ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-311/20 от 25.08.2020 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 5-311/2020

УИД: 54RS0018-01-2020-002064-09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 августа 2020 года г. Искитим Новосибирской области

Судья Искитимского районного суда Новосибирской области Осеева И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Сибирский Антрацит», юридический адрес: <Адрес> р.<Адрес> ранее привлекавшегося к административной ответственности по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

При проведении мероприятий по контролю (надзору) на опасном производственном объекте «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский)», расположенном по адресу: Российская Федерация, <Адрес>, принадлежащий (находящийся в эксплуатации) АО «Сибирский Антрацит», при проверке на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от ДатаНомер «О проведении внеплановой выездной проверки АО «Сибирский Антрацит» выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) Дата в 16 часов 00 минут в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Разрез угольный Колыванский» (участок Северный, участок Крутихинский)», регистрационный № Номер от Дата Место совершения правонарушения: опасный производственный объект – «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский), расположенный по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, Дата.

Из протокола Номер от Дата об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Сибирский Антрацит» следует, что Дата в 16 часов 00 минут при проведении проверки на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от Дата<Адрес> «О проведении внеплановой выездной проверки АО «Сибирский Антрацит» выявлены нарушения нормативно-технической документации и требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте - «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский), а именно:

В АО «Сибирский антрацит» разрез Колыванский на участке «Крутихинский» ведутся горные работы по добыче угольного пласта Двойной I-II-III с нарушением проектной документации «Технический проект разработки участка недр Северный и Крутихинский Колыванского месторождения. Дополнение 2» и согласованного плана развития горных работ на 2020 год.

1. Планом развития горных работ на 2020 год АО «Сибирский Антрацит» предусмотрена отработка угольного пласта Двойной I-II-III до горизонта +40 метров, согласно представленной АО «Сибирский Антрацит» маркшейдерской съемки, добыча угольного пласта Двойной I-II-III в профильных линиях 23-28 велась на горизонте +35 метров велась с нарушением параметров системы отработки, проектной документацией и планом развития горных работ на 2020 год АО «Сибирский Антрацит» предусмотрена высота уступа 10 метров, а фактически высота уступов составила 20 метров без разноски вышележащих горизонтов, в результате чего образовалась опасная зона – «высокий уступ», наблюдаются нависи и заколы породы.

К опасным зонам на угольном разрезе, где ведутся горные работы, относятся участки, площадки, в пределах которых имеются зоны, характеризующиеся наличием природных или техногенных факторов, под воздействием которых может возникнуть аварийное состояние объекта ведения горных работ, что может создать угрозу для жизни людей либо нанесет значительный ущерб имуществу других лиц и окружающей природной среде.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; статьи 22, 24 Закона РФ от ДатаНомер «О недрах»; пункт 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

2. Горные работы по добыче угольного пласта Двойной I-II-III в профильных линиях 23-28 на горизонте +35 метров велись без проекта или мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасной зоне.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 82, 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

3. Опасная зона – «высокий уступ» в профильных линиях 23-28 на горизонте +35 метров не отнесена к опасной зоне в установленном порядке. Границы опасной зоны на местности не обозначены предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 83 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

4. Руководитель службы производственного контроля не осуществляет контроль за своевременным и правильным обозначением опасной зоны – «высокий уступ» в профильных линиях 23-28 на горизонте +35 метров на местности предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

5. Главный маркшейдер угольного разреза не отнес участок в профильных линиях 23-28 на горизонте + 35 метров к опасной зоне и не построил их границы; границы опасной зоны не нанес на планы горных работ.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 90 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

6. Сменный надзор и работники горного участка проводили работы по добыче угольного пласта Двойной I-II-III в профильных линиях 23-28 на горизонте +35 метров в опасной зоне – «высокий уступ» без инструктажа по безопасным методам ведения горных работ в опасной зоне в соответствии с проектом или мероприятиями по безопасной работе в опасной зоне (из-за их отсутствия).

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

7. В профильных линиях 23-28 на горизонте +35 метров в опасной зоне – «высокий уступ» не осуществляется регулярная оборка отступов от нависей и козырьков, ликвидация заколов.

Нарушены: часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

Представитель АО «Сибирский Антрацит» - Нестеров А.А., действующий по доверенности от Дата сроком до Дата, в судебном заседании вину признал частично, пояснив, что с нарушениями согласны частично, с пунктом 4 нарушения не согласны, т.к. руководитель службы производственного контроля не мог осуществлять контроль за своевременным и правильным обозначением опасной зоны, поскольку эта зона не была зарегистрирована, ему и контролировать было нечего. В полномочия данного должностного лица не входит контроль. Остальные нарушения признают, приступили к их устранению, что подтверждается представленными документами: журналом учета опасных зон, расчетами границ опасной зоны и границ зоны безопасного ведения горных работ ОЗ Номер (участок ведения горных работ под высоким уступом).

Представитель Сибирского управления Ростехнадзора - Бодягина Г.С., действующая по доверенности Номер от Дата сроком по Дата, в судебном заседании пояснила, что поддерживает указанные выше нарушения в отношении АО «Сибирский Антрацит», пункт 4 нарушения оставляет на усмотрение суда. Просит применить наказание в виде приостановления деятельности.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - заместитель начальника Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора – Козлов А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения данного дела уведомлен надлежащим образом.

С учётом мнения явившихся в судебное заседание лиц суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие должностного лица – Козлова А.Г.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 вышеназванного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Частью 2 ст. 24 Закона о недрах установлена обязанность пользователей недрами обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Приказом Ростехнадзора от Дата N 488 утверждены "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (Зарегистрировано в Минюсте России Дата N 49999), которые распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах, связанную с разработкой угольных месторождений открытым способом (далее - угольный разрез), проектирование, строительство и эксплуатацию угольного разреза, конструирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию и ремонт технических устройств, профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) профессиональные аварийно-спасательные формирования (далее - ПАСС(Ф), а также на работников иных организаций, деятельность которых связана с угольными разрезами (ст. 2).

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, образует нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Судебным разбирательством установлено, что при проведении мероприятий по контролю (надзору) на опасном производственном объекте «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский)», расположенном по адресу: Российская Федерация, <Адрес>, принадлежащий (находящийся в эксплуатации) АО «Сибирский Антрацит», при проверке на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от ДатаНомер-о «О проведении внеплановой выездной проверки АО «Сибирский Антрацит» выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) Дата в 16 часов 00 минут в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Разрез угольный Колыванский» (участок Северный, участок Крутихинский)», регистрационный № <Адрес> от Дата, а именно в АО «Сибирский антрацит» разрез Колыванский на участке «Крутихинский» ведутся горные работы по добыче угольного пласта Двойной I-II-III с нарушением проектной документации «Технический проект разработки участка недр Северный и Крутихинский Колыванского месторождения. Дополнение 2» и согласованного плана развития горных работ на 2020 год.

Судья полагает, что доводы представителя АО «Сибирский Антрацит» об исключении из нарушений пункта 4 заслуживают внимания, поскольку руководитель службы производственного контроля не мог осуществлять контроль за своевременным и правильным обозначением опасной зоны, поскольку такая зона при проведении проверки не была зарегистрирована. В связи с чем, подлежит исключению данный пункт нарушения.

Факты наличия нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и указанных в протоколе об административном правонарушении по настоящему делу, установлены в судебном заседании и подтверждаются следующими доказательствами: протоколом Номер от Дата об административном правонарушении, протоколом Номер от Дата о временном запрете деятельности; свидетельством о регистрации АО «Сибирский Антрацит» в качестве опасного производственного объекта; Выкопировкой с Плана горных работ; сечениями по профильным линиям 25, 25, фотографиями западного борта участка Крутихинский между профильными линиями 26-27, копией распоряжения № РП-341-1825-о от Дата о проведении внеплановой выездной проверки АО «Сибирский Антрацит».

Судья приходит к выводу, что действия АО «Сибирский Антрацит» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от Дата № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 36, 82, 83, 90, 92, 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДатаНомер.

При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учитывается личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие ответственность и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность АО «Сибирский Антрацит», является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление Искитимского районного суда <Адрес> от Дата по делу об административном правонарушении Номер).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность следует отнести признание вины, принятие мер к устранению допущенных нарушений, что подтверждается представленными документами.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств, а также повышенную потенциальную опасность объекта, отнесенного к категории опасного производственного объекта, расположенного в непосредственной близости от населенного пункта, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может повлечь за собой значительные человеческие жертвы.

Принимая во внимание характер деятельности юридического лица, а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей в результате нарушения требований промышленной безопасности, судья приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по ведению горных работ в профильных линиях 23-28 на горизонте + 40,0 метров и ниже горизонта +40,0 метров на опасном производственном объекте «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский)», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (регистрационный номер Номер), расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес>, принадлежащего (находящегося в эксплуатации) АО «Сибирский Антрацит».

Руководствуясь ст. 9.1 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Акционерное общество «Сибирский Антрацит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по ведению горных работ в профильных линиях 23-28 на горизонте + 40,0 метров и ниже горизонта +40,0 метров на опасном производственном объекте «Разрез угольный Колыванский (участок Северный, участок Крутихинский)», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (регистрационный Номер), расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес>, принадлежащего (находящегося в эксплуатации) АО «Сибирский Антрацит», на срок 90 (девяносто) суток.

Срок наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности, то есть с Дата с 11 часов 00 минут.

Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению и направлению для исполнения в Отдел службы судебных приставов по Искитимскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области по адресу: Новосибирская область, г. Искитим, ул. Советская, 200.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд Новосибирской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Разъяснить АО «Сибирский Антрацит», что по его ходатайству административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьёй, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление изготовлено в совещательной комнате.

Судья подпись И.Г. Осеева