ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-363/19 от 15.05.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 5-363/2019

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«15» мая 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

Министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, зарегистрированного по месту жительства и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2018 года Министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмов В.В. допустил нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившееся в том, что Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее – Министерство транспорта) при предоставлении администрации Усть-Большерецкого муниципального района субсидии на реализацию основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» Государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» были нарушены условия предоставления субсидий местным бюджетам, установленные постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П «О государственной программе Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 13 апреля 2018 года № 147-П), выразившееся в необоснованном перечислении субсидии платежным поручением от 20 декабря 2018 года № 865154 в сумме 1 549 791 рубль 72 копейки, а именно:

- в муниципальной программе «Развитие пассажирского автомобильного транспорта в Усть-Большерецком муниципальном районе», утвержденной постановлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 21 марта 2018 года № 112, отсутствовало мероприятие 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае»;

- не было заключено соглашение между Министерством транспорта и администрацией Усть-Большерецкого муниципального района о предоставлении субсидии из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» по целевой статье «1220540060»,

чем нарушены требования подп. 1, 13 п. 1 ст. 158, п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), п. 1, 4 ч. 3, ч. 11 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта», являющегося приложением 5 к Государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П (далее – Порядок).

Каюмов В.В. извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Защитник Криворученко Н.Г., действующая на основании доверенности от 18 декабря 2017 года, в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Каюмова В.В. состава административного правонарушения, а при невозможности освобождения от ответственности – назначить наказание в виде предупреждения. Полагала, что акт от 27 февраля 2019 года по результатам проведенного контрольно-счетной палатой Камчатского края в отношении Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края контрольного мероприятия составлен с нарушением Стандарта внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палата Камчатского края СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», поскольку нарушен срок составления акта (8 рабочих дней вместо 5), каждая страница акта не завизирована, не прошнурована, акт не скреплен печатью. Также считала, что нарушен порядок возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку до составления протокола административный орган должен был направить Министерству транспорта предложения (рекомендации), предписание либо представление, предоставить возможность устранить выявленные недостатки. Считала, что условия, установленные частью 3 Порядка, относятся к получателям субсидий, в связи с чем несоблюдение данных условий органами местного самоуправления не образует состав бюджетного нарушения Каюмовым В.В. Также ссылалась на то, что в соответствии с п. 4 ч. 3 Порядка соглашение о предоставлении субсидии между ее получателем и Министерством транспорта заключено, а неверное указание в нем номера кода бюджетной классификации является технической ошибкой. Вопрос о наличии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого ему правонарушения при составлении протокола об административном правонарушении не исследовался. Имеющиеся материалы дела не содержат доказательств наличия каких-либо негативных последствий от вменяемого правонарушения.

Начальник инспекции правого обеспечения Контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО5, допрошенный при рассмотрении дела в качестве свидетеля, будучи предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пояснила, что в круг его обязанностей входит представление интересов палаты в органах государственной власти, юридическое сопровождение его деятельности, согласование исходящих документов, направляемых юридическим и должностным лицам. В отношении Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края было проведено плановое проверочное мероприятие, по результатам которого был выявлен ряд нарушений, которые были отражены в составленном акте. Акт был направлен для ознакомления в Министерство транспорта, на него были поданы возражения, которые были обсуждены на коллегии палаты. Составлением и оформление акта проверки занимается аудитор, проводивший контрольное мероприятие. Составленный по итогам проверочного мероприятия в отношении Министерства транспорта акт был оформлен надлежащим образом в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палата Камчатского края СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», которым предусмотрено два варианта оформления акта. В данном случае каждая страница акта с тыльной стороны акта была подписана аудитором ФИО7 Представил судье в судебном заседании на обозрение оригинал акта проверки от 27 февраля 2019 года.

Выслушав защитника Криворученко Н.Г., ФИО5, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения Каюмовым В.В. и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.

Частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и статьей 15.14 данного Кодекса.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и статьей 15.14 данного Кодекса.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подп. 1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями, как обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Кодекса.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.

Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

Согласно материалам дела на основании п. 1.4.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2019 год председателем Контрольно-счетной палаты Камчатского края было выдано направление на проведение контрольного мероприятия от 21 января 2019 года № 3 в Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края с целью осуществления проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» Государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» на 2018 год в период с 22 января по 15 февраля 2019 года (т. 1 л.д. 25-30, 31).

Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмова В.В. послужили результаты, проведенного в Министерстве транспорта должностными лицами Контрольно-счетной палаты Камчатского края контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» Государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» на 2018 год, выразившиеся в установлении нарушений п.п. 1, 13 ч. 1 ст. 158, п. 3 ст. 139 БК РФ, а именно при предоставлении администрации Усть-Большерецкого муниципального района субсидии на реализацию основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» Государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» было допущено нарушение условий предоставления субсидий местным бюджетам, установленных постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 13 апреля 2018 года № 147-П), выразившееся в необоснованном перечислении субсидии платежным поручением от 20 декабря 2018 года № 865154 в сумме 1 549 791 рубль 72 копейки, а именно:

- в муниципальной программе «Развитие пассажирского автомобильного транспорта в Усть-Большерецком муниципальном районе», утвержденной постановлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 21 марта 2018 года № 112, отсутствовало основное мероприятие 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае», на реализацию которого Министерством транспорта были доведены и перечислены администрации Усть-Большерецкого муниципального района средства краевого бюджета;

- не заключено соглашение между Министерством транспорта и администрацией Усть-Большерецкого муниципального района о предоставлении субсидии из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» по целевой статье «1220540060».

Данные сведения зафиксированы в акте проверки от 27 февраля 2019 года (т. 1 л.д. 32-80).

Из паспорта подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» приложения к Государственной программе Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» (далее - подпрограмма 2 Программы), утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П, следует, что ответственным исполнителем подпрограммы 2 Программы является Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края (т. 1 л.д. 138-139).

В соответствии со ст. 139 БК РФ постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П «О Государственной программе Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» разработан и утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта», который регулирует вопросы предоставления субсидий местным бюджетам из краевого бюджета в целях софинансирования основных мероприятий подпрограммы 2 Программы (приложение № 5 к Государственной программе Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае») (т. 1 л.д. 140-142).

Согласно ч. 3 Порядка к условиям предоставления субсидий местным бюджетам относятся:

- наличие утвержденных муниципальных программ, содержащих мероприятия, указанные в части 1 данного Порядка;

- обеспечение софинансирования за счет средств местных бюджетов:

а) по мероприятиям, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 настоящего Порядка, в размере менее 30% от общего объема средств, необходимых на реализацию мероприятий;

б) по мероприятиям, указанным в пунктах 2 и 4 части 1 настоящего Порядка, в размере не менее 10% от общего объема средств, необходимых на реализацию мероприятий;

- использование средств субсидий по целевому назначению;

- заключение соглашений о предоставлении субсидий между Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;

- представление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство отчетов об использовании субсидий по форме и в порядке, утвержденным Министерством;

- соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Контроль за исполнением условий, установленных частью 3 данного Порядка, осуществляется Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края (часть 11 Порядка).

В отношении соблюдения Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края п. 1 ч. 3 Порядка (наличия утвержденных муниципальных программ, содержащих мероприятия, указанные в части 1 данного Порядка, в данном случае основного мероприятия 2.5) установлено следующее.

Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края приказом от 14 апреля 2017 года № 111/1-п «Об утверждении формы заявки на предоставление субсидий местным бюджетам» с учетом изменений, внесенных приказом от 25 апреля 2018 года № 120/1-п, утверждена форма заявки на предоставление субсидии местным бюджетам из краевого бюджета в целях софинансирования основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» Государственной программы в виде письменного обращения органа местного самоуправления муниципального образования в адрес Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края, содержащего сведения:

- о маршруте (маршрутах) на территории муниципального образования в Камчатском крае муниципального(-ых) маршрута(-ов) регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования, либо обоснование потребности в организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования в Камчатском крае (при отсутствии на территории муниципального образования в Камчатском крае муниципального(ых) маршрута(ов) регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования);

- о нормативном правовом акте об утверждении муниципальной программы, содержащей мероприятия по приобретению автомобильного транспорта общего пользования (т. 1 л.д. 147-150).

Для получения субсидии на реализацию основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы администрацией Усть-Большерецкого муниципального района в адрес Министерства транспорта на основании запроса от 7 ноября 2017 года № 04/04-2916 было направлено письменное обращение (заявка) Главы Усть-Большерецкого муниципального района от 10 ноября 2017 года № 06/20-2432 с сообщением о необходимости приобретения в 2018 году двух автобусов в целях осуществления полномочий муниципального района по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района по маршрутам: п. Озерновский - с. Запорожье; с. Усть-Большерецк - п. Октябрьский - с. Кавалерское - с. Апача (т. 1 л.д. 211-214).

Из содержания указанной заявки администрации Усть-Большерецкого муниципального района на предоставление субсидии следует, что в нарушение приказа Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края от 14 апреля 2017 года № 111/1-п в ней отсутствует ссылка на нормативный правовой акт об утверждении муниципальной программы, содержащей мероприятия по приобретению автомобильного транспорта общего пользования, наличие которой необходимо для решения вопроса о предоставлении субсидии из краевого бюджета (т. 1 л.д. 211-212).

В материалах дела представлена муниципальная программа Усть-Большерецкого муниципального района «Развитие пассажирского автомобильного транспорта в Усть-Большерецком муниципальном районе», утвержденная постановлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 21 марта 2018 года № 112 (далее – муниципальная программа), основным и единственным мероприятием которого является «Обновление парка транспортных средств пассажирского транспорта» (т. 1 л.д. 181-192).

Изменения в указанную муниципальную программу вносились в течение 2018 года постановлениями администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 27 апреля 2018 года № 167 и от 8 августа 2018 года № 327, содержание которых касалось предельных объемов финансирования на 2018 год, основные мероприятия муниципальной программы не изменялись и не дополнялись (т. 1 л.д. 193-205).

Таким образом, муниципальная программа не соответствовала условиям предоставления субсидии местным бюджетам, установленным п. 1 ч. 3 Порядка, поскольку не содержала мероприятия, указанного в ч. 1 указанного Порядка, а именно основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы.

Таким образом, Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края решение о предоставлении субсидии принято в отсутствии информации о наличии муниципальной программы и фактическом отсутствии в муниципальной программе мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы.

Между главным распорядителем средств краевого бюджета - Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее - Распорядитель) в лице министра Каюмова В.В. и администрацией Усть-Большерецкого муниципального района (далее - Получатель) в лице Главы Усть-Большерецкого муниципального района ФИО6 17 апреля 2018 года было заключено соглашение № 17/2018 о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета (далее – Соглашение), которое определяло порядок взаимодействия сторон по вопросам предоставления Распорядителем бюджету Усть-Большерецкого муниципального района межбюджетных трансфертов в виде субсидии в соответствии с Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и подпрограммой «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П на софинансирование мероприятий Госпрограммы на 2018 год.

В соответствии с п. 1.2 Соглашения финансирование за счет средств краевого бюджета осуществляется по коду бюджетной классификации: 833 0408 1220240060 521 0000000 104 0000 001 (т. 1 л.д. 206-210).

Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края (код «833» согласно приложению № 7 «Ведомственная структура расходов» к Закону Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

Разделу и подразделу соответствует «Национальная экономика - Транспорт» (код «04 08» согласно приложению № 2 «Перечень разделов и подразделов классификации расходов бюджетов» к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65н).

Код целевой статьи «12 2 02 40060» согласно приказу Министерства финансов Камчатского края от 23 ноября 2017 года № 237 «Об установлении перечня и кодов целевых статей расходов краевого бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» соответствует коду программной статьи «12 2 02» и содержит порядковый номер государственной программы Камчатского края согласно распоряжению Правительства Камчатского края от 31 июля 2013 года № 364-РП, и соответствует основному мероприятию 2.2 «Обновление парка транспортных средств организаций пассажирского транспорта» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае»; и направлению расходов - субсидия местным бюджетам на реализацию мероприятий соответствующей подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края (код «40060»).

Вид расходов с кодом «521» в соответствии с подпунктом 5.1.1 пункта 5 раздела III Указаний № 65н определен как «субсидии, за исключением субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности)».

Таким образом, установлено, что предметом указанного Соглашения является финансирование реализации основного мероприятия 2.2 «Обновление парка транспортных средств организаций пассажирского транспорта» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» в виде субсидии администрации Усть-Большерецкого муниципального района за счет средств краевого бюджета.

Приложением № 13 «Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), предоставляемых из краевого бюджета, на 2018 год» к Закону Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главному распорядителю средств - Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края в рамках реализации основного мероприятия 2.2 подпрограммы 2 Программы утверждены бюджетные ассигнования по целевой статье «1220240060» в сумме 162 300 000 рублей (приложение № 7 к Закону Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»), в том числе Усть-Большерецкому муниципальному району - в сумме 5 900 000 рублей.

На основании Закона Камчатского края от 30 мая 2018 года № 218 «О внесении изменений в Закон Камчатского края «О краевом бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов» главному распорядителю средств - Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края в рамках реализации основного мероприятия 2.2 подпрограммы 2 Программы скорректированы бюджетные ассигнования по целевой статье «1220240060», уменьшены до 11 483 333 рублей и дополнительно в рамках реализации основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы утверждены бюджетные ассигнования по статье «1220540060» в сумме 150 816 667 рублей, в том числе Усть-Большерецкому муниципальному району - в сумме 5 900 000 рублей.

Согласно приказу Министерства финансов Камчатского края 23 ноября 2017 года № 237 код целевой статьи «12 2 05 40060» соответствует основному мероприятию 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае»; и направлению расходов - в виде субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий соответствующей подпрограммы соответствующей государственной программы Камчатского края (код «40060»).

Законами Камчатского края от 26 сентября 2018 года № 245, от 19 ноября 2018 года № 270, 18 декабря 2018 года № 288 «О внесении изменений в Закон Камчатского края «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в рамках реализации основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы главному распорядителю средств – Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края уменьшены бюджетные ассигнования по целевой статье «1220540060» до 146 201 469,1 рублей, в том числе Усть-Большерецкому муниципальному району до 3 609 891,7 рублей.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2018 год администрации Усть-Большерецкого муниципального района первоначально доведены Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края согласно уведомлению от 13 декабря 2017 года № 5 на реализацию основного мероприятия 2.2 подпрограммы 2 Программы в сумме 5 000 000 рублей по целевой статье «122024006» (т. 1 л.д. 151-152).

В течение 2018 года бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств Усть-Большерецкому муниципальному району корректировались. Изменялось также направление расходования средств краевого бюджета, соответственно, изменялся код целевой статьи расходов.

В итоге проведенных изменений бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по основному мероприятию 2.2 подпрограммы 2 Программы по целевой статье «122024006» уменьшены и составили 0 рублей согласно уведомлениям от 24 января 2018 года № 195, 6 марта 2018 года № 371, 24 апреля 2018 года № 669 (л.д. 153-159), а по основному мероприятию 2.5 подпрограммы 2 Программы по целевой статье «22054006» увеличены с 24 апреля 2018 года и по состоянию на 31 декабря 2018 года составили 3 609 891,7 рублей согласно уведомлениям от 24 апреля 2018 года № 669, 25 сентября 2018 года № 1449, 7 декабря 2018 года № 2094, 20 декабря 2018 года № 2160 (т. 1 л.д. 172-180).

Денежные средства из краевого бюджета в сумме 3 609 891,7 рублей перечислены финансовому управлению администрации Усть-Большерецкого муниципального района по целевой статье «1220540060» платежными поручениями от 29 октября 2018 года № 568006 в сумме 2 060 100 рублей и 20 декабря 2018 года № 865154 в сумме 1 549 791 рублей 72 копейки (т. 1 л.д. 215).

При таких обстоятельствах установлено, что между Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края и администрацией Усть-Большерецкого муниципального района в 2018 году не заключалось соглашение о предоставлении субсидий в сумме 1 549 791 рубль 72 копейки в целях софинансирования основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 Программы по целевой статье «1220540060».

15 апреля 2019 года в отношении Министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмова В.В. по вышеуказанным обстоятельствам главным инспектором Контрольно-счетной палаты Камчатского края был составлен протокол № 4 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Каюмов В.В. с протоколом ознакомлен, замечаний по содержанию протокола не привел, выразил свое несогласие с ним, копию протокола получил (т. 1 л.д. 4-21).

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.

Доводы защитника Криворученко Н.Г. при рассмотрении дела о том, что неверное указание в Соглашении номера кода бюджетной классификации является технической ошибкой, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются голословными.

Заключенным Соглашением предусмотрено, что финансирование за счет средств краевого бюджета осуществляется именно по коду бюджетной классификации 833 0408 1220240060 521 0000000 104 0000 001, что является одним из существенных условий Соглашения. Оснований для вывода о том, что включая данное условие в Соглашение, представители его сторон при подписании данного документа имели намерение на включение в соглашение иного условия, но была допущена техническая неточность, не имеется. Каких-либо доказательств в обоснование данного утверждения защитником не представлено. При этом до реализации Соглашения его стороны имели возможность внести в него соответствующие изменения, однако этого сделано не было.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Каюмов В.В. является Министром транспорта и дорожного строительства Камчатского края, назначен на указанную должность распоряжением губернатора Камчатского края № 1258-Р от 8 октября 2014 года (т. 1 л.д. 124).

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 445-П (далее – Положение о Министерстве транспорта), Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере транспорта и дорожного строительства Камчатского края.

Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, в том числе обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, предоставленных Министерством, условий, установленных при их предоставлении (подп. 22 п. 2.1 Положения о Министерстве транспорта).

Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Камчатского края (п. 3.1 Положения о Министерстве транспорта Камчатского края).

Каюмов В.В., являясь должностным лицом, при предоставлении администрации Усть-Большерецкого муниципального района субсидии на реализацию основного мероприятия 2.5 «Приобретение автомобильного транспорта общего пользования» подпрограммы 2 «Развитие пассажирского автомобильного транспорта» государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» должен был знать в силу публичной известности и доступности, а также обеспечить неукоснительное соблюдение условий предоставления субсидий местным бюджетам, установленные постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 551-П (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 13 апреля 2018 года № 147-П).

На основании исследованных доказательств установлено, что при предоставлении субсидии администрации Усть-Большерецкого муниципального района Министром транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмовым В.В. допущено нарушение условий предоставления субсидий местным бюджетам.

Вопреки доводам защитника Криворученко Н.Г. установленные условия предоставления субсидий бюджетам являются обязательными как для получателя бюджетных средств, так и для их главного распорядителя, в связи с чем за нарушение последним данных условий Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.3.

Приведенные защитником при рассмотрении дела доводы о том, что акт от 27 февраля 2019 года по результатам проведенного контрольно-счетной палатой Камчатского края в отношении Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края контрольного мероприятия составлен с нарушением Стандарта внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палата Камчатского края СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (нарушение срока составления акта (8 рабочих дней вместо 5), каждая страница акта не завизирована, не прошнурована, акт не скреплен печатью), не влекут невозможность принятия содержащихся в указанном акте сведений в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что после получения направленного для ознакомления акта проверки Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края были представлены замечания к акту проверки, в которых не содержатся сведения о наличии замечаний к оформлению акта проверки.

В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

При таких обстоятельствах указанный акт проверки от 27 февраля 2019 года, составленный уполномоченными должностными лицами Контрольно-счетной палаты Камчатского края по итогам проверочного мероприятия, в силу положений ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является документом, содержащим фактические данные, то есть источником доказательств по делу, а содержащиеся в нем сведения не вызывают сомнений в своей достоверности, объективности, согласуются с иными собранными по делу доказательствами, дополняя их.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

При применении положений Стандарта внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палата Камчатского края СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 27 июля 2012 года, протокол № 24 (в ред. решения Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 17 декабря 2018 года, протокол № 31)) (далее – Стандарт) следует учитывать, что согласно п. 1.1 указанного документа, данный Стандарт предназначен для сотрудников Контрольно-счетной палаты Камчатского края в целях обеспечения качества, эффективности и объективности их контрольной деятельности.

Определенный в п. 5.12 Стандарта для составления по итогам проверочного мероприятия акта пятидневный срок не является пресекательным.

Из представленной в деле копии акта проверки следует, что он был подписан всеми должностными лицами, принимавшими участие в проведении контрольного мероприятия, что соответствует требованиям указанного пункта Стандарта.

При этом в Стандарте содержится требование, согласно которому каждая страница акта должна быть завизирована одним из должностных лиц Контрольно-счетной палаты Камчатского края, проводивших данное контрольное мероприятие, либо пронумерована, прошнурована и скреплена печатью Контрольно-счетной палаты Камчатского края.

Таким образом Стандартом предусмотрено два варианта оформления акта: 1. каждая страница акта должна быть завизирована одним из должностных лиц Контрольно-счетной палаты Камчатского края, проводивших данное контрольное мероприятие; 2. каждая страница акта должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью Контрольно-счетной палаты Камчатского края.

Из представленной в деле копии акта следует, что каждая его страница была пронумерована.

Также при рассмотрении дела был непосредственно исследован представленный судьей на обозрение начальником инспекции правого обеспечения Контрольно-счетной палаты Камчатского края Мрясовым В.В. оригинал акта проверки от 27 февраля 2019 года и установлено, что каждая страница данного акта с оборотной стороны имеет подпись руководителя проверки – аудитора Контрольно-счетной палаты Камчатского края Никулина Н.В., то есть им завизирована.

Нельзя согласиться и с доводами защитника о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку до составления протокола административный орган должен был направить Министерству транспорта предложения (рекомендации) и предоставить возможность устранить выявленные недостатки.

Порядок возбуждения дел об административных правонарушениях регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При этом согласно примечанию к вышеуказанной статьей при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 данной статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Протокол об административном правонарушении, которым в отношении Каюмова В.В. было возбуждено настоящее дело, был составлен уполномоченным должностным лицом Контрольно-счетной палаты Камчатского края 15 апреля 2019 года, то есть после оформления акта проверки, что соответствует вышеприведенным требованиям, в связи с чем установленный порядок возбуждения дела не нарушен.

По результатам проверки материалов дела иных процессуальных нарушений при производстве по настоящему делу также не установлено.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину Министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Обстоятельства совершения административного правонарушения при изложенных обстоятельствах установлены при рассмотрении дела совокупностью исследованных доказательств, согласующихся между собой, дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного Каюмовым В.В. административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный нормативными правовыми актами порядок охраняемых законом общественных отношений в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающий устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращения производства по данному делу в связи с малозначительностью административного правонарушения не усматриваю.

При этом необходимо учитывать, что причинение ущерба либо наступление иных последствий не является обязательным квалифицирующим признаком формального состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а само по себе отсутствие материального ущерба (вреда) не может расцениваться в качестве обстоятельства, характеризующего малозначительность совершенного административного правонарушения.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Каюмова В.В., согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Каюмова В.В., в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

При решении вопроса о назначении административного наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений о том, что ранее Каюмов В.В. привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений полагаю необходимым назначить Каюмову В.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации по настоящему делу не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Каюмова Владимира Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель – Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Контрольно-счетная палата Камчатского края, л/с 03382001150) Отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский, ИНН 4101124539, КПП 410101001, ОГРН 1084101003095, БИК 043002001, р/с 40201810405070000002, КБК 802 1 16 33020 02 0000 140.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков