Дело № 5-341/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 ноября 2015 года г. Рубцовск Алтайского края
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Федорова Ю.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, *** года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ...; место работы: ИП «...», магазин «...», расположенный по адресу: ..., по ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ***, составленному оперуполномоченным Рубцовского МРО Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю старшим лейтенантом Л., *** около 15 часов 10 минут в магазине «...» ИП «...», расположенном по адресу: ..., ФИО1 демонстрировал на витрине, а также реализовывал продукцию с изображением листьев растения «...», то есть осуществлял незаконную пропаганду растений, содержащих наркотические средства. *** в ходе обследования помещения в магазине «...» ИП «...», расположенном по адресу: ..., были изъяты три бензиновые зажигалки с изображением листьев растения «...» и переданы в ЭКО Регионального управления ФСКН России по ..., для проведения комплексной ботанико-психологической экспертизы. Согласно заключению эксперта , от *** на зажигалках изображены листья растения, которые, вероятно, являются стилизованным изображением листьев растения конопля, и может побуждать к проявлению интереса к наркотическим средствам или их потреблению. Также данная продукция может формировать положительное или терпимое отношение к потреблению наркотических средств. Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебном заседании полагал, что нарушена процедура обследования помещения, поскольку была проведена в его отсутствие, также акт изъятия предметов должен быть оформлен отдельным документом, кроме того, при назначении наказания просил применить санкцию в виде приостановления деятельности в связи с тем, что отдел фактически не работает, денежные средства у него отсутствуют.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, судья считает, что в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Доказательства, в силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, оцениваются судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, влечет назначение административного наказания.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от *** № 3-ФЗ (ред. от ***) «О наркотических средствах и психотропных веществах» растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры - это растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Конопля (растение рода Cannabis) входит в перечень растений, содержащих наркотические вещества или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежит контролю в Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от *** «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от *** № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» растение конопля (растение рода Cannabis) входит в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от *** № 3-ФЗ (ред. от ***) «О наркотических средствах и психотропных веществах», пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
Согласно ст. 3 Федерального закона от *** № 38-ФЗ «О рекламе», «реклама» - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; «объект рекламирования» - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от *** № 38-ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в том числе: наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Из материалов дела следует, что *** около 15 часов 10 минут в магазине «...» в отделе ИП «....», расположенном по адресу: ..., на витрине для продажи размещены три зажигалки, предположительно с изображением листьев растения «...» (растение рода ...). Было установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИП «...»), в указанном магазине «...», расположенном по адресу: ..., демонстрирует на витрине для продажи и реализует товары, пропагандирующие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, подтверждается допустимым и достоверными доказательствами: протоколом от *** об административном правонарушении, в котором ФИО1 собственноручно указал, что на витрине отдела для продажи имелись зажигалки с различными изображениями, не отрицал факт нахождения на витрине для продажи зажигалок изображением листьев растения «конопля», приобретенных им на рынке ... в ассортименте; рапортом сотрудника Рубцовского МРО РУФСКН России по Алтайскому краю от ***; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, протоколом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от ***, составленным оперуполномоченным Рубцовского МРО РУФСКН России по Алтайскому краю, фототаблицей, объяснением ФИО1 от ***, объяснением Я., объяснениями свидетелей К. и И. от ***, определением о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении от ***, подпиской экспертов от ***, заключением эксперта , от ***.
Согласно выводам заключения эксперта , 1061 от *** экспертно-криминалистического отдела Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю ... на зажигалках изображены листья растения, которые, вероятно, являются стилизованным изображением листьев растения «конопля». Данная продукция с изображениями, стилизованными либо по форме напоминающими листья конопли, может побуждать к проявлению интереса к наркотическим средствам или их потреблению. Данная продукция с изображениями, стилизованными либо по форме напоминающими листья конопли, может формировать положительное или терпимое отношение к потреблению наркотических средств.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В исследовательской части заключения эксперта , 1061 от *** экспертно-криминалистического отдела Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю, указано, что изображение на зажигалках, стилизованные либо по форме напоминающие листья растения конопля, являются символикой наркотического средства марихуана. Эксплуатация бренда конопли, как атрибута «планокуров» (План - анаша (марихуана), гашиш) может управлять поведением совершенно различных, как по ментальности, так и по жизненному опыту людей в типовых ситуациях. Воздействуя на рациональную и эмоциональную сферу психики, такое изображение может вызывать положительное отношение к растению конопля, используемому для приготовления наркотических средств. Изображения на зажигалках, стилизованные либо по форме напоминающие листья конопли, создают привлекательный образ растения конопля, и могут рассматриваться как изображение рекламного характера. Это тем более значимо при выделении конкретной целевой аудитории - определенных социальных и возрастных групп, в которых возможно срабатывание используемого в них образа, служащего средством самоидентификации лиц, употребляющих наркотики. Следовательно, по результатам проведенного психологического исследования можно утверждать, что представленная продукция по своему значению и смыслу может восприниматься как эмоционально привлекательная. Использование в исследуемой продукции изображения, стилизованного либо по форме напоминающего лист наркотикосодержащего растения конопля, может побуждать к проявлению интереса к наркотическим средствам или их потреблению.
Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, регламентирующие запрет пропаганды и ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Для установления состава административного правонарушения необходимо достоверно определить, что пропагандируются или рекламируются, именно, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, включенные в указанный Перечень.
Объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют следующие противоправные действия: 1) пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; 2) незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Объективную сторону правонарушения может составлять как каждое из перечисленных в диспозиции статьи действий в отдельности, так и одновременное либо последовательное их осуществление.
Состав административного правонарушения ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, так как наступление негативных последствий правонарушения (таких, например, как приобретение, изготовление или незаконное потребление наркотиков потребителями рекламы) не является обязательным признаком его объективной стороны. Поэтому для наступления административной ответственности достаточно самого факта пропаганды или незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. С момента осуществления пропаганды или незаконной рекламы данное правонарушение следует считать оконченным.
Суд полагает, что стилизованное изображение листа конопли на зажигалках (как на потребительском товаре-носителе), является рекламным образом, способным вызвать интерес к самому объекту (в данном случае - растению конопля, которое содержит наркотическое средство). Сам товар (зажигалки) может выступать агентом передачи информации, которая является потенциально опасной для социума. Изображение листа Cannabis (конопля), признанного рекламным образом на представленных к исследованию зажигалках, изъятых из продажи, является видом незаконной рекламы, так как передает информацию о незаконном объекте рекламирования.
В рассматриваемой ситуации незаконным объектом рекламирования явился не товар (зажигалки), а само растение, лист конопли. Зажигалки, предлагались к продаже и находились в доступном для покупателей месте.
Реклама наркотических средств и психотропных веществ, как правило, связана с коммерческими целями, извлечением прибыли в результате реализации товаров, оказания услуг и т.п. Пропаганда наркотических средств и психотропных веществ может преследовать иные цели.
Квалификацию действий ФИО1 по ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, судья считает правильной.
Правонарушение посягает на общественную нравственность и здоровье людей, представляя повышенную общественную опасность.
Протокол об административном правонарушении составлен компетентным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что осмотр принадлежащего индивидуальному предпринимателю помещения производился без участия последнего и его представителя, подлежит следующей оценке. Статья 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующая порядок проведения осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, находящихся там вещей и документов, не содержит положений, императивно устанавливающих обязательность присутствия при осмотре индивидуального предпринимателя, и допускает возможность составления протокола осмотра с участием иного представителя индивидуального предпринимателя. При этом действующим законодательством не установлены требования к наличию у соответствующего лица специальной доверенности на участие в совершаемом контрольном мероприятии, направленном на своевременную фиксацию правонарушения.
Из протокола обследования торгового павильона, расположенного вторым слева от входа в магазин «...» по ..., в г. Рубцовске и принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, от *** (л.д. 5) усматривается, что таковой составлен в соответствии с требованиями закона, в присутствии понятых К., И. и Я., находившейся в магазине в качестве продавца, и являющейся женой ИП ФИО1, подписан понятыми, продавцом Я. и составившим его должностным лицом Л., без замечаний.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что после визуального осмотра отдела *** должностным лицом составлен рапорт и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведение административного расследования, с данным определением *** ознакомлены Я. и ФИО1, о чем свидетельствуют их личные подписи.
Протокол обследования торгового павильона составлен *** в присутствии понятых и продавца павильона - Я. супруги ИП ФИО1
Письменные объяснения Я. и ФИО1 дали ***, не отрицая при этом выявленных фактов.
При составлении протокола об административном правонарушении от *** ФИО1 присутствовал лично, дал объяснения, в которых указанные в протоколе факты не отрицал, замечаний на протокол не представил.
С учетом статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий.
Согласно ч. ч. 2, 6 ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случаях, не терпящих отлагательства, протокол осмотра подписывается представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Таким образом, вышеуказанные положения закона допускают возможность составления указанных протоколов в присутствии не только самого индивидуального предпринимателя, но и иного его представителя при условии, что такие протоколы составлены с участием двух понятых.
По настоящему делу, протокол осмотра составлен с соблюдением требований ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, надлежащим должностным лицом, в присутствии двух понятых, сведения о которых отражены в протоколе осмотра, в присутствии продавца Я. которая возражений, как по поводу проведенного осмотра, так и по поводу представления интересов индивидуального предпринимателя не выразила, от подписи протокола не отказалась. В указанном протоколе имеется запись о том, что в ходе осмотра производилась фотосъемка. Фототаблица подписана уполномоченным должностным лицом. Сама по себе фототаблица отвечает требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и в совокупности с иными доказательствами не ставит под сомнение доказанность наличия в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии со ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Что и было отражено в протоколе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от ***.
Таким образом, наличие в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которые сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное приостановление деятельности применяется в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры,
В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При назначении наказания в соответствии со ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд учитывает личность виновного, его материальное и семейное положение, характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и, с учетом целей административного наказания, полагает возможным избрать в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 3 суток с конфискацией рекламной продукции.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, *** года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на *** (***) суток с конфискацией рекламной продукции - трех бензиновых зажигалок с изображением листьев растения «Конопля».
Три бензиновые зажигалки с изображением листьев растения «Конопля» по вступлению постановления в законную силу уничтожить.
Исполнение постановления поручить Отделу судебных приставов г. Рубцовска и Рубцовского района.
Орган, уполномоченный от имени Российской Федерации осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве - Региональное управление ФСКН России по Алтайскому краю Рубцовский межрайонный отдел: 658200 <...>.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Рубцовский городской суд.
Судья Ю.Ю. Федорова