ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-305/2022 от 27.09.2022 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело № 5-305/2022

УИД 69RS0004-01-2022-001127-18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

27 сентября 2022 года город Бологое

Судья Бологовского городского суда Тверской области Иванкович А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении ФИО1, года рождения, уроженца , официально не трудоустроенного, зарегистрированного по месту жительства по адресу: ..., не состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола по делу об административном правонарушении ТВР № 0918988 от 27 сентября 2022 года следует, что 14 июня 2022 года с 18 часов 39 минуты до 18 часов 42 минут по адресу: ..., гражданин ФИО1 осуществлял публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах:

14 июня 2022 года в 12 часов 30 минут в социальной сети «ВКонтакте», группе ТВОЙ зато Озерный» (https://vk.com/tvoyl71090?w=wall-77229360_323902) размещена пользователем «Вера Егорова» (https://vk.eom/i amv) публикация следующего содержания: «Церемония прощания с погибшим в ходе военной спецоперации на Украине 3 июня 2022 года рядовым разведроты ФИО2 состоится 15 июня 2022 года в МБУ Дом Культуры ЗАТО Озерный с 10.00 до 11.00 С 11.00 до 12.00 отпевание в Храме апостола ФИО3 Озерный. С 12.00 до 13.00 захоронение с соблюдением воинских почестей при погребении на кладбище д. Старый Березай Бологовского района.» (здесь и далее орфография и пунктуация в оригинальном виде без изменения). К данной записи (посту) прикреплено фотоизображение, на котором показан мужчина в полевой военной форме одежды в темном берете с шевроном на груди «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ» с автоматом в руках оттенком темного цвета. Под данной записью (постом) обнаружено 206 комментариев, 204 репоста («поделиться»), 27К просмотров, а также «оценили» 610 пользователи (поставили т.н. «лайк»). Группа «ТВОЙ зато Озерный» социальной сети «ВКонтакте», на момент проведения исследования в данной группе имеется 81 фотография, 13 297 подписчиков, 15 ссылок, 26 фотоальбомов, 86 видеозаписей, 232 аудиозаписи, 42 обсуждения.

Под вышеуказанной публикацией пользователя «Вера Егорова» (https://vk.eom/i amv) ФИО1 14 июня 2022 года в 18 часов 39 минут по адресу: ..., разместил комментарий: «Растишь детей чтобы они воевали и гибли не на своей войне за яхты олигархов («смайл» в виде эмоции злость)», после чего в 18 часа 42 минуты разместил комментарий «Lana, подписываюсь под каждым словом, на**уй **тина и его войну с его шоблой («смайл в виде среднего пальца, направленного вверх)».

Согласно заключения специалиста № 399/02 от 20 сентября 2022 года АНО «Центр судебных экспертиз» сделанные гражданином ФИО1 комментарии являются публичными, содержащие в себе высказывания, относящиеся к использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в них отсутствуют ссылки на какой-либо источник информации, они являются негативными оценочными суждениями об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции на территории Украины.

Эти действия гражданина ФИО1 в совокупности обладают общей тематикой несогласия с внешней политикой Российской Федерации, связанной с проведением Вооружёнными силами Российской Федерации специальной военной операции, направленной на демилитаризацию и денацификацию на территории республики Украина.

Своими действиями ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 вину в совершенном административном правонарушении не признал в полном объеме. Заявил о раскаяние в содеянном.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 указанного Кодекса).

Пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61 Ф3 «Об обороне» в целях обороны создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

Частями 2 и 2.1 статьи 10, частью 1 статьи 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации и соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-Ф3 «Об обороне», Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61 Ф3 «Об обороне» Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в Конституции Российской Федерации (пункт «г» части 1 статьи 102 Конституции РФ).

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-Ф3 «Об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами Российской Федерации», дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего, целям и принципам Устава ООН, Российская Федерация и Донецкая Народная Республика, Российская Федерация и Луганская Народная Республика 21 февраля 2022 года заключили договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по условиям которых стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории независимых Донецкой и Луганской народных республик в целях защиты граждан Донецкой и Луганской народных республик, подвергающихся актам агрессии со стороны Республики Украина на протяжении восьми лет; демилитаризации и денацификации Республики Украина; защиты интересов Российской Федерации и ее граждан; поддержания международного мира и безопасности.

Статьей 27 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-Ф3 «Об обороне» должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации в числе прочего закреплено, что граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Санкция указанной нормы закона предусматривает наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Административно наказуемым деянием по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.

Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.

При этом противоправными могут признаваться публичные действия, целью которых является любые действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.

Установленный частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрет на совершение действий, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, является действительно необходимым в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и территориальной целостности государства.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 14 июня 2022 года в 12 часов 30 минут в социальной сети «ВКонтакте», группе ТВОЙ зато Озерный» (https://vk.com/tvoyl71090?w=wall-77229360_323902) размещена пользователем «Вера Егорова» (https://vk.eom/i amv) публикация следующего содержания: «Церемония прощания с погибшим в ходе военной спецоперации на Украине 3 июня 2022 года рядовым разведроты ФИО2 состоится 15 июня 2022 года в МБУ Дом Культуры ЗАТО Озерный с 10.00 до 11.00 С 11.00 до 12.00 отпевание в Храме апостола ФИО3 Озерный. С 12.00 до 13.00 захоронение с соблюдением воинских почестей при погребении на кладбище д. Старый Березай Бологовского района.» (здесь и далее орфография и пунктуация в оригинальном виде без изменения). К данной записи (посту) прикреплено фотоизображение, на котором показан мужчина в полевой военной форме одежды в темном берете с шевроном на груди «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ» с автоматом в руках оттенком темного цвета. Под данной записью (постом) обнаружено 206 комментариев, 204 репоста («поделиться»), 27К просмотров, а также «оценили» 610 пользователи (поставили т.н. «лайк»). Группа «ТВОЙ зато Озерный» социальной сети «ВКонтакте», на момент проведения исследования в данной группе имеется 81 фотография, 13 297 подписчиков, 15 ссылок, 26 фотоальбомов, 86 видеозаписей, 232 аудиозаписи, 42 обсуждения.

Под вышеуказанной публикацией пользователя «Вера Егорова» (https://vk.eom/i amv) ФИО1 14 июня 2022 года в 18 часов 39 минут по адресу: ..., разместил комментарий: «Растишь детей чтобы они воевали и гибли не на своей войне за яхты олигархов («смайл» в виде эмоции злость)», после чего в 18 часа 42 минуты разместил комментарий «Lana, подписываюсь под каждым словом, на**уй **тина и его войну с его шоблой («смайл в виде среднего пальца, направленного вверх)».

Согласно заключения специалиста № 399/02 от 20 сентября 2022 года АНО «Центр судебных экспертиз» сделанные гражданином ФИО1 комментарии являются публичными, содержащие в себе высказывания, относящиеся к использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в них отсутствуют ссылки на какой-либо источник информации, они являются негативными оценочными суждениями об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции на территории Украины.

Эти действия гражданина ФИО1 в совокупности обладают общей тематикой несогласия с внешней политикой Российской Федерации, связанной с проведением Вооружёнными силами Российской Федерации специальной военной операции, направленной на демилитаризацию и денацификацию на территории республики Украина.

Данный факт нашел свое полное подтверждение материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении ТВР № 0918988 от 27 сентября 2022 года; объяснениями ФИО1 от 27 сентября 2021 года; копий паспорта ФИО1; справкой на физической лицо; сведениями ООО «В Контакте» на ФИО1, протоколами исследования предметов и документов от 24 июля 2022 года; заключением специалиста №399/02 от 20 сентября 2022 года.

Таким образом, действия ФИО1, разместившего в сети Интернет высказывание, содержащее негативную оценку действиям Вооруженных Сил Российской Федерации, были направлены на дискредитацию, то есть умышленный подрыв авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, искажение поставленных перед ними целей и задач.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, судья находит, что данные доказательства объективны, непротиворечивы, получены с соблюдением норм закона, дополняют друг друга.

На основании изложенного, оценив все представленные доказательства в совокупности, судья приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения полностью доказана, и его действия подлежат квалификации по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, судья признаёт раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, предусмотренном статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

С учетом личности ФИО1, установленных обстоятельств, отсутствие отягчающих и наличия смягчающих вину обстоятельств, полагаю справедливым назначить ФИО1 наказание в пределах санкции статьи в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 20.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, года рождения, уроженца , официально не трудоустроенного, зарегистрированного по месту жительства по адресу: ... (паспорт гражданина Российской Федерации , выдан ТП УФМС России по Тверской области в ЗАТО «Озерный» 11 августа 2007 года), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Тверской области (МО МВД России по ЗАТО на ОВиРО Тверской области), ИНН <***>, КПП 690701001, р/с № <***>, БИК 012809106, КБК 18811601201019000140, УИН 18880469220009189889; назначение платежа - административный штраф.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, установленного частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в 60-дневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Иванкович