ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/2021 от 20.02.2021 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11RS0010-01-2020-002746-44

Дело №5-30/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Шибакова Т.А., при секретаре Колотухиной Ю.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шарого С.В.,

представителя отдела по энергетическому надзору и надзору за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора Безумова А.И, действующего по доверенности №... от **.**.**,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре **.**.** дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (...

установил:

**.**.** государственным инспектором отдела по энергетическому надзору и надзору за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (сокращенное наименование - ЭМУП «Жилкомхоз») составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ).

Материалы административного дела на основании ч.2 ст.23.1 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми.

Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» Шарый С.В., действующий на основании доверенности, полагал отсутствующими основания для привлечения ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, поскольку трасса прокладки ЛЭП по крыше ворот здания ангара произведена по кабельной эстакаде высотой 2,5 м, а не по крыше здания. Ангар не является жилым зданием, не относится к общественным зданиям и зрелищным предприятиям. Прямой запрет на прокладку кабеля по крыше ангара отсутствует. Кроме того, кабельная линия была размещена на крыше ангара до приобретения его собственником ИП Куанышкалиевым А.Н. Вред жизни и здоровью граждан не причинен. Доказательств этого, как и сведений о том, кем был проложен спорный кабель и в какое время, Ростехнадзором не представлено. По данным основаниям полагал, что выявленные в ходе проверки нарушения, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, в связи с чем просил прекратить производство по делу.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор отдела по энергетическому надзору и надзору за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора Безумов А.И, также действующий по доверенности №Д-250-56 от **.**.**, подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о ненадлежащей эксплуатации ЭМУП «Жилкомхоз» линии электропередачи, проложенной по кровле ангара, без кабельного сооружения, не имеющей защиты от механических воздействий, в том числе снеговых масс, накапливающихся на крыше ангара, имеющего наклон к месту прохождения линии электропередачи, настаивал на привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности. Дополнительно пояснил, что в нарушение таблицы №... приложения 3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от **.**.**№..., измерение сопротивления изоляции электропроводки не проведено в установленный нормативными требованиями срок. При условии, что кабельная линия, проходящая по крыше ангара, не защищена от механических воздействий, не проведение испытаний в установленный срок свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации кабельной линии, в связи с чем имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью.

Индивидуальный предприниматель Куанышкалиев А.Н., обратившийся в Печорское управление Ростехнадзора с жалобой в отношении ЭМУП «Жилкомхоз», о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие, явку которого обязательной не признаю.

Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, образует нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Данная норма имеет бланкетный характер и отсылает к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Минэнерго России и другими федеральными органами исполнительной власти. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно ст.543 Гражданского кодекса РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п.1) Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (п.3).

Правила устройства электроустановок утверждаются приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и содержат общие требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок.

Требования Правил устройства электроустановок являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (зарегистрированы в Минюсте России 22.01.2003 №4145), цель которых обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

Указанные Правила (также по тексту ПТЭЭП) распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей (п.1.1.2).

Из положений п.1.2.2 приведенных Правил следует, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок.

В силу п.1.6.1 Правил потребители должны обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования электроустановок.

Согласно п.1.7.2 Правил устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.

Потребитель, которому принадлежит кабельная линия (эксплуатирующая организация), должен вести технический надзор за прокладкой и монтажом кабельной линии всех напряжений, сооружаемых монтажными организациями (п.2.4.4 Правил).

Как следует из п.2.1.75 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (в редакции изменений, внесенных Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания, вступивших в силу с 01.11.2003), незащищенные изолированные провода наружной электропроводки должны быть расположены или ограждены таким образом, чтобы они были недоступны для прикосновения с мест, где возможно частое пребывание людей.

Наружная электропроводка по крышам жилых, общественных зданий и зрелищных предприятий не допускается, за исключением вводов в здания (предприятия) и ответвлений к этим вводам (п.2.1.79 ПУЭ).

Незащищенные изолированные провода наружной электропроводки в отношении прикосновения следует рассматривать как неизолированные.

При этом кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями (п.2.3.2 ПУЭ); кабельным сооружением - сооружение, специально предназначенное для размещения в нем кабелей, кабельных муфт. К кабельным сооружениям относятся: кабельные туннели, каналы, короба, блоки, шахты, этажи, двойные полы, кабельные эстакады, галереи, камеры, подпитывающие пункты (п.2.3.3 ПУЭ).

Лотки в силу п. 2.3.5, 2.1.11 ПУЭ представляют собой открытую конструкцию, предназначенную для прокладки на ней проводов и кабелей, не защищающую от повреждений, не включены в перечень кабельных сооружений.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, согласно п.3 ст.5 Закона об электроэнергетике, обязаны соблюдать требования Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Как усматривается из представленных материалов, на основании жалобы ИП Куанышкалиева А.Н., поступившей руководителю Печорского управления Ростехнадзора **.**.**, проведено административное расследование по факту ненадлежащей эксплуатации кабельных линий электропередачи, проложенных открытым способом КЛ-0,4 кВ, расположенных на участке с кадастровым номером №... по по адресу ..., по которым осуществляется электроснабжение административно-бытового здания ЭМУП «Жилкомхоз» по адресу ..., а именно прохождения кабельной линии по крыше здания в населенной местности (без выдерживания допустимого расстояния), несоблюдения минимально допустимого расстояния от кабельной линии до близлежащих зданий, несоблюдения надлежащего способа прокладки кабельной линии.

В результате административного расследования в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» государственным инспектором отдела по энергетическому надзору и надзору за гидротехническими сооружениями Печорского управления Ростехнадзора Безумовым А.И. составлен протокол об административном правонарушении №... от **.**.**, согласно которому выявлен факт неудовлетворительной эксплуатации кабельной линии КЛ-0,4 кВ КТП «Союз» - Главный ввод, а именно с нарушением требований:

- п.1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6, зарегистрированным в Минюсте России **.**.**№...), согласно которым потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-правовых документов;

- п.**.**.** ПУЭ, регламентирующих, что наружная электропроводка по крышам жилых, общественных зданий и зрелищных предприятий не допускается, за исключением вводов в здания (предприятия) и ответвлений к этим вводам.

Исходя из материалов административного расследования, включая представленные фотоматериалы, должностным лицом административного органа документально подтверждено, что линия электропередачи ЭМУП «Жилкомхоз» проложена по кровле ангара без кабельного сооружения, не имеет защиты от механических воздействий, в том числе снеговых масс, накапливающихся на крыше ангара, имеющего наклон к месту прохождения линии электропередачи. Неудовлетворительная эксплуатация линии электропередачи влечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, в частности находящихся в помещении ангара, по крыше которого расположена линия. Самодельный металлосварной кабельный лоток, находящийся на крыше ангара, по которому частично проходит линия, не может являться кабельным сооружением, специально предназначенным для размещения в нем кабелей в понимании п.2.3.3 ПУЭ, и не является защитой от внешних механических повреждений проложенных на нем кабелей.

Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, сведениями ЭМУП «Жилкомхоз» от **.**.**№... о том, что линия электропередач КЛ-0,4 кВ КТП «Союз» - Главный ввод в виде двух кабельных линий, проложенных открытым способом (далее - ЛЭП), расположенная на участке по адресу ..., находится на балансовой и эксплуатационной ответственности ЭМУП «Жилкомхоз», является действующей, по ней осуществляется электроснабжение административно-производственного комплекса предприятия по по адресу .... Трасса прокладки ЛЭП произведена по крыше ворот здания ангара ввиду их препятствия на пути прокладки кабелей; актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от **.**.** между ЭМУП «Жилкомхоз» и сетевой организацией; паспортом кабельной линии КТП «Союз» - Главный ввод от **.**.**, составленным главным энергетиком ФИО6, из которого следует, что трасса проложена по лоткам и в земле, рабочее напряжение 0,4 кВ, по данным профилактических испытаний измерение сопротивления изоляции проводилось **.**.**, признано соответствующим, последующего измерения 1 раз в три года не проведено (таблица 37 приложения 3.1 ПТЭЭП); выпиской кабельного журнала ЭМУП «Жилкомхоз»; журналом обходов и осмотров трасс кабельных линий ЭМУП «Жилкомхоз», начатым **.**.**; выпиской из ЕГРЮЛ; фотоматериалом о наглядном расположении, эксплуатации и состоянии кабельной линии; ответом администрации от **.**.** об отсутствии в реестре муниципального имущества кабельной линии КЛ-0,4 кВ КТП «Союз» - Главный ввод по адресу ..., и информации о ее балансодержателе и эксплуатирующих лицах, а также ответом Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** о нахождении кабельной линии КЛ-0,4 кВ КТП «Союз» - Главный ввод, проходящей по вышеуказанному адресу, на балансе ЭМУП «Жилкомхоз» и об использовании ее для электроснабжения здания ЭМУП «Жилкомхоз», расположенного по адресу ... приложением соответствующих акта и фотографии расположения кабельной линии.

Данные доказательства получены и оформлены в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №... и здание ангара с кадастровым номером №... по по адресу ..., где проложена кабельная линия электропередачи, находятся в собственности Куанышкалиева А.Н.

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Спорная кабельная линия КЛ-0,4 кВ КТП «Союз» - Главный ввод, расположенная по адресу: г.Сыктывкар, Ухтинское шоссе, д.2/2, отнесена к зоне балансовой ответственности и эксплуатируется ЭМУП «Жилкомхоз», в связи с чем согласно п.3 ст.5 Закона об электроэнергетике, предприятие обязано соблюдать требования Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также правил устройства электроустановок и технической эксплуатации электроустановок.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ЭМУП «Жилкомхоз» приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеперечисленных положений.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о наличии в действиях ЭМУП «Жилкомхоз» события и состава правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, в связи с нарушением последним Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6, и Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, по обеспечению надлежащего содержания и надежной эксплуатации кабельной линии, ее поддержания в работоспособном и исправном состоянии с учетом установленных требований и правил безопасности.

Доводы защитника ЭМУП «Жилкомхоз» об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, равно как и о прекращении производства по делу, судьей отклоняются, поскольку опровергаются приведенными выше положениями законодательства и Правил, пренебрежительное ЭМУП «Жилкомхоз» к которым в части содержания и эксплуатации спорной кабельной линии может повлечь угрозу жизни и здоровью, не исключает создание аварийных ситуаций.

Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется. В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства дела, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, с учетом требований ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, судья полагает возможным не применять к ЭМУП «Жилкомхоз» наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку оно может парализовать работу предприятия, осуществляющего поддержание надлежащего технического и санитарного состояния общедомового имущества Эжвинского района г.Сыктывкара, что недопустимо, и считает необходимым назначить ЭМУП «Жилкомхоз» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.9.11 КоАП РФ, в размере 20000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

№...

№...

№...

№...

№...

№...

№...

№...

№...

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

Разъяснить ЭМУП «Жилкомхоз», что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьи 31.5 настоящего Кодекса.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.А. Шибакова