Дело № 5-30/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Нижний Ломов 22 марта 2017 года
Судья Нижнеломовского районного суда Пензенской области Булаев Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Нижнеломовский электромеханический завод»(<данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Нижнеломовский электромеханический завод» (АО «НЛЭМЗ») совершило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации сооружений при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 30 минут до 11 часов 40 минут при осмотре территорий, зданий, сооружений зоны санитарной охраны первого пояса артскважин, очистных сооружений производственных стоков, территории АО «НЛЭМЗ» по адресу: <...>, установлено, что в нарушение требований ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований п. 6.7 СанПиН 2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» очистные сооружения (станция нейтрализации) сточных вод эксплуатируются с 1983 года. За время эксплуатации станция устарела, произошёл износ оборудования. Цех механического обезвоживания и илоуплотнители не функционируют, требуется капитальный ремонт сооружений, следствием чего являются неудовлетворительные пробы сточной воды на выпуске в пойму реки Ломовка. При анализе результатов лабораторных исследований превышение требований ГН 2.1.5.1315-03 с изменениями ГН 2.1.2280-07 и СанПиН 2.1.5.980-00 отмечено превышение предельно допустимых концентраций по следующим ингредиентам: БПК полное, нефтепродуктам, железу, фенолу, в результате чего происходит загрязнение данного водного объекта.
Представители АО «НЛЭМЗ» ФИО2, действующая по доверенности от 07 ноября 2016 года, и ФИО3, действующая по доверенности от 20 марта 2017 года, с протоколом об административном правонарушении согласились, указав, что АО «НЛЭМЗ» действительно допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации очистных сооружений. При этом указали, что для полного устранения выявленных нарушений требуется строительство новых очистных сооружений, поскольку эксплуатируемые в настоящее время очистные сооружения строились давно, и рассчитывались на соблюдение совершенно иных, менее строгих, нормативов выбросов вредных веществ. Для строительства новых сооружений требуются значительные денежные средства - по расчетам около 500 млн. рублей. Учитывая, что представляемое ими предприятие в настоящее время входит в состав холдинга, соответствующая заявка на выделение таких денежных средств направлена в головное предприятие. Денежные средства планируется выделить в 2018 году.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. О причинах неявки не сообщил, на своем участии не настаивал, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Дело рассмотрено с отсутствие представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах.
Выслушав объяснения представителей АО «НЛЭМЗ», исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.6.4 КоАП РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 25 января 2017 года в отношении АО «НЛЭМЗ» возбуждено дело об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ, и постановлено провести административное расследование.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования явилось обращение о неудовлетворительном качестве питьевой воды, подаваемой населению из скважин, расположенных на территории АО «НЛЭМЗ» (неучтенных и необслуживаемых), а также о ненадлежащей системе канализации.
В ходе административного расследования проведен осмотр помещений, территорий, принадлежащих АО «НЛЭМЗ». В ходе осмотра установлено, что гальванический цех располагается на расстоянии 800 м. от источников водоснабжения. Очистные сооружения также расположены слева от скважин на расстоянии 800 м.. Сети производственной канализации от очистных сооружений находятся в северо-западной части предприятия, а артезианские скважины - в его юго-восточной части. Сточные воды от гальванического цеха поступают по трем линиям канализования на очистные сооружения (станцию нейтрализации) с последующим сбросом в пойму реки Ломовка (левый берег). Таким образом, в систему городской канализации производственные стоки не попадают. В состав станции нейтрализации входят: приемные камеры - 6 шт., насосные станции - 2 шт., усреднители - 3 шт., реакторы - 3 шт., отстойники - 4 шт., илоуплотнители - 4 шт., цех механического обезвоживания. Хромосодержащие и цианосодержащие стоки через усреднители поступают в реакторы, где посредством последовательного добавления реагентов ведется процесс их обезвреживания. Далее стоки насосами откачиваются в усреднитель и приемную камеру кислотно-щелочных стоков. Затем стоки самотеком поступают в отстойник, где происходит выпадение в осадок гидроокисей металлов. В 2016 году шлам (осадок гидроокисей металлов) по договору вывозился непосредственно с очистных сооружений в количестве 1380 кг.. Очистные сооружения эксплуатируются с 1983 года. За время эксплуатации станция устарела, произошёл износ оборудования. Цех механического обезвоживания и илоуплотнители не функционируют, требуется капитальный ремонт сооружений, следствием чего являются неудовлетворительные пробы сточной воды на выпуске в пойму реки Ломовка.
Названный осмотр производился в присутствии генерального директора АО «НЛЭМЗ» ФИО1, который получил его копию, и каких-либо замечаний по его содержанию не высказывал.
Таким образом, в судебном заседании установлено и представителями АО «НЛЭМЗ» не оспаривается, что названные очистные сооружения эксплуатируются ненадлежаще, без прохождения обязательных этапов очистки и использования неотъемлемых элементов этих очистных сооружений - цеха механического обезвоживания и илоуплотнителей.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (пункт 2).
В соответствии с п.6.7 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании... В этом случае нормативные требования, предъявляемые к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного пользования.
Согласно результатам лабораторных исследований, проведенных филиалом «<данные изъяты>» (протокол КХА воды № от 08 апреля 2016 года, протокол КХА воды № от 16 июня 2016 года, протокол КХА воды № от 23 сентября 2016 года, протокол КХА воды № от 25 ноября 2016 года) превышение предельно допустимых концентраций, предусмотренных требований ГН 2.1.5.1315-03 и СанПиН 2.1.5.980-00, отмечается по следующим ингредиентам: БПК полное (установлено от 5,2 до 7,5 мг/дм3 при норме 4,0 мг/дм3), нефтепродуктам (от 0,48 до 1,44 мг/дм3 при норме 0,3 мг/дм3), железу (от 0,36 до 0,8 мг/дм3 при норме 0,3 мг/дм3), фенолу (от 0,002 до 0,003 мг/дм3 при норме 0,001 мг/дм3).
То есть происходит загрязнение водного объекта - реки Ломовка.
Таким образом, эксплуатация очистных сооружений АО «НЛЭМЗ» осуществляется при нефункционирующих частях элементов этого сооружения, и общество, зная о ненадлежащем состоянии объекта, продолжает его эксплуатировать. В результате этого допущены нарушения ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГН 2.1.5.1315-03 и СанПиН 2.1.5.980-00.
Учитывая указанные обстоятельства по результатам административного расследования в отношении АО «НЛЭМЗ» должностным лицом обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в котором представитель АО «НЛЭМЗ» в своих объяснениях указал о согласии с выявленным нарушением, и принятии мер по его устранению.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд находит вину АО «НЛЭМЗ» в совершении инкриминируемого ему деяния доказанной, и квалифицирует его действия по ст.6.4 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации сооружений.
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд учитывает признание вины, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
К отягчающим административную ответственность обстоятельствам суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, относит повторное совершение однородного административного правонарушения (АО «НЛЭМЗ» постановлением по делу об административном правонарушении № от 21 июня 2016 года привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ).
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, предусмотренные п.3 ст.4.1 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить АО «НЛЭМЗ» наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Нижнеломовский электромеханический завод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Наложенный штраф перечислить на р/с <***> отделение г.Пенза, получатель: УФК Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области), ИНН <***>, БИК 045655001, Код бюджетной классификации 141 1 16 28000 01 6000 140, ОКТМО 56 651 101, КПП 583701001, УИН 14178792421702000254, протокол № об административном правонарушении от 14 февраля 2017 года.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.В. Булаев