ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/2022 от 22.04.2022 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 5-30/2022

УИД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 апреля 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Богатырева Н.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», юридический адрес:

установил:

Юридическое лицо - акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» умышлено не выполнило требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, содержащиеся в представлении от 14 февраля 2022 года , а именно представление рассмотрено без участия Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, при этом о дне и времени рассмотрения представления заблаговременно Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор не уведомлен, чем нарушены требования п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации».

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал, в соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.

В представленных возражениях законный представитель юридического лица Штельма К.С., действующий на основании доверенности от 13 сентября 2020 года, в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение совершено впервые, действия не повлекли общественно-опасных последствий для общества, просил в отношении юридического лица меру наказания в виде предупреждения.

Помощник Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Зарайкина В.В. полагала вину АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в совершении правонарушения установленной материалами дела, поскольку о принятии мер по устранению части выявленных нарушений закона юридическим лицом прокурору не сообщено, тем самым представление в полном объеме не исполнено, что влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Кроме того, представление рассмотрено в отсутствие прокурора и без его надлежащего извещения.

Выслушав прокурора, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закона о прокуратуре), определяя правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, предусматривает право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов требовать от руководителей коммерческих организаций устранения нарушений закона путем принесения протестов, представлений. При этом, в силу пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, 23, 24 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Установленная статьей 17.7 КоАП Российской Федерации административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его законных полномочий, является средством обеспечения исполнения указанной обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.

Частью 1 статьи 24 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» является юридическим лицом,

Согласно Уставу юридического лица АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» самостоятельно планирует и осуществляет собственную деятельность.

Как следует из материалов дела, Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена про­верка по обращению о несвоевременной очистке критических зон радиомаячной системы инструментального захода воздуш­ных судов на посадку (далее - РМС) на аэропорте Комсомольск-на-Амуре (Хурба), в ходе которой в деятельности АО «Комсомольский-иа-Амуре аэро­порт выявлены грубые нарушения законодательства о безопасности полетов.

14 февраля 2022 года Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором внесено представление генеральному ди­ректору АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» об устранении причин и условий, способствовавших наруше­ния законодательства о безопасности полетов, которое содержало в себе также требование о рассмотрении представления с участием Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, о заблаговременном извещении прокурора о дне и времени рассмотрения, сообщении о результатах рассмотрения представления в установленный законом месячный срок.

10 февраля 2020 года АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года № 286, утверждены Федераль­ные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов граждан­ской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соот­ветствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федераль­ных авиационных правил» (далее - ФАП № 286).

В силу п. 6 ФАП № 286 оператор аэродрома гражданской авиации в соот­ветствии с требованиями, установленными федеральными авиационными пра­вилами, обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно информационному письму Федерального агентства воздушного транспорта от 30.12.2010 № 6.04-3171, расходы по очистке от снега в зимнее время, укосу трав в летнее время площадей критических зон КРМ и ГРМ РМС включены в стоимостную основу аэропортового сбора за взлет-посадку.

Согласно п. 2.22 Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2014 № 297, критическая зона КРМ представляет собой часть лётного поля аэродрома шириной 120 м в обе стороны от осевой линии ВПП и длиной, равной расстоянию от антенной системы КРМ до порога ВПП данного направления посадки. Критическая зона. ГРМ - это территория лётного поля аэродрома: в поперечном направлении - от дальней кромки ВПП до условной линии, проведенной параллельно ВПП в 60 м от антенной системы ГРМ; в продольном направлении - от условной линии, перпендикулярной оси ВПП, проведенной в 100 м от торца ВПП. в сторону БГГРС или БМРМ данного направления посадки до параллельной ей линии на расстоянии 120 м за антенной системой ГРМ.

Таким образом, указанные федеральные авиационные правила подтверждают, что ответственность за поддержание в эксплуатационном состоянии зон КРМ и ГРМ РМС несет главный оператор аэродрома.

Согласно абзаца 4 пункта 57 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает план мероприятий в случае аварийной обстановки на аэродроме или в районе аэродрома, предусматривающий координацию действий, предпринимаемых службами аэродрома при возникновении чрезвычайных обстоятельств на аэродроме или в районе аэродрома, вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В соответствии с п. 34 указанных федеральных авиационных правил для осуществления функций по содержанию аэродрома и его оборудования в постоянной эксплуатационной готовности, а также других функций, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь в своей структуре соответствующие службы (подразделения).

Пунктом 38 ФАП № 286 определено, что оператором аэродрома гражданской авиации должна быть разработана и утверждена технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полёты.

Согласно абзацу 1 п. 57 указанных федеральных авиационных правил оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полётов воздушных судов.

В соответствии с п. 8.11 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее ФАП), аэродромное обеспечение полётов включает комплекс мероприятий по поддержанию лётного поля аэродрома, включающего ВПП, РД, перроны и места стоящей воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно п. 8.12 указанных ФАП подготовка аэродрома к полетам воздушных судов, контроль над его техническим состоянием, своевременный ремонт, определение значений коэффициента сцепления осуществляется главным оператором аэропорта.

Пунктом 2.22 ФАП «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвер­жденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2014 № 297 (далее - ФАП № 297), определено, что критическая зона курсового радиома­яка представляет собой часть лётного поля аэродрома шириной 120 м в обе стороны от осевой линии ВПП и длинной, равной расстоянию от антенной си­стемы КРМ до порога ВПП данного направления посадки. Критическая зона глиссадного радиомаяка - это территория летного поля аэродрома в попереч­ном направлении - от дальней кромки ВПП до условной линии, проведенной параллельно ВПП в 60 м от антенной системы глиссадного радиомаяка.

Согласно п. 2.2, п. 2.3.2 Инструкции по производству полётов в районе аэродрома совместного базирования Комсомольск-на-Амуре от 29,12.2018 № ДИ 1-127, летное поле аэродрома имеет прямоугольную форму и размер 3000*1000 м. Искусственная взлётно-посадочная полоса аэродрома имеет раз­мер 2500*40 м.

Таким образом, критические зоны радиомаячной системы посадки отнесены к территории лётного поля аэродрома, ответственность за поддержа­ние которого в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов возложена на оператора аэродрома граж­данской авиации.

Технология взаимодействия зон КРМ и ГРМ РМС захода на посадку, разработана и подписана сторонами ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 30 ноября 2021 года по 28 января 2022 года на в связи с неочисткой критических зон не функционировала радиомаячная система инструментального захода ВС на посадку по 1 категории 1САО . Согласно эксплуатационной документации высота снежного (травяного) покрова для РМС первой категории 1САО в зоне ГРМ должна быть не более 30 см. в зоне КРМ не более 50 см.

28 февраля 2022 года в Комсомольскую-на-Амуре транспортную прокуратуру поступило сообщение на вышеуказанное представление, подписанное генеральным директором АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», согласно которому он считает представление не соответствующим действующим нормативным актам в области регулирования безопасности полетов, в том числе по очистке критических зон радиомаячной системы инструментального захода воздушных судов на посадку.

Основанием для возбуждения Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором 22 марта 2022 года дела об административном правонарушении в отношении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» послужил факт неисполнения требований прокурора, а именно рассмотрение представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о безопасности полетов от 14 февраля 2022 года в отсутствие прокурора, непринятия мер к причин и условий, способствующих нарушениям законодательства по безопасности полетов.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре, прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Пунктом 16 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 31.08.2021) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" на прокурорских работников возлагается обязанность принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

Закрепленное ч. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре право прокурора участвовать в рассмотрении внесенных им представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями возлагает на указанные органы обязанность при наличии требования прокурора известить его о времени и месте рассмотрения и рассмотреть с его участием направленные в их адрес представления и протесты.

Таким образом, совершенное юридическим лицом АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» деяние, выразившееся в умышленном невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законодательством, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Вина АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в совершенном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 марта 2022 года, представлением об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства о безопасности полетов от 14 февраля 2022 года , ответом на представление от 28 февраля 2022 года АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт.

В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Россий­ской Федерации предусмотрена административная ответственность, но дан­ным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, свидетельствуют о том, что бездействие юридического лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

Вместе с тем, неисполнение юридическим лицом требования прокурора по непринятию мер к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о безопасности полетов не влечет ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку содержащая в ответе на представление прокурора от 28 февраля 2022 года позиция АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» по вопросу проведения мероприятий по очистке критических зон радиомаячной системы инструментального захода воздушных судов на посадку подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, 28 января 2022 года очистка указанных зон была осуществлена.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», не установлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения, является совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

27 декабря 2021 года АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» было привлечено к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, что свидетельствует о повторности совершённого правонарушения.

Оснований для применения наказания в виде предупреждения, в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ, не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Юридическое лицо - акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании данной статьи назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят пять тысяч рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению на следующие реквизиты - получатель платежа:

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Ю.Богатырева

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа необходимо предъявить в Комсомольский районный суд Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, д.1, каб. № 102), не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, в противном случае штраф будет взыскан принудительно.

Постановление вступило в законную силу:

Срок предъявления к исполнению 2 года.