: <...> (морозильная камера ООО «КМП-Холод») (том 1 л.д. 201).
Из акта отбора образцов (проб) к акту экспертизы № 015/19-Э от 12 марта 2019 года следует, что для проведения в рамках настоящего дела экспертизы экспертом ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО19 из партии рыбопродукции (минтай б/г мороженый в количестве 2 069 тр. мест, массой нетто 41 380,0 кг, икра минтая ястычная мороженая в количестве 149 тр. мест, массой нетто 3 352,5 кг) было отобрано 7 транспортных мест «минтай б/г мороженый + 25», 4 транспортных места «минтай б/г мороженый + 30», 2 транспортных места «икра минтая ястычная мороженая», с последующим размораживанием и уничтожением путем измельчения и выброса в мусоросборник (том 1 л.д. 213).
Согласно заключению эксперта ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО19 от 15 марта 2019 года № 015/19-Э, фактически для экспертизы предъявлена продукция:
- минтай обезглавленный мороженый размерных групп +25, +30, в количестве 2 069 транспортных мест, массой нетто 1 транспортного места 20 кг, массой нетто партии 41 380,00 кг;
- икра минтая ястычная мороженая в количестве 149 транспортных мест, массой нетто 1 транспортного места 22,5 кг, массой нетто партии 3352,50 кг.
Осмотром блоков продукции, отобранных в выборки, установлено:
- фактическое наименование продукции - минтай обезглавленный мороженый, соответствует наименованию продукции, указанному в маркировке транспортной тары - «минтай обезглавленный мороженый»;
- фактическое наименование продукции - икра минтая ястычная мороженая, соответствует наименованию продукции, указанному в маркировке транспортной тары - «икра минтая ястычная мороженая».
Для производства предъявленной эксперту продукции использовано сырца минтая в количестве 72 994,32 кг. Для производства продукции, предъявленной для экспертизы, использовано 122 985 экземпляров минтая. По результатам определения соответствия упаковки, маркировки, органолептических показателей требованиям нормативно-технической документации, установлено:
- упаковка и маркировка минтая обезглавленного мороженого, представленного эксперту, соответствует требованиям ГОСТ 7630-96;
- по органолептическим показателям качество минтая обезглавленного мороженого соответствует требованиям ГОСТ 32366-2013 предъявляемым к 1 сорту;
- упаковка и маркировка икры минтая ястычной мороженой, представленной эксперту, соответствует требованиям ТУ 9264-001-29812500-2016;
- по органолептическим показателям качество икры минтая ястычной мороженой соответствует требованиям ТУ 9264-001-29812500-2016.
Цена за 1 кг минтая-сырца в Камчатском крае по состоянию на февраль-март 2019 года составила 16 рублей 10 копеек (том 1 л.д. 202-212).
Не доверять изложенным экспертом в заключении выводам оснований не имеется, поскольку перед дачей заключения эксперту разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выводы эксперта, приведенные в заключении, достаточно мотивированы и подробны (том 1 л.д. 199).
По итогам проведенного административного расследования 29 марта 2019 года в отношении АО «Востоктранссервис» был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором зафиксировано, что Общество при осуществлении промышленного рыболовства в части специализированного промысла минтая в Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря (6105.4), исключительной экономической зоне Российской Федерации, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 252019010261, выданного Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 27 декабря 2018 года, посредством зафрахтованного судна СРТР «Пролив Лонга», находящегося под управлением капитана ФИО8 в период времени с 28 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года в усредненных географических координатах 53?40" северной широты 154?15" восточной долготы, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Камчатско-Курильской промысловой подзоне Охотского моря (район 6105.4), добыло (выловило) минтай в количестве 72 994,32 кг с использованием трала разноглубинного 107/460 м, не соответствующего технической документации, а также требованиям Правил рыболовства по следующим позициям:
не соблюдено требование — применять покрытие по всему периметру тралового мешка, по длине равное 3/4 длины тралового мешка. Силовое покрытие распространено на всю длину тралового мешка;
не соблюдено требование — прикреплять к нижней части тралового мешка до половины его периметра мат (сетное полотно с размером (шагом) ячеи равным или большим, чем размер (шаг) ячеи мешка, с навязанными на него прядями волокнистого материала). Мат (сетное полотно синего цвета с навязанными на него прядями волокнистого материала оранжевого цвета) полностью перекрывает нижнюю и боковые пласти тралового мешка, то есть 75% его периметра;
не соблюдено требование — прикреплять к концевой части мешка сетной клапан (фартук) внутрь мешка до 0,8 м. Клапан (фартук) прикреплен внутрь мешка на 1,3 м, чем нарушило требования п. 11.10, абз. 3, 7, 8 п. 18.3, п. 19 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385 (том 2 л.д. 31-45).
Законный представитель Общества ФИО2 и защитник Копытов И.А. участия в составлении протокола не принимали, о месте и времени производства данного процессуального действия юридическое лицо и защитник были уведомлены надлежащим образом, в связи с чем составление протокола без участия законного представителя и защитника Копытова И.А. соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 2 л.д. 24, 28-30).
С учетом изложенных выше обстоятельств, на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, прихожу к выводу о том, что АО «Востоктранссервис» нарушены требования п. 11.10, абз. 3, 7, 8 п. 18.3, п. 19 Правил рыболовства, согласно которым при осуществлении рыболовства запрещается применять орудия добычи (вылова), имеющие размер и оснастку, а также размер (шаг) ячеи, не соответствующие требованиям Правил рыболовства; запрещается применять при специализированном промысле минтая во всех районах добычи (вылова) разноглубинные тралы с двухслойными траловыми мешками, приспособлениями, которые могут перекрыть ячею или уменьшить ее размер; разрешается применять покрытие по всему периметру тралового мешка, по длине равное 3/4 длины тралового мешка и по ширине равное ширине покрываемых пластей тралового мешка, с размером (шагом) ячеи вдвое большим, чем размер (шаг) ячеи тралового мешка; прикреплять к нижней части тралового мешка до половины его периметра мат (сетное полотно с размером (шагом) ячеи равным или большим, чем размер (шаг) ячеи мешка, с навязанными на него прядями волокнистого материала) равный длине покрытия тралового мешка, либо навязывать пряди волокнистого материала непосредственно на покрытие, к нижней его части до половины периметра мешка; прикреплять к концевой части мешка сетной клапан (фартук) для заделки мешка гайтяном, используя сетное полотно с любым размером (шагом) ячеи, внутрь мешка до 0,8 м, выступающий за его конечную кромку до 1,0 м; при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства применяются стандартные орудия добычи (вылова), изготовленные в соответствии с технической документацией.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, АО «Востоктранссервис» является самостоятельным действующим юридическим лицом, основным видом экономической деятельности которого является «Рыболовство морское» (л.д. 21-23). Являясь самостоятельным юридическим лицом, АО «Востоктранссервис» может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.
Согласно материалам дела, генеральным директором АО «Востоктранссервис», имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО2
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, подп. «б, в, ж» п. 5 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 708), работодатель обязан организовать трудовую деятельность работников, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, ведения промысла, охраны окружающей среды; обеспечивать работников оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 57, ст.ст. 61, 66, 71 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, п.п. 25, 26, 33, подп. 10 п. 36 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. приказом Роскомрыболовства РФ № 140 от 30 августа 1995 года) на капитана судна возлагается управление и поддержание порядка на судне, выполнение производственных задач; соблюдение на судне законов, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла в соответствии с требованиями нормативных документов. В силу своего служебного положения капитан признается представителем судовладельца и подчиняется только его распоряжениям. Распоряжения капитана подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами; никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно, свидетельству о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельству соответствия ТСК, собственником судна СРТР «Пролив Лонга» является ООО «Камкорн и Ко» (том 1 л.д. 22-24).
Вместе с тем, согласно договору № 2/261218 фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) СРТР «Пролив Лонга» от 26 декабря 2018 года с актом приема-передачи в аренду судна от 28 февраля 2019 года, заключенному между «ООО Камкорн и Ко» («Судовладелец») и АО «Востоктранссервис» («Фрахтователь»), «Судовладелец» предоставил, а «Фрахтователь» использовал судно СРТР «Пролив Лонга» для вылова (добычи) водных биологических ресурсов в Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской, Северо-Охотоморской подзонах для осуществления промышленного рыболовства. Согласно п. 4.1.3 данного договора «Фрахтователь» обязался пользоваться судном и услугами экипажа в целях освоения принадлежащих ему квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (том 1 л.д. 27-29, 31).
В соответствии со ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (далее – КТМ), данный Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Согласно ст. 2 КТМ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе, для рыболовства.
В главе X Кодекса торгового мореплавания РФ закреплены основные положения, касающиеся существа договора фрахтования судна на время (тайм-чартера). При этом в силу ст. 199 КТМ РФ правила, установленные данной главой, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.
Согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Согласно п. 2 ст. 206 КТМ РФ для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
В соответствии со ст. 8 КТМ РФ под судовладельцем в данном Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Из содержания и анализа вышеизложенных правовых норм следует, что судовладельцем на время тайм-чартера является и фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени при производстве промысла водных биологических ресурсов.
АО «Востоктранссервис» как судовладелец и пользователь водных биологических ресурсов, вступая в правоотношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На основании вышеизложенного установлено, что на момент совершения административного правонарушения АО «Востоктранссервис» обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности судна СРТР «Пролив Лонга» и его экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства, было обязано принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений правил, регламентирующих осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению правил ведения промышленного рыболовства в части специализированного промысла минтая при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, АО «Востоктранссервис» имело правовую и реальную возможность выполнить установленные обязанности, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.
Отсутствие должной осмотрительности и внимательности со стороны юридического лица в части предупреждения нарушения правил рыболовства, выразившееся в том, что на борту судна СРТР «Пролив Лонга», находящегося у АО «Востоктранссервис» во фрахте, имелся трал разноглубинный, не соответствующий технической документации и требованиям Правил рыболовства, при использовании которого Общество добыло (выловило) 72 994,32 кг сырца минтая, как следствие, повлекло совершение административного правонарушения при вышеизложенных обстоятельствах.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, считаю доказанной вину АО «Востоктранссервис» в совершении административного правонарушения и квалифицирую его действия по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вина АО «Востоктранссервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.
Существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении дела, проведении административного расследования и закреплении процессуальных действий по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность АО «Востоктранссервис» согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно материалам дела, ранее АО «Востоктранссервис» привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по постановлению должностного лица ВГСИ ПУ по Приморскому краю от 22 октября 2018 года, вступившему в законную силу 1 декабря 2018 года, с назначением административного наказания в виде предупреждения (том 1 л.д. 187).
Поскольку на момент совершения Обществом нового однородного административного правонарушения срок, установленный ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, постольку обстоятельством, отягчающим административную ответственность АО «Востоктранссервис», признаю повторное совершение однородного административного правонарушения.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, считаю необходимым в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений назначить АО «Востоктранссервис» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств установлено, что предметом административного правонарушения по настоящему делу является минтай-сырец в количестве 72 994,32 кг.
Исходя из положений ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф является денежным взысканием и может выражаться, в том числе, в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости.
В связи с отсутствием государственных регулируемых цен, при определении стоимости предмета административного правонарушения прихожу к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановлениям Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года № 27, стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта (пункт 1 части 1 статьи 3.5, части 1 и 2 статьи 27.11 КоАП РФ).
Согласно предоставленной Торгово-промышленной палатой Камчатского края информации, а также заключению эксперта № 015/19-Э от 15 марта 2019 года, средняя рыночная стоимость 1 кг минтая-сырца в Камчатском крае по состоянию на февраль-март 2019 года составила 16 рублей 10 копеек (том 1 л.д. 189, 212).
Таким образом, расчет однократного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, является следующим: (72 994,32 (кг минтая-сырца) х 16,10 (руб., стоимость 1 кг минтая-сырца) = 1 175 208 рублей 55 копеек.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при наличии которых судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, по настоящему делу не установлено.
Ссылки законного представителя юридического лица в представленном ходатайстве на тяжелое материальное положение, связанное с наличием задолженности перед иными юридическими лицами, не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, поскольку само по себе наличие кредитных и иных финансовых обязательств является одним из факторов, связанных с самостоятельным осуществлением юридическим лицом своей экономической деятельности, осуществляемой на свой риск.
Размер административного штрафа, определяемый верхней и нижней границей санкции ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлен законодателем с учетом степени общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, целей и задач законодательства об административных правонарушениях.
Оснований полагать, что назначение Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере в пределах соответствующей санкции нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях повлечет чрезмерное ограничение экономической свободы и права собственности юридического лица, не имеется.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В рамках административного расследования по настоящему делу протоколом от 7 марта 2019 года на рыболовное судно СРТР «Пролив Лонга», порт приписки Петропавловск-Камчатский, бортовой номер ПК-1947, номер ИМО 7229320, позывной радиосигнал УБЗЗ, национальная принадлежность Российская Федерация, с находящимся на борту судна устройствами, механизмами, оборудованием и имуществом был наложен арест (том 1 л.д. 145-147).
В связи с чем по вступлении настоящего постановления в законную силу арест, наложенный протоколом от 7 марта 2019 года на судно СРТР «Пролив Лонга» с находящимся на его борту устройствами, механизмами, оборудованием и имуществом, подлежит снятию.
По вступлении постановления в законную силу на основании ч. 3 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбопродукция - минтай б/г мороженый в количестве 2 069 мест (вес одного места 20 кг/нетто) общим весом 41 380 кг/нетто, икра минтая мороженая в количестве 149 мест (вес одного места 22,5 кг/нетто) общим весом 3 352,5 кг/нетто, на которую протоколом наложения ареста от 6 марта 2019 года наложен арест, переданная на ответственное хранение генеральному директору ООО «Камкорн и Ко» ФИО9, по месту хранения по адресу: <...> (морозильная камера ООО «КМП-Холод»), подлежит изъятию и обращению в собственность государства, за исключением из указанного количества рыбопродукции в виде «минтай обезглавленный мороженый» в количестве 11 мест (вес одного места 20 кг/нетто) общим весом 220 кг/нетто, «икра минтая ястычная мороженая» в количестве 2 мест (вес одного места 22,5 кг/нетто) общим весом 45 кг/нетто, ранее уничтоженной при проведении по делу экспертизы.
В рамках административного расследования по настоящему делу протоколом от 6 марта 2019 года на трал разноглубинный 107/460 м наложен арест, в связи с чем по вступлении настоящего постановления в законную силу арест, наложенный протоколом от 6 марта 2019 года на трал разноглубинный 107/460 м, подлежит снятию, имущество подлежит возвращению законному владельцу.
Ввиду отсутствия сведений о признании юридическим лицом ущерба, определенного составившим протокол об административном правонарушении должностным лицом в размере 16 848 945 рублей (том 2 л.д. 11-12), вопросы о возмещении ущерба в рамках рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не могут быть разрешены по существу и в соответствии с положениями ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут быть разрешены в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях издержки по делу, связанные с проведением ООО «Камчатский центр независимой оценки» производственно-технологической экспертизы, в сумме 16 900 рублей (том 2 л.д. 13-15, 57), а также с проведением Камчатским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» (КамчатНИРО») технической экспертизы в сумме 50 847 рублей 50 копеек (том 2 л.д. 13, 16) подлежат отнесению на счет АО «Востоктранссервис».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать акционерное общество «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 2 350 417 (два миллиона триста пятьдесят тысяч четыреста семнадцать) рублей 10 копеек.
По вступлении настоящего постановления в законную силу:
снять арест, наложенный протоколом от 7 марта 2019 года, с судна СРТР «Пролив Лонга» с находящимся на его борту устройствами, механизмами, оборудованием и имуществом;
рыбопродукцию – «минтай б/г мороженый» в количестве 2 069 мест (вес одного места 20 кг/нетто) общим весом 41 380 кг/нетто, «икра минтая мороженая» в количестве 149 мест (вес одного места 22,5 кг/нетто) общим весом 3 352,5 кг/нетто, на которую наложен арест протоколом от 6 марта 2019 года, - изъять и обратить в собственность государства, за исключением из указанного количества рыбопродукции в виде «минтай обезглавленный мороженый» в количестве 11 мест (вес одного места 20 кг/нетто) общим весом 220 кг/нетто, «икра минтая ястычная мороженая» в количестве 2 мест (вес одного места 22,5 кг/нетто) общим весом 45 кг/нетто, ранее уничтоженной при проведении по делу экспертизы;
снять арест, наложенный протоколом от 6 марта 2019 года, с трала разноглубинного 107/460 м и возвратить его законному владельцу.
Издержки по делу, связанные с проведением ООО «Камчатский центр независимой оценки» производственно-технологической экспертизы, в сумме 16 900 (шестнадцать тысяч девятьсот) рублей, а также связанные с проведением Камчатским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО») технической экспертизы в сумме 50 847 рублей (пятьдесят тысяч восемьсот сорок семь) рублей 50 копеек отнести на счет акционерного общества «Морская судоходная компания «Востоктранссервис».
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель – Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ПУ ФСБ России по восточному арктическому району л/с 04381Y00980), Отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский, ИНН <***>, КПП 410101001, БИК 043002001, р/счет № <***>, ОКТМО 30701000, КБК 189 116 13 0 000 17 000 140 (штраф), КБК 189 113 029 910 10 300 130 (издержки).
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков