№ 5-358/2020
26RS0031-01-2020-001358 -04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Зеленокумск 18 августа 2020 года
Судья Советского районного суда Ставропольского края Белоусова Е.В.
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ГУП СК « Зеленокумский водоканал» по доверенности ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ГУП СК «Зеленокумский водоканал», юридический и фактический адрес: <адрес>
установил:
25 мая 2020 года в 16 часов 00 минут по поступившей информации из администрации Советского городского округа Ставропольского края № 3549 от 18.05.2020 установлено, что Постановлением администрации Советского городского округа № 426 от 13.04.2008 г. «О наделении статусом гарантирующей организации, обеспечивающей централизованное водоснабжение и водоотведение и установление зоны их деятельности на территории Советского городского округа Ставропольского края» установлено, что одной из гарантирующей организации является ГУП СК «Зеленокумский водоканал», которое фактически осуществляет обслуживание централизованной сети водоснабжения и водоотведения, на которой установлены элементы технических устройств (гидранты), предназначенные для целей забора воды передвижной пожарной техникой для обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
26.05.2020 установлено, что ГУП СК «Зеленокумский водоканал» являющееся одной из гарантирующей организацией, фактически осуществляющей обслуживание централизованной сети водоснабжения и водоотведения, на которой установлены элементы технических устройств (гидранты), предназначенные для целей забора воды передвижной пожарной техникой обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, произвело осуществление деятельности не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) несмотря на то, что такая лицензия обязательна, а именно - допущен монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем водоснабжения и их элементов на участке сети централизованного водоснабжения, водоотведения в установленной зоне на территории населенных пунктов: г.Зеленокумск, прилегающие хутора Тихомировка, ФИО2, Рог, Ковгановский, Средний лес, Привольный, в нарушение п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99 « О лицензировании отдельных видов деятельности» на производство деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений без соответствующей лицензии, п.2 Постановления Правительства РФ № 957 от 21.11.2011 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», п.3 приложения к Постановлению Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ГУП СК «Зеленокумский водоканал» ФИО1, вину юридического лица признала и подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, ремонт и пуско-наладочные работы на указанной территории действительно производятся. Однако просила учесть тот факт, что их организация пожарные гидранты не обслуживает.
Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела,судья пришел к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Ответственность по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 в перечень соответствующих работ и услуг, подлежащих лицензированию включены монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу положений статей 62, 68, 127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, пункта 8.6 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России N 178, организацией (руководителем организации) должна обеспечиваться исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организация проведения проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В числе доказательств виновности юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении, в материалы дела представлено постановление администрации Советского городского округа Ставропольского края за № 426 от 13 апреля 2018 года, согласно которому, ГУП СК « Зеленокумский водоканал» наделен статусом гарантирующей организации, обеспечивающей централизованное водоснабжение и установлена зона его деятельности на территории населенных пунктов Советского района.
В соответствии со ст. 126 Закона N 123-ФЗ пожарные гидранты относятся к оборудованию и в силу ст. 127 Закона N 123-ФЗ к пожарным гидрантам предъявляются требования по установке их на сетях наружного водопровода и обеспечению подачи воды для целей пожаротушения.
В силу п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Судья соглашается с позицией должностного лица, составившего протокол о привлечении к административной ответственности, о том, что осуществление эксплуатации пожарных гидрантов в отсутствие соответствующих водопроводных сетей не представляется возможным.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Наряду с этим, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
По смыслу вышеуказанных норм закона, ответственность наступает не только у собственников, которые осуществляют водоснабжение, но и у тех юридических лиц, в пользовании которых находятся такие сети.
Факт осуществления ГУП СК « Зеленокумский водоканал» деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружении, суд находит доказанным, принимая при этом во внимание то обстоятельство, что представитель юридического лица ФИО1. в судебном заседании не отрицала, что ГУП СК «Зеленокумский водоканал» действительно производило пуско- наладочные работы на улицах населенных пунктов, где установлены пожарные гидранты. Эксплуатация и ремонт водопровода предполагает эксплуатацию и ремонт пожарного гидранта, который является неотъемлемой частью соответствующих водопроводных сетей.
Статьей 127 указанного закона предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В соответствии с пунктом 3.1 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся в том числе, и наружные водопроводные сети с пожарным гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
Согласно ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения" (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.06.1986 N 1982) пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию водопроводных сетей и являются устройствами для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
Аналогичное определение пожарного гидранта содержится в ГОСТ Р 53961- 2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.06.2019 №1317).
Названный ГОСТ Р 53961-2010 предусматривает, что пожарные подземные гидранты устанавливаются в водопроводной сети и обслуживаются в соответствии с ГОСТ 12.3.006-75 "ССБТ. Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности".
В соответствии со статьей 12 ч.1 п. 15 Федерального закона РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99 ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Закона №99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт 3 приложения к Положению).
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим законодательством деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию, используются в заборе воды при пожаре, вследствие чего, на производство ремонтных работ необходимо иметь лицензию.
Факт осуществления ГУП СК «Зеленокумский водоканал» деятельности по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, как было описано судом выше, подтвержден.
При этом ГУП СК «Зеленокумский водоканал» специального разрешения (лицензии) на техническое обслуживание и ремонт пожарных гидрантов не имеет, а следовательно осуществление указанной деятельность без соответствующей лицензии влечет за собой нарушения требований пункта 15, части 1, статьи 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», что предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства правонарушения и вина ГУП СК «Зеленокумский водоканал» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 47 от 22.06.2020; постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края за № 426 от 13 апреля 2018 года, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговый орган ГУП СК «Зеленокумский водоканал», и признательными объяснениями представителя.
Приведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и являются достаточными для обоснования вывода о виновности ГУП СК «Зеленокумский водоканал» в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), и такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20ч. 1 КоАП РФ.
Вина юридического лица заключается в бездействии и выражается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований законодательства о лицензировании, им не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных законодательством обязанностей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отягчающие.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ судом признается признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, суд находит возможным назначить наказание в виде предупреждения считая, что такой вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
признать юридическое лицо – Государственное Унитарное предприятие Ставропольского края «Зеленокумский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Мотивированное постановление изготовлено20 августа 2020 года.
Судья Белоусова Е.В.